Психология Konz/Лагеря. Часть 1 - Различия

Психология Konz Лагеря Часть 1  Различия

Этот человек - Виктор Франкл. Известная фигура для всех психологов. Он подарил профессии отдельное направление - логотерапии. Но самым выдающимся фактом его биографии является то, что он - узник немецкого концлагеря. О своем заключении, Франкл написал книгу "Сказать жизни Да: психолог в концлагере", ставшая фундаментальным трудом для логотерапии. 



А эту женщину зовут - Ефросинья Антоновна Керсновская. Имя ее не так известно и распространено, поскольку при жизни она не дала ни одного интервью. Лишь через несколько лет после ее смерти в 1994 году, вышло полное собрание ее мемуаров - "Сколько стоит человек?". Зарубежные журналисты и издатели прозвали Керсновскую как "Женщина, победившая ГУЛАГ..."

 Казалось бы, что может быть общего у двух этих этих людей, с непростой, но, по-настоящему, выдающейся судьбой? Как оказалось - почти все. До тех пор, пока вы не сверите оба текста написанных о жизни в немецком концлагере и жизни заключенных в советских лагерях, вы отнюдь и не поймете, что человек за колючей проволкой испытывает одни и те же чувства, вне зависимости от цвета униформы охранников. 

Безусловно, есть и различия в их описаниях. Их стоит рассмотреть:

Различие первое. Период пребывания Виктора Франкла в концлагере охватывает промежуток в три года – с 1942-1945. История заключения и ссылки Ефросиньи Керсновской охватывает период с 1940 по 1958 гг. А это почти двадцать лет пребывания в ссылке и исправительно-трудовых лагерях.

Различие второе. Разная интенсивность ощущения "близкой" смерти. Франкл характеризует пребывание в концлагере чувством «ежедневной, ежечасной, ежеминутной угрозой гибели». То есть, смерть в концлагере – это непредсказуемое, но очень близкое и скорое событие. В описаниях Керсновской же, интенсивность чувства «приближения» смерти варьируется - во время допросов, следствия, судебных разбирательств. А пребывание в Норильске, Керсновская называет «оазис в аду», поскольку к высшей мере наказания практически не прибегали - в силу труднодоступности и сезонности в поставке «человеческих ресурсов». Заключенные умирали в силу естественных причин – изнеможение, голод, тяжелые климатические условия, болезни, суициды. 

Различие третье. Разный взгляд авторов на суицидальное поведение. Оба так или иначе думали о попытке самоубийства, и не раз (в версии Франкла это отдельная глава под названием "Броситься на проволоку?", у Керсновской встречаются три эпизода суицидальных мыслей). И тем не менее, оба не поддались искушению, и устояли против подобных мотивов, а кроме того - боролись за жизни других людей. Франкл был в составе некой "инициативной группы", противодействующая суицидам в лагере. Управлялась эта группа духовенством из числа иудейских раввинов и старейшин - ведь в иудаизме - самоубийство страшный грех. Керсновская же, руководствовалась только своими гуманистическими, лишь отчасти, христианскими мотивами. 

Различие четвертое. Контингент заключенных. В немецкие лагеря заключенные попадали в силу своего происхождения и рода деятельности. В принципе, также как и в советские: происхождение, род деятельности, владение иностранными языками - были достаточным основанием для ссылки в лагерь, и условно, но приравнивались к  преступлениям по особо тяжким статьям. Керсновская пишет: «в общей каюте третьего класса, вместившей 240 «пассажиров», в основном находились рецидивисты». Иными словами, участь невиновного заключенного осложнялась еще и тем, что он подвергался подобному смешению и был беззащитен против заключенных, осужденных по особо тяжким статьям. 

Различие пятое. Итоговое.  
Оно заключается в осмыслении пережитого опыта самими заключенными. Истории пребывания в концлагере известны всему миру, а подвергать сомнению достоверность этих историй в ряде стран является преступлением.

Истории заключенных в советских лагерях оставались под запретом как для письменного воспроизводства, так и для устного, вплоть до конца 1980-х годов. К ним и до сих пор относятся скептически, не обращают на них внимания, а что еще кощунственнее - отрицают. И тогда, на улицы Москвы выходят ряженные НКВД-шники, словосочетания "В лагеря - страну поднимать", "Сталина на вас нету" становятся нарицательными и крылато-бессмысленными. И тогда, вместо НКВД-шников ряженых, рано или поздно, придут настоящие. 

Полный текст опубликованной статьи вы можете посмотреть здесь - https://humanpsy.ru/books/integr2017-1.pdf


Просмотров: 387
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • 110 лет со дня рождения В. Франкла " Психолог в концлагере"
  • Различие в подходах к лечению панических расстройств "у нас" и "у них".
  • "Человек в поисках смысла" (В. Франкл)
  • "Стыд" и "Вина", в чем их различие?
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Как перестать искать "маму"? Часть вторая. Различие подходов.
  • Сказка о жизни "Дар и Любовь". История первая "Зарождение любви".
  • Кто формирует наш сценарий жизни или "Не люблю я этих врачов!"
  • Сколько стоит психолог (или как можно за "поболтать" такие деньги "отваливать")?
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Зачем мы думаем о смерти "во время жизни"?
  • Откуда приходит гнев? Болезни "жара" и два типа "жарких" людей.
  • Мужчина или женщина? Несколько "неудобных" мыслей о "половом вопросе"
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Где у человека находится "батарейка" энергии жизни и как она "заряжается"
  • Техника "Автопортрет". "Цвета и чувства". И мой портрет с комментарием.
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • О принципе "Cognition First" и печальных спорах среди "психологов"
  • Гитлер как "психотерапевт" (Серия: "Из жизни символов")
  • "Работа с МАК". Расклад "Сказка моей жизни".
  • Как НАСЛАДИТЬСЯ формирует "иметь" и "быть сытым". Пятое движение любви.
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • Термины психологии. Часть 2. "Фрустрация", "мания", "истеричка".
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • "ОН", "Persona", "Саgа" или Как выпускники профессии сМАКовали
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • "Штопор", "бочка" и "мертвая петля": осторожно, негативные состояния
  • Контракт "О жизни" или "5 неизбежных испытаний"
  • Мороки в нашей жизни, или "Почему человек так сильно изменился? Он же был совсем другой."



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь