Кто старое помянет — тому глаз вон

Психология бывает научная и житейская. Научная — это то, на что я опираюсь в работе, что описывает устройство и работу психики человека в целом, что проверено практикой и экспериментами. "Хранится" она обычно в серьёзных книгах серьёзных авторов.

Житейская — это то, что чаще всего применимо к конкретным ситуациям и событиям. Она часто содержится в поговорках, пословицах, устойчивых выражениях, а в наши дни — ещё и во всяческих цитатах, которые порой взяты именно из серьёзных книг, но вырваны из контекста. Иногда эти фразы или поговорки бывают полезны, чтобы на них опираться, как на ресурс. Иногда они вредят, потому что ограничивают человека в его выборе или вызывают чувство вины или стыда, например, за свою "несостоятельность", "лень" или ещё какие-то качества. Потому что эти фразы, пословицы или метафоры становятся устойчивыми убеждениями, установками и даже ценностями человека, которые на уровне автоматизма определяют его поступки, мысли, чувства и иногда — жизнь в целом.

Время от времени я буду делать небольшой разбор какой-нибудь фразы или поговорки. Рассматривать, как и какие ситуации она описывает, где это могло бы помогать и как эту фразу можно применить с пользой для себя. И предлагать пожить с этой фразой, понаблюдать, как она относится именно к вам, в каком виде она вам подходит или не подходит, где и как она уже была в вашей жизни. И делать выбор — как дальше обходиться с этим убеждением: сохранять или выбрасывать как отжившее и устаревшее. А, может, словно положить его в шкафчик — и доставать в те моменты, когда оно действительно может быть вам полезно.

"Кто старое помянет — тому глаз вон".

Уверена, хотя бы раз в жизни каждый оказывается в ситуации, когда ему предлагают забыть какую-то информацию, чувство или поступок. Дескать, забудешь — и сразу станет легче. Возможно, иногда и впрямь так бывает. Вопрос только в том, что мозг и тело вряд ли что-то по-настоящему умеют забывать. Если какое-то событие или информация затронули душу и разум, то ответные эмоции забыть вряд ли удастся. Потому что "забыть" зачастую означает вытеснить и сделать вид, что этого не было и нет. А оно — есть. И, будучи вытесненным, исподволь управляет человеком и его состоянием. И вспоминается порой в самые неподходящие моменты.

И тогда лучше не забывать, а проживать как следует свои эмоции, а прожив — принимать взвешенное решение о том, как поступать дальше. И обнаруживать с течением жизни, что и впрямь отступили грустные воспоминания, а если появляются, то их сопровождает куда более спокойное чувство, вроде "печаль моя светла..."

Но есть ещё один важный момент, связанный с неполезностью забывания. Люди часто приходят на консультацию с просьбой: "Сделайте так, чтобы я это (измену, утрату, насилие) полностью забыл!" Но если со мной случилось что-то не очень хорошее (или очень нехорошее), и я об этом полностью забуду, как я смогу в следующий раз, когда будет складываться подобная ситуация, распознать опасность? Я же буду проживать жизнь, танцуя на граблях Мёбиуса и совершая раз за разом одни и те же ошибки!

И тогда вдвойне полезнее не забывать, а помнить, особенно — вынесенный из каждой ситуации урок, и на его основе принимать решения и делать жизненные выборы. Да, может быть, одним из выборов будет не припоминать ежедневно партнёру по отношениям всё, что было в прошлом: "А помнишь, как ты меня обманул/подвёл/изменил!" А, приняв решение в этих отношениях оставаться, что-то делать со своей стороны, чтобы обозначить свои границы. И помнить, что другой может делать, а может и не делать что-то для сохранения и улучшения отношений. И тогда опять придётся вспомнить прошлый урок и сделать очередной выбор.

Потому что полностью поговорка звучит так: "Кто старое помянет — тому глаз вон, а кто забудет — тому оба". 



Просмотров: 563
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Что делать, когда на работе возникают мысли: "Не хочу/не буду/неинтересно/мое ли это?"
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • "Я буду любить тебя вечно!" или почему так трудно забыть "бывшего"?
  • Урок жизни № 1: "Завтра может и не быть..."
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • "Угловое" воспитание: что делать, когда "угол" не по размерам?
  • Что делать, если у вашей женщины начала часто "болеть голова"
  • "Когда вкусно- не могу остановиться" Что делать?". Вопрос от читателя канала
  • "Полюби моего Внутреннего Ребёнка!" или "Сделайте то, что не хочу делать я"
  • Когда женщина "звучит", она не может быть в одиночестве
  • "А тому ли я дала" или комплекс "Мадонны-Простмтутки" у мужчин и женщин
  • "Я хочу чтобы меня любили" или "когда я смотрю на небо"
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Правильные отношения? Может "да", а может "нет", у каждого свой взгляд.
  • Может ли страдание быть "нормальным" и "патологическим"?
  • Когда вы перестанете быть "удобной" для многих вы сразу станете "стервой"
  • "У мужа семья на стороне, что делать?" Психологический разбор ситуации.
  • Что делать, если поведение ребенка "ни в какие рамки", а наказание не работает?
  • Где у человека находится "батарейка" энергии жизни и как она "заряжается"
  • И по лужам бегать иногда очень полезно! Как правильно говорить ребенку "нельзя".
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • Мне то "хорошо", то "плохо" с ним. Что делать с обидами и негативом в семье.
  • Мне то "хорошо", то "плохо" с ним. Что делать с обидами и негативом в семье.
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • "Я ошибка!", или "Меня не должно было быть!"
  • Когда "отпускать" ребенка или как не сделать из него "мамсика".



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь