Ознакомление дошкольников с эмоциями как профилактика психосоматических заболеваний.

 

   Ознакомление дошкольников с эмоциями как профилактика психосоматических заболеваний

Центральной   задачей   ознакомления   дошкольников   с   эмоциями   и   их словесным выражением служит профилактика психосоматических заболеваний.Психосоматические заболевания заметно потеснили в XX веке все остальныевследствие   повышения  темпа  жизни  и  увеличения  эмоциональных  перегрузок.

        Естественно, что такая ситуация вызвала интерес у врачей, психологов к причинам, вызывающим    психосоматические    заболевания.    В    последнее    время    широкое  распространение  получило  понятие   "алекситимия" ("а"  -  отрицание,   "тимос"  - настроение,    "лексис"    -    лексика,    словарь),    т.е. существование  личностных особенностей,  являющихся    предпосылкой      появления  психосоматических заболеваний. Врачи заметили, что люди, у которых беден эмоциональный словарь, часто страдают болезнями сердца, сосудов, нервов, гипертонией и т.д. Какая же связь между эмоциями и сердцем? Эмоциональный разряд формируется в глубинах мозга, требует выхода, но прямой выход, т.е. всплеск, непосредственное проявление эмоций, невозможен. Эмоция требует переработки. Один из механизмов такой переработки -  способность распознавать и описывать свои эмоции и эмоции других людей (т.е. анализ   эмоций   с   помощью   слов,   понятий).   Как   же   помочь   детям   не   стать впоследствии    психосоматиками? Для этого    необходимо    привлечь  их к эмоциональному миру человека, обучить их выражению и распознаванию некоторых базовых эмоций, развивать самопознание.

Приемы работы:

1.  Беседы, направленные на знакомство с разными эмоциями.

  1. Словесные, настольно-печатные игры, подвижные игры.
  2. Рисование эмоций.
  3. Проигрывание этюдов на передачу различных эмоций и чувств.

Последовательность знакомства с каждым чувством:

1. Первичное знакомство с чувством, настроением.

а) Рассказ или чтение взрослым эпизода из сказки, рассказа, в котором герой

испытывает то же чувство. Дети должны угадать чувство, а затем вспомнить

другие эпизоды из сказок, рассказов, когда герой испытывает это же чувство.

Например: "Гулял по лесу пес. Вдруг навстречу ему идет лисенок с огромным букетом цветов и поет песенку. Увидел лисенок пса и подарил ему цветы. Удивился песик и спросил: "А за что?" "Да просто так", - ответил лисенок и побежал дальше.

     б)  Вопросы: "Какое это чувство?"

Затем взрослый говорит детям, что они тоже испытывают такое чувство и предлагает закончить предложение: "Чувство радости (обиды, жалости и др.) это когда ..."

в) Наши  близкие тоже в тех или иных случаях испытывают это чувство.

Дети заканчивают предложения: "Для мамы чувство радости (обиды, жалости) - это когда ...", "Для воспитательницы ... ", "Для сестры ..." Это работа с незаконченными предложениями.

г)  Рисунок на тему "чувство"

Затем в зависимости от возраста проводится или выставка детских рисунков (младшие дети) или рассказ каждого ребенка о своем рисунке.

д) Игра "Ассоциации" (старшие дети). Дети по очереди придумывают, какого цвета
могло быть чувство, каким животным, каким запахом, каким звуком ... С
помощью этой игры можно показать, что чувства каждого человека уникальны,
и каждый имеет право чувствовать по-своему.

II. Обучение распознаванию и произвольному проявлению чувств.

Работа   начинается   с   предъявления   детям   одного,   а   лучше   нескольких изображений человека, испытывающих данное чувство.

1.  Понаблюдать за мимическим выражением чувства.

  1. Детям предлагается показать данное чувство лицом, телом, дыханием.

Можно провести конкурс на самое похожее чувство (самую радостную радость, самый интересный интерес).

3.   Когда дети познакомятся более чем 2-мя чувствами, можно включать в занятие
игры на проявление и распознавание чувств.

Этапы работы по овладению "языком чувств".

 I. Содержание работы.

1)                овладение особой лексикой, пополнение словаря понятиями, называющими состояния, эмоции, настроения, его оттенки, переживания. Эти слова дают возможность определить желания и цели, ощущения и самоощущения.

2)                овладение особыми фразами и особым речевым поведением, помогающим улаживать конфликты, разрешать споры, устанавливать речевые контакты.

3) освоение    большого    пласта    "важнейших    слов",    т.е.    слов    вежливости, отражающих   нашу   доброжелательность,   расположенность   к   окружающим, воспитанность.

 I I. Лексика настроения, приемы работы.

1)       помогать разбираться детям в своих состояниям и отношениях с помощью определенных слов, фраз: Мне приятно - мне неприятно, мне нравится, не нравится, мне хочется - не хочется, я рассержена, я обижена, я доволен, я расстроилась.

2)   стихи, где характеризуется какой-либо персонаж, его настроение, внутренне состояние: "И слон возвратился в родные места, счастливый от хобота и до хвоста", "Кто никому не помогает, тот вечно хнычет и скучает".

3)       словарь определений из детской поэзии, выписать карточки, наклеить соответствующую картинку и поместить в коробку с соответствующей надписью "настроение".

"Встало солнце кислое, смотрит - небо скисло, В кислом небе кислое облако повисло". Даже сахар кислый, скисло все варенье, Потому что кислое было настроение".

III. Улаживание конфликтов, приемы работы.

1)          обучение "словесному бою" с теми, кто дразнится, обзывается, вооружение детей защитной фразой: "кто обзывается, тот сам так называется", "кто чем обзывается, тот тем же называется".

2)    убедить, что расстраиваться не надо уже потому, что "обзывалыцику" это в радость, он этого и хотел. А зачем мы будет доставлять ему это удовольствие?

3)          прием "письма" от "незнакомца", который был в детском саду и, услышав клички, не смог их написать. Или его образовало чье-то узнаваемое детьми поведение, и он хочет поблагодарить.

IV.   Волшебные слова, приемы работы

1) это формулы вежливости, вежливые обороты, особые слова, они не называют чувств, но выражают добрые, заботливые отношения. Пример взрослых: "будь добр", "разреши", "извини", "с твоего разрешения", "позволь", "прости", "я не хотела" и т.д., чтение художественной литературы.

2) сочинение совместных историй про разных персонажей, у которых не было в

речи волшебных слов и потому им плохо приходилось в жизни.

В заключение хотелось бы сказать, что умение быть чутким и добрым к другим невозможно без умения быть чутким и добрым к себе. Необходимо учить любить себя, свой внутренний мир, познавать его и относиться уважительно, любить свое тело,  его возможности.  "Язык чувств"  помогает малышу заявить о себе, защитить   себя,   выразить   отношение   к  другому  и  к  себе,   сформировать положительную самооценку.  Если понимаешь  себя, то лучше понимаешь и других;человек, понявший себя,  становится более открытым для других, учится принимать других такими, какие они есть.

ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНЮ С ЭМОЦИЯМИ

ИГРЫ

1. Первичное знакомство с чувствами

"ЖИВОТНЫЕ"

Для выполнения этого упражнения потребуется набор маленьких пластмассовых животных - диких и домашних. Ведущий расставляет животных на столе. Затем называет то или иное чувство и просит детей выбрать животное, которое ассоциируется с данным чувством, взять в руки и, по возможности, объяснить свой выбор.

"ПАЛЬЦЫ"

Детям предлагается пощупать пальцами различные поверхности: веточки от елки, кусочки наждачной бумаги, глянцевой бумаги, бархата и др., а после этого назвать чувство, которое было вызвано каждым из соприкосновений.

"МУСОРНОЕ ВЕДРО"

Ведущий ставит на середину класса небольшое ведерко и предлагает детям порассуждать, зачем человеку нужно мусорное ведро и почему необходимо постоянно освобождать его от мусора. Потом детям предлагается представить себе жизнь без мусорного ведра, когда мусор постепенно наполняет комнаты, становится тяжело дышать, невозможно передвигаться, дети начинают болеть. Проводится аналогия с чувствами. У каждого из нас часто скапливаются чувства, ставшие ненужными и бесполезными. И некоторые любят копить свои чувства, например, копить обиды и страхи. Далее детям предлагается выбросить старые, ненужные обиды, гнев, страх в мусорное ведро. Для этого дети на листочках записывают чувства, от которых они хотят избавиться, например: "Я обижаюсь на ...", "Я боюсь ...", и т.д. Затем они сворачивают листочки комочками и выбрасывают в мусорное ведро, а дежурный выносит ведро в мусорный ящик. Это упражнение необходимо повторить несколько раз с небольшими временными интервалами.

2. Обучение распознаванию и произвольному проявлению чувств.

"МОРЕ   ВОЛНУЕТСЯ"

Ведущий начинает так: "Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, фигура радости (страха, стыда и т.д.) замри". Далее водящий выбирает наиболее яркую фигуру и игра повторяется.

"ТЕАТР"

Детям предлагается представить себя актером и показать данное чувство только ртом, глазами, рукой, спиной, посадкой и т.п. Ведущий помогает детям, закрывая листом бумаги  лицо и его части, чтобы исключить узнавание чувства по мимике лица - актера.

"СКУЛЬПТОР"

Для выполнения этого упражнения нужны одноцветные бумажные салфетки. Салфетки складываются вдвое, а затем дети щипковыми движениями делают отверстия так, чтобы получились маски, выражающие то или иное чувство и озвучивают его.

"ПОПУГАЙ"

Ведущий произносит короткое предложение, например: "Я иду гулять". Один из участников повторяет предложение, стараясь при этом выразить заранее задуманное им чувство. Остальные дети отгадывают, какое чувство было задумано.

"ПОКАЖИ ДНЕВНИК МАМЕ"

Из числа участников выбирается "мама" и "ученик". "Ученик" пишет на листочке оценку и показывает ее так, чтобы видела только "мама". "Мама" должна без слов выразить свое чувство так, чтобы остальные дети догадались, какую оценку получил "ученик".

"ШУРУМ - БУРУМ"

Ведущему предлагается загадать чувство, а затем только с помощью интонации, отвернувшись от круга и произнося только слова "шурум-бурум", показать детям чувство.

Список использованной литературы:

1. Хухлаева О.Н. «Лесенка радости». М.,1998 г.

2.Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. "Учим детей общению". Ярославль, 1996 г.

3.Кряжева Н.Л. "Развитие эмоционального мира детей". Ярославль, 1996 г.

4.Овчарова Р.В. "Практическая психология в начальной школе". М., 1996 г.

5.Панфилова М.А. "Игротерапия общения". М., 2000 г.                                                    


 


 


 


 



Просмотров: 527
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • "Скажите, где "Я"?" или "Как опираться на себя".
  • О "сильных" и "слабых" или о том, как общаться с "сильным мужчиной"?
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • Кто вы, "Госпожа", "Сердечный друг" или "Женщина"?
  • "ОН", "Persona", "Саgа" или Как выпускники профессии сМАКовали
  • "Штопор", "бочка" и "мертвая петля": осторожно, негативные состояния
  • Комментарий для журнала "Солнечный круг" на тему "Дети, подростки и социальные сети"
  • Акция "Подарки для детей из детского дома" - насколько это "добро" - доброе?
  • Как мне перестать быть "хорошей" и "удобной" для других?
  • "Сколько раз тебе повторять" или "как мне повезло, что ты такой сообразительный"
  • "Уверенность в себе" или "Что мешает чувствовать себя уверенно?"
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • "Все мужчины хотят только секса" или "Мне просто нечего им больше предложить"
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • "Навсегда твой" или "зачем я только это сказал?!"
  • Часть 2. "Ходячие гробики": почему вредно говорить детям "нельзя злиться"
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • Упражнения "Безусловная любовь к себе" и "Одно любимое дело для себя"
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • Термины психологии. Часть 2. "Фрустрация", "мания", "истеричка".
  • От "больничной койки" и "луна-парка" до "теннисного корта"
  • Принимай то, что можешь (про идею "принятия" и "непринятия" себя и других)
  • "Что за зверь такой, "мотивация"? Как его есть?"
  • "А он то ехал к маме...на тот свет" или "Подсознание верит в то, что вы говорите"
  • Главный вопрос у "худеющих" клиентов - это как "любить себя?"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь