Почему они уходят (размышления о групповом процессе)

Очень интересный и тревожный для меня вопрос. Почему уходят участники группы. Многие их них приходят с энтузиазмом и желанием работать и вдруг – уходят. «Это не для меня», «мне не подошел этот «гештальт», «мне не интересны вопросы, которые вы тут решаете», «я это все уже для себя поняла» - и много других объяснений я слышу от уходящих. Но для меня они не совсем убедительны.

 

Постараюсь тут поделиться своими  размышлениями  по этому поводу:

  1. Начну с себя. С личности ведущего группы. Для меня очень важна собственная устойчивость, осознанность и открытость. Возможность находиться в так называемой (хорошо описанной у Перза в «Эго, голод и агрессия») точке предразличия. Когда не поддерживается какое-то мнение или полюс,  хотя потоки собственных предпочтений, симпатий и антипатий пытаются прибить меня к тому или иному берегу.

Это «предразличие» ведущего позволяет каждому участнику быть проявленным в более-менее безопасной обстановке.

Осознанность помогает мне, в том числе, не «скакать» за групповыми процессами, а притормаживать и обращать внимание сначала свое, а потом и участников на происходящее с ними. Это очень важно на стадии преконтакта, когда формируется доверие, открытость, возможность находиться в группе, открываться в ней.

Открытость – это про предъявление  группе  того, что со мной происходит. Осознавая свои переживания очень важно упаковывать их в удобоваримые для участников группы формы. Не вываливая их в первозданном виде, но и не утаивая, не слишком задрапировывая красивыми фразами и словами.

Чем меньше утаенного, скрытого, «замыленного», тем устойчивее группа в целом и тем безопаснее находиться в ней каждому из участников.

  • Очень важно взаимодействие ведущих, когда их двое (или несколько). Чем больше у соведущих непроясненного  и, даже, неосознаваемого напряжения, тем больше это отражается на группе. Как только ведущие начинают осознавать,  что происходит в контакте между ними, обсуждать, выносить на супервизию,  и, даже, проговаривать на группе, тем стабильнее  становится сама группа.

Для группы важны в самом начале процесса не только четкие понятные границы самого проекта, но  и границы  в отношениях соведущих, в том, как они делят пространство группового процесса между собой, как они уважают личное пространство друг друга, насколько свободно и безопасно  они могут предъявляться в соведении. Если этих границ нет, или выстраивание их затягивается, группа реагирует  тревогой и нестабильностью.

 

  • Особенные люди

Приведу примеры особенностей.

Одна из участниц ушла из группы по причине непереносимости собственного стыда перед сыном. Она его обнаружила на первой сессии, когда кто-то рассказал о своей  обиде на мать и некоторые из участниц это поддержали. На что женщина очень бурно реагировала, критиковала ведущих, процесс, сам метод обучения и т.д.

 

Другая участница являла очень ярко выраженную нечувствительность (функция персонелити сильно доминировала) У нее было много рассуждений о том, как надо, как правильно и тп.

 

И все было бы неплохо, если бы и остальные участники группы были в том же диапазоне стыда и нечувствительности. Но у них с этими параметрами было на порядок лучше (ну плюс, минус у каждого в свою сторону). И присутствие таких особенных людей на группе добавляет много напряжения, которое сложно выдерживать всем участникам группы. Даже если ведущие проявляют чудеса профессионализма, легализуют напряжение, обращают внимание на разницу в восприятии, особенным людям трудно удержаться в пространстве группы. Здесь на помощь может прийти личная терапия, и кто прибегает к ней, имеют гораздо больше шансов удержаться в группе.

 

Наталья Барсукова



Просмотров: 50
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Я хочу, чтобы мне было плохо, для меня это хорошо.
  • 10 дельных советов для построения счастливых отношений с мужьями, даже если сейчас все очень «сложно».
  • Как реагировать, когда вмешиваются в мои дела, а мне это очень обидно?
  • Изобилие это когда всё есть и даже немножко больше, а лучше много про запас.
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Психотерапевтическая группа, как модель социума или в чем сила группы?(Ревизия отношений ч.4)
  • Я почему-то не чувствую, что меня любят. Кто мне скажет – как это полюбить себя?
  • Самоизоляция. Соблюдать или нет? Про что это для меня?
  • Группы созависимых. Помощь тем, кто рядом.
  • За что платят участники группы, когда ведущий работает с чужими проблемами?
  • Психотерапевтические группы похудения: что они дают?
  • Группы раннего развития или группы тоддлеров
  • Несколько слов о гештальт-терапии. Что это для меня?
  • Почему мне нравится Групповой Анализ (очень коротко для тех, кто впервые сталкивается с этим методом)
  • «Денег нет, но вы держитесь». Где взять деньги, когда они очень нужны
  • Родители, для меня это важно!Советы глазами ребенка.
  • Когда очень хочется перемен, а они не торопятся
  • Упражнение «Панель»: когда очень важно услышать друг друга
  • "Анализ сновидений" в группе - что это и как это работает?
  • Где взять деньги, когда они очень нужны
  • Деньги из ниоткуда. Как «найти» деньги, когда они очень нужны
  • Если в ваших отношений есть все это, тогда вам действительно очень повезло
  • Я всегда очень дружески отношусь к тем, до кого мне нет дела
  • Прочти это, когда будет очень плохо...
  • Очень сложно строить отношения с тем, кто ...
  • Психотерапевтическая группа. Что это, и как в ней быть?
  • Для чего нужны группы общения для подростков?
  • Психотерапевтические группы. Зачем они нужны?
  • Закрытые группы в месссенджерах, как заменитель психотерапии для взрослых детей



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь