А наведу-ка я порядочек в метафизической части своего мировоззрения)). Попробую придать словесную форму конструкциям, которые живут во мне небезымянно, наполненно и слаженно, но несколько размыто.
Дух, душа, психика, психотерапия, духовные практики – вот эту добрососедскую плеяду (как она есть в моем представлении) я дерзну описать.
- Дух.
Существует свободная игра бескрайнего пространства, содержащего в себе все миры и измерения, и есть совсем не богатый набор базовых законов этой игры. Вот это игривое пространство и его законы, в моем нынешнем понимании и есть дух и законы духа. А любопытнейшее художественное описание такой игры я встретила в свое время у С.Лема в его Солярисе.
Поясню, что 'игра' в этом случае, подразумевает бесконечный и самовоспроизводящийся творческий процесс. Свободный в своей безоценочности. Для него одинаково приемлемы мир и война, любовь и насилие…
Повторюсь, что пространство духа целостно и всеобъемлюще. Это тот случай, когда «танцуют все»))
2. Душа.
Душа - один из результатов этой игры духа, один из ее продуктов. Более того, я воспринимаю, что душа – сначала продукт богатства духа, а потом источник его обогащения. Эдакий орган самовыражения и саморазвития духа. Душа всегда на связи с духом. Духу 'пригодится' любой её опыт безоценочно и беспристрастно. Душа не может быть не причастна к духовному измерению, не может не иметь к нему отношения - она частью этого духовного неизбежно является, на неё распространяются все базовые законы мироздания, признаёт она это или нет. В этом смысле душа не может не жить духовной жизнью. Но она определенно может не жить ею осознанно, то есть, может быть не занята распознаванием себя, как части целого. Распознаванием духа в себе, узнаванием духовных закономерностей подходящим способом и на понятном ей языке…Обогащению духа, это, впрочем, не препятствует.
Душа подобна духу в своих потенциальных творчестве и свободе.
3. Психика.
Психологов иногда называют душеведами. Можно ли рассматривать психику как аналог души в переводе этого слова с житейско- религиозного на житейско-научный. Думаю, очень условно – на мой взгляд, психика обозначает и рассматривает только одну из ипостасей жизни души, ту, которая относительно доступна чувственному познанию. Познанию, являющемуся частью материального мира, частью человеческого тела. Временной отрезок, на который распространяется это познание сегодня – от рождения до смерти. Смерти тела. Оно не проникает в пространство вне тела, в пространство после смерти (или до зачатия). Оно утверждает, что психика - свойство мозга, а существование души не доказано. Когда умирает тело, исчезает психика, она же, душа, раз это слово существует.
А я бы сказала, что психика – эта результат трансляции души мозгом и ее освоения и выражения телом. Со смертью тела, качество, форма существования души сильно меняется. Это, правда, больше не психика (по крайней мере, на время).
Таким образом, психика является формой существования души в теле, но душа не сводится к психике.
4. Духовные практики.
Исходя из вышеприведённых рассуждений о духе, духовная практика - это любые систематические, осознанные и не разрушительные действия, направленные на узнавание, ощущение, переживание себя, как части единого целого, части пространства, неразрывно связанной со всем. Такое постижение, добавляет ясности, помогает душе делать выборы, способствующие её долгосрочному благоденствию.
Обязательно ли духовные практики религиозны? Нет. Но думаю, что в религиозных практиках накоплено наибольшее знание о душе за пределами психики, за пределами её связи с телом, а значит, известны фундаментальные принципы и методы вневременной, сквозной заботы о душе во всех её формах существования.
5. Психотерапия.
Психотерапия тоже, как известно, этимологически предполагает некие способы заботы о душе душой (в переводе с греческого «психе»- душа, «терапейя» - уход, забота, лечение).
Но в чем отличие этих способов от тех, которые предлагает духовная практика?
Оговорюсь, что психотерапия может содержать в себе элемент духовной практики. Так же, как духовная практика может содержать элемент психотерапии.
Как бы то ни было, психотерапия связана в основном с удовлетворением потребностей души в рамках её временной, но тесной связи с телом. Это потребности в уменьшении страдания или увеличении удовлетворенности в обозримом будущем, в более-менее известных обстоятельствах и отношениях, в доступном восприятию материальном мире. В психотерапии накоплен огромный опыт, методология и инструментарий для решения таких задач. Задач по сопровождению души-психики к доступной мере счастья в рамках этой жизни.
Могут ли задачи духовных практик и задачи психотерапии находиться в противоречии друг с другом? Не исключено. И тогда хорошо бы, чтобы способы повышения удовлетворенности души-психики проверялись на экологичность с точки зрения необозримых перспектив этой души за пределами жизни тела. И чья это могла бы быть функция? На сегодняшний день, это скорее территория духовного наставника, чем психотерапевта (со ссылкой, что здравого смысла последнего, конечно, никто не отменял). Можно ли говорить о приоритете духовных практик перед терапией, коль скоро предмет их заботы более обширен? Не однозначно.
Например, подчас, размер переживаемого душой страдания настолько велик, что у нее просто нет шансов начать жить осознанной духовной жизнью, она полностью занята тем, что справляется с тревогой и напряжением каждодневного взаимодействия. Для того, чтобы духовное пространство вошло в зону ее внимания, ей нужно приобрести минимальную состоятельность и устойчивость в систематических отношениях, где есть любовь. И психотерапия такую возможность дает. Может ли психолог ограничиться тем, чтобы быть душеведом психической формы души, не будучи при этом осознанным духоведом может ли не учитывать духовное измерение, не соотноситься с ним, может ли сам не жить осознанно духовной жизнью? На мой взгляд, это возможно.
Просто это место для того, чтобы задать еще один вопрос к себе при описании своей практики, осознании ее особенностей и ограничений.