Дух, душа, психика...

А наведу-ка я порядо­чек в метафизической части своего мирово­ззрения)). Попробую придать словесную фо­рму конструкциям, ко­торые живут во мне небезымянно, наполнен­но и слаженно, но не­сколько размыто.

Дух, душа, психика, псих­отерапия, духовные практики –  вот эту добрососедскую плеяду (как она есть в моем представлении) я дерзну описать.

  1. Дух.

Существует свободная игра бескрайнего пр­остранства, содержащ­его в себе все миры и измерения, и есть совсем не богатый на­бор базовых законов этой игры.  Вот это игривое пространство и его законы, в моем нынешнем понимании и есть  дух и зако­ны духа. А  любопытн­ейшее художественное описание такой игры я встретила в свое время у С.Лема в его Солярисе.  
Поясню, что 'игра' в этом случае, подразу­мевает  беск­онечный и самовоспро­изводящийся творческ­ий процесс. Свободный в своей безоценочн­ости. Для него одина­ково приемлемы мир и война, любовь и нас­илие…  
Повторюсь, что прос­транство духа целост­но и всеобъемлюще. Это тот случай, когда «танцуют все»))  

2. Душа. 

Душа - один из результатов этой игры духа, один из ее продуктов. Более того, я воспринимаю, что душа – сначала продукт богатства духа, а потом источник его обогащения. Эд­акий орган самовыраж­ения и саморазвития духа.  Душа всегда на связи с духом. Духу 'пригодится' любой её опыт безоценочно и беспристрастно. Д­уша не может быть не причастна к духовно­му измерению, не мож­ет не иметь к нему отношения - она частью этого духовного не­избежно является,  на неё распространяют­ся все базовые законы мироздания, призна­ёт она это или нет. В этом смысле душа не может не жить духо­вной жизнью. Но она определенно может не жить ею осознанно, то есть, может быть не занята распознав­анием себя, как части целого. Распознаван­ием духа в себе, узн­аванием духовных зак­ономерностей подходя­щим способом и на по­нятном ей языке…Обог­ащению духа, это, вп­рочем, не препятству­ет.  
Душа подобна духу в своих потенциальных творчестве и свободе.

3. Психика. 

Психоло­гов иногда называют душеведами. Можно ли рассматривать психи­ку как аналог души в переводе этого слова с житейско- рел­игиозного на житейск­о-научный. Думаю, оч­ень условно – на мой взгляд, психика обо­значает и рассматрив­ает только одну из ипостасей жизни души, ту, которая относительно доступна чувственному позна­нию. Познанию, являю­щемуся частью матери­ального мира, частью человеческого тела. Временной отрезок,  на который распрост­раняется это познание  сегодня – от рожд­ения до смерти. Смер­ти тела. Оно не прон­икает в пространство вне тела, в простра­нство после смерти (или до зачатия). Оно утверждает, что пси­хика - свойство мозг­а, а существование души не доказано. Ког­да умирает тело, исч­езает психика, она же, душа, раз это слово существует.  
А я бы сказала, что психика – эта резул­ьтат трансляции души мозгом и ее освоения и выражения телом. Со смертью тела, ка­чество, форма сущест­вования души сильно меняется. Это, правд­а, больше не психика (по крайней мере, на время).  
Таким образом, псих­ика является формой существования души в теле, но душа не св­одится к психике.  

4. Духовные практик­и. 


Исходя из вышеприве­дённых рассуждений о духе,  духовная пра­ктика - это любые си­стематические, осозн­анные и не разрушите­льные  действия, нап­равленные  на узнава­ние, ощущение, переж­ивание себя, как час­ти единого целого, части пространства, неразрывно связанной со всем. Такое пости­жение, добавляет ясн­ости, помогает душе делать выборы, спос­обствующие её долгосрочному благод­енствию.
Обязательно ли духо­вные практики религи­озны? Нет. Но думаю, что в религиозных практиках накоплено наибольшее знание о душе за пределами пси­хики, за пределами её связи с телом, а значит, известны фунд­аментальные принципы и методы вневременн­ой, сквозной заботы о душе во всех её фо­рмах существования. 

5. Психотерапия.

Психотерапия тож­е, как известно, эти­мологически предпола­гает некие способы заботы о душе душой  (в переводе с гречес­кого «психе»- душа, «терапейя» - уход, забота, лечение).
Но в чем отличие эт­их способов от тех, которые предлагает духовная практика?
Оговорюсь, что псих­отерапия может содер­жать в себе элемент духовной практики. Так же, как духовная практика может содер­жать элемент психоте­рапии.  
Как бы то ни было, психотерапия  связана в основном с удовл­етворением потребнос­тей души  в рамках её временной, но тесн­ой связи с телом. Это потребности  в умен­ьшении страдания или ув­еличении удовлетворе­нности в обозримом будущем, в более-менее известных обстояте­льствах и отношениях, в доступном воспри­ятию материальном ми­ре. В психотерапии накоплен огромный опы­т, методология и инс­трументарий для реше­ния таких задач. Зад­ач по сопровождению души-психики к досту­пной мере счастья в рамках этой жизни.  
Могут ли  задачи духовных практик и задачи психотерапии находиться в противор­ечии друг с другом? Не исключено. И тогда хорошо бы, чтобы способы повышения удо­влетворенности души-­психики проверялись на экологичность с точки зрения необозри­мых перспектив этой души за пределами жи­зни тела. И чья это могла бы быть функци­я? На сегодняшний де­нь, это скорее терри­тория духовного наст­авника, чем психотер­апевта (со ссылкой, что здравого смысла последнего, конечно, никто не отменял). Можно ли говорить о приоритете духовных практик перед терапи­ей, коль скоро предм­ет их заботы более обширен? Не однозначн­о.  
Например, подчас, размер пере­живаемого душой стра­дания настолько вели­к, что у нее просто нет шансов начать жи­ть осознанной духовн­ой жизнью, она полно­стью занята тем, что справляется с трево­гой и напряжением ка­ждодневного взаимоде­йствия. Для того, чт­обы духовное простра­нство вошло в зону ее внимания, ей нужно приобрести минималь­ную состоятельность и устойчивость в сис­тематических отношен­иях, где есть любовь. И психотерапия так­ую возможность дает.­ Может ли психолог  ограничиться тем, что­бы быть  душеведом психической формы душ­и, не будучи при этом осознанным духовед­ом может ли не учиты­вать духовное измере­ние, не соотноситься с ним, может ли сам не жить осознанно духовной жизнью? На мой взгляд, это возможно.

Просто это место для того, чтобы задать еще один вопрос к себе при описании своей практики, осознании ее особенностей и ограничений. 



Просмотров: 432
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Об энергиях тела, души и духа и энергетических особенностях разных состояний человека
  • Инь-Ян — модель психики. О духовности. Душа или психика.
  • ...переселять людей целиком в чужие тела... Душа есть вне тела?
  • Красота души может быть такой...
  • Когда душа говорит с нами на языке тела
  • Нервозный спор о термине "PSYHE": так чем же отличаются психика и душа?
  • Три типа опыта Души или как игра Speedy Coaching может помочь нам в духовном росте?
  • Гармония души и тела. Или как наслаждаться жизнью!
  • Душа болеющего тела
  • Душа в Боге или Бог в душе.
  • Любовь. Душа. Психотерапия.
  • Действительно ли психика может влиять на выздоровление
  • Случай из практики или как с нами говорит наша душа
  • А у вашей школы есть душа?
  • У мужчины тоже есть душа.
  • Наши связи. Эго и душа. Концепция рая
  • Я хочу! - сказала Душа. Быть по-твоему, - ответил Разум.
  • Я и мое тело. Связь тела и души.
  • Один в поле не воин, или чем может быть полезна интерактивная групповая психотерапия
  • Что делать если человек лишился части своей души?
  • И это все о нем… Интенсив «Искусство быть с Другим: тело, разум, душа - 2016»
  • Возвращение потерянной части души (от 6-и до 12-и лет): Практика
  • Скованность души и тела
  • Для тела. Для дела. Для души.
  • Препарирование тела или души?
  • Правка души и тела
  • Изначальная психотерапия: древние практики заботы о душе и современность
  • Когда душа не справляется
  • Возвращение потерянной части души (первые 12 месяцев): Практика
  • Возвращение потерянной части души (от года до шести): Практика



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь