|
Эмоции – что с ними делать?Автор статьи: Владимирская Анна Борисовна
Эмоции участвуют в изучении математики, в процессе приготовления пищи, в поиске нужной информации, в утреннем пробуждении и вечернем засыпании – абсолютно во всем. Даже самые рациональные процессы от эмоциональной регуляции не избавлены, она происходит внутри них в скрытой форме. Эмоциональный процесс способен как поддержать какую-то деятельность, так и разрушить её. Любая эмоция – очень многосторонний процесс. В каждом эмоциональном состоянии есть одновременно:
Правда, в полноценном и осознанном виде все эти стороны присутствуют только в эмоциональном реагировании зрелой личности. Когда ребенок только появляется на свет его эмоции представлены физиологией и определенными поведенческими реакциями (мимикой, жестами, криками – все они запрограммированы, то есть являют собой «инстинкт»), а также самыми минимальными переживанием и мотивом. Все остальное присоединяется со временем и, по мере развития личности, совершенствуется, в чем очень важную роль играет поведение взрослых. Совсем маленький ребенок испытывает эмоцию «всем собой». Это взрослые могут отчасти злиться, отчасти умиляться, выговаривать малышу за плохое поведение и одновременно слушать новости и варить борщ. Ребенок, если злится, то злится; если доволен, то доволен весь; грустит тоже весь. Кроме того, он импульсивен, то есть все его эмоциональное состояние тут же переходит в действие. Если сердит – стукнуть или кричать, если страшно – убегать, если весело – хохотать. Если эмоция сильная, то он может не помнить своих действий или, вспомнив, не понимать их. Если его спрашивают: «Зачем ты это сделал?», он вполне искренне говорит: «Не знаю». Это правда, так как теперь он весь спокоен и не понимает, что с ним только что происходило. Иногда дети боятся своих эмоциональных срывов, так как понимают, что контролировать их не могут, а ведут себя странно и плохо. Чтобы справляться с эмоциями «по-взрослому», нужно довольно много всего: - знать какие они бывают и чем отличаются друг от друга; - понимать, что они с человеком делают; - уметь определять их источник и интенсивность; - уметь предвидеть собственные состояния и действия - и это ещё далеко не все! Первая помощь по переживанию эмоциональных состояний дается обычно от матери, которая часть эмоционального процесса как бы берет на себя. Чем в большей степени она при этом сохраняет спокойствие, и чем больше говорит сопровождающих слов, тем проще и быстрее малышу удастся самому взять себе контроль и начать понимать, что именно с ним происходит. Например: «Как ты сердишься, малыш! Так сильно рассердился, потому что тебе не дали поиграть острый ножик. Очень сердитый мальчик! Ужасно хочется драться! Но не нужно, это нельзя, драться мы не разрешаем» - все говорится спокойным тоном, без осуждения, просто описание процесса; мама придерживает его ручки вместо него самого. Если такая ситуация повторяется достаточно регулярно, он через некоторое время сам к себе сможет обращать тот же текст. Важно правильно угадывать его состояние и ни о чем не спрашивать. Вместо этого нужно рассказывать ребенку, что с ним, и показывать, что вас это совершенно не пугает. Эмоциональный процесс тем больше является по сути физиологическим, чем в меньшей степени он пропускается через сознание. Если родители останавливают ребенка руками, объятиями, окриками (то есть через собственные эмоции), угрозами наказания, но никак не призывают его понять, что это такое с ним сейчас, то эмоция остается физиологическим процессом по преимуществу даже в довольно зрелом возрасте. Общий ориентировочный список базовых эмоций:
Многие психологи не согласятся именно с таким списком и приведут свой – вопрос дискуссионный. Мой список сформировался на пересечении научных работ на данную тему и моей практики. Он, безусловно, еще будет пересматриваться и уточняться. Базовые эмоции отличаются друг от друга по множеству параметров:
Например, гнев и интерес – очень энергоемкие эмоции, они увеличивают активность, придают силы и наполняют человека энергией. При этом функция гнева – сметать препятствия, и давать дорогу нужной активности, а функция интереса – ориентировать и удерживать внимание. Печаль, вина и скука энергию отнимают (она просто уходит, часто как будто вся сразу). Печаль забирает ее для того, чтобы человек имел возможность пережить травмирующее событие. Вина – чтобы сконцентрироваться на переживаниях другого или внешней ситуации и своих действиях в их контексте. А скука стремится увести вас следом за энергией прочь из тягостной ситуации. Раздражение и зависть энергию начинают распылять, заставляют нас ее растрачивать. Вы можете почувствовать, что силы у вас вообще-то есть, но вы вынуждены тратить их именно так, а не иначе. Раздражение на самом деле требует, чтобы вы блокировать растрату энергии и отдохнули. Зависть требует тратить ее для определенной цели (достижения своих целей и мечтаний, а вовсе не месть!). У каждой эмоции свой уникальный сценарий, свой набор особенностей и характерных ситуаций. И наши привычки в отношении эмоций сильно могут отличаться. Какие-то эмоции мы с удовольствием используем, а другие – подавляем, вытесняем, прикрываем, игнорируем или терпим. У каждого человека свой «набор». Например, кто-то при появлении любых проблем, в первую очередь, возбуждается и злится, иногда обижается, но предпочитает никогда не грустить. Грусть оказывается «под запретом». Может быть, она не поощрялась в семье. Возможно, этот человек имеет тяжелый опыт взаимодействия с грустью, например, она воспринимается как очень опасное чувство (предположим, мама была в депрессии, заболела и умерла). У кого-то другого сценарий может быть совершенно обратным. Например, грусть – философское и аристократическое чувство. Она – эмоция культурного человека. Под ее влиянием гуляют в красивом парке, читают умные книги и плачут над пронзительными фильмами. Злятся, орут и носятся туда-сюда только плебеи (тут злость «под запретом», она осуждается; предположим, потому, что дедушка был гневливым и одновременно малообразованным). Обиду демонстрировать плохо («каждый человек должен быть самодостаточным»). Плохо также демонстрировать бурную радость или хохотать. Зато в ходу вина или тревога (так как «человек должен быть ответственным»). В обоих этих семьях дети получают определённые установки: как вести себя с каждой эмоцией. Они не проговариваются вслух (ну только какие-то отдельные мысли по поводу могут проявляться). Но эти установки коллективно демонстрируются в поведении. Иногда в одной семье могут существовать противоречивые эмоциональные «эталоны»: меланхоличная мать, которая осуждает гневливого отца; активный и агрессивный отец, который осуждает депрессивную и пассивную мать. Они могут либо бороться за влияние среди детей (и запутывать их). Либо один становится носителем «анти-сценария». Правда, конечно же, в том, что от природы мы – эмоционально богатые существа. Нет среди наших эмоций ни одной «плохой» или «стыдной». Но есть неудачные сценарии их выражения, проявления в жизни. Есть вероятность получить тяжелый опыт взаимодействия с ними. Есть вероятность оказаться менее чувствительным к каким-то одним сигналам по сравнению с другими. Это может произойти не только под влиянием родителей, но и по причине специфического темперамента. Например, «холерики» чувствительны к гневу от природы – осуждаете вы его в семье или нет, холерик будет гневлив в больше степени, чем другие члены семьи. А «меланхолики» чувствительны к грусти. И тоже никак не могут поменять свой выбор. Важно учиться распознавать свои и чужие эмоции, принимать их и давать им нужное место в собственной жизни. О конкретных сценариях отдельных эмоций: Вина и стыд Обида Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|