Эмоции – что с ними делать?

Эмоции  что с ними делать

Для нормального поведения человека эмоции – абсолютно необходимая вещь. Без их гармоничного взаимодействия с другими частями психики не будет происходить нормально ни один процесс.

Эмоции участвуют в изучении математики, в процессе приготовления пищи, в поиске нужной информации, в утреннем пробуждении и вечернем засыпании – абсолютно во всем. Даже самые рациональные процессы от эмоциональной регуляции не избавлены, она происходит внутри них в скрытой форме. Эмоциональный процесс способен как поддержать какую-то деятельность, так и разрушить её.

Любая эмоция – очень многосторонний процесс. В каждом эмоциональном состоянии есть одновременно:

  • телесная (физиологическая) сторона,
  • внутреннее субъективное переживание (психологическая сторона),
  • поведение (выражение эмоции (мимика, жесты, слова и тд) и действия, совершаемые под её влиянием),
  • смысловая сторона (в связи с чем и ради чего появляется такая реакция)
  • и когнитивная (познавательная) сторона (мы что-то узнаем о себе и ситуации, как-то понимаем, что именно с нами происходит).

Правда, в полноценном и осознанном виде все эти стороны присутствуют только в эмоциональном реагировании зрелой личности. Когда ребенок только появляется на свет его эмоции представлены физиологией и определенными поведенческими реакциями (мимикой, жестами, криками – все они запрограммированы, то есть являют собой «инстинкт»), а также самыми минимальными переживанием и мотивом. Все остальное присоединяется со временем и, по мере развития личности, совершенствуется, в чем очень важную роль играет поведение взрослых.

Совсем маленький ребенок испытывает эмоцию «всем собой». Это взрослые могут отчасти злиться, отчасти умиляться, выговаривать малышу за плохое поведение и одновременно слушать новости и варить борщ. Ребенок, если злится, то злится; если доволен, то доволен весь; грустит тоже весь. Кроме того, он импульсивен, то есть все его эмоциональное состояние тут же переходит в действие. Если сердит – стукнуть или кричать, если страшно – убегать, если весело – хохотать. Если эмоция сильная, то он может не помнить своих действий или, вспомнив, не понимать их. Если его спрашивают: «Зачем ты это сделал?», он вполне искренне говорит: «Не знаю». Это правда, так как теперь он весь спокоен и не понимает, что с ним только что происходило. Иногда дети боятся своих эмоциональных срывов, так как понимают, что контролировать их не могут, а ведут себя странно и плохо.

Чтобы справляться с эмоциями «по-взрослому», нужно довольно много всего:

- знать какие они бывают и чем отличаются друг от друга;

- понимать, что они с человеком делают;

- уметь определять их источник и интенсивность;

- уметь предвидеть собственные состояния и действия

- и это ещё далеко не все!

Первая помощь по переживанию эмоциональных состояний дается обычно от матери, которая часть эмоционального процесса как бы берет на себя. Чем в большей степени она при этом сохраняет спокойствие, и чем больше говорит сопровождающих слов, тем проще и быстрее малышу удастся самому взять себе контроль и начать понимать, что именно с ним происходит. Например: «Как ты сердишься, малыш! Так сильно рассердился, потому что тебе не дали поиграть острый ножик. Очень сердитый мальчик! Ужасно хочется драться! Но не нужно, это нельзя, драться мы не разрешаем» - все говорится спокойным тоном, без осуждения, просто описание процесса; мама придерживает его ручки вместо него самого. Если такая ситуация повторяется достаточно регулярно, он через некоторое время сам к себе сможет обращать тот же текст.

Важно правильно угадывать его состояние и ни о чем не спрашивать. Вместо этого нужно рассказывать ребенку, что с ним, и показывать, что вас это совершенно не пугает.

Эмоциональный процесс тем больше является по сути физиологическим, чем в меньшей степени он пропускается через сознание. Если родители останавливают ребенка руками, объятиями, окриками (то есть через собственные эмоции), угрозами наказания, но никак не призывают его понять, что это такое с ним сейчас, то эмоция остается физиологическим процессом по преимуществу даже в довольно зрелом возрасте.

Общий ориентировочный список базовых эмоций:

  1. Гнев и раздражение
  2. Печаль (грусть, тоска, горе)
  3. Радость
  4. Веселье
  5. Удовольствие
  6. Обида
  7. Зависть и ревность
  8. Стыд и смущение
  9. Вина
  10. Интерес и удивление
  11. Отвращение и презрение
  12. Страх и тревога
  13. Гордость
  14. Отчаяние
  15. Скука

Многие психологи не согласятся именно с таким списком и приведут свой – вопрос дискуссионный. Мой список сформировался на пересечении научных работ на данную тему и моей практики. Он, безусловно, еще будет пересматриваться и уточняться.

Базовые эмоции отличаются друг от друга по множеству параметров:

  • по функции;
  • по поведенческому сценарию, который они диктуют;
  • по «энергетике» (насыщенности энергией),
  • по направленности
  • и так далее.

Например, гнев и интерес – очень энергоемкие эмоции, они увеличивают активность, придают силы и наполняют человека энергией. При этом функция гнева – сметать препятствия, и давать дорогу нужной активности, а функция интереса – ориентировать и удерживать внимание.

Печаль, вина и скука энергию отнимают (она просто уходит, часто как будто вся сразу). Печаль забирает ее для того, чтобы человек имел возможность пережить травмирующее событие. Вина – чтобы сконцентрироваться на переживаниях другого или внешней ситуации и своих действиях в их контексте. А скука стремится увести вас следом за энергией прочь из тягостной ситуации.

Раздражение и зависть энергию начинают распылять, заставляют нас ее растрачивать. Вы можете почувствовать, что силы у вас вообще-то есть, но вы вынуждены тратить их именно так, а не иначе. Раздражение на самом деле требует, чтобы вы блокировать растрату энергии и отдохнули. Зависть требует тратить ее для определенной цели (достижения своих целей и мечтаний, а вовсе не месть!).

У каждой эмоции свой уникальный сценарий, свой набор особенностей и характерных ситуаций. И наши привычки в отношении эмоций сильно могут отличаться. Какие-то эмоции мы с удовольствием используем, а другие – подавляем, вытесняем, прикрываем, игнорируем или терпим. У каждого человека свой «набор».

Например, кто-то при появлении любых проблем, в первую очередь, возбуждается и злится, иногда обижается, но предпочитает никогда не грустить. Грусть оказывается «под запретом». Может быть, она не поощрялась в семье. Возможно, этот человек имеет тяжелый опыт взаимодействия с грустью, например, она воспринимается как очень опасное чувство (предположим, мама была в депрессии, заболела и умерла).

У кого-то другого сценарий может быть совершенно обратным. Например, грусть – философское и аристократическое чувство. Она – эмоция культурного человека. Под ее влиянием гуляют в красивом парке, читают умные книги и плачут над пронзительными фильмами. Злятся, орут и носятся туда-сюда только плебеи (тут злость «под запретом», она осуждается; предположим, потому, что дедушка был гневливым и одновременно малообразованным). Обиду демонстрировать плохо («каждый человек должен быть самодостаточным»). Плохо также демонстрировать бурную радость или хохотать. Зато в ходу вина или тревога (так как «человек должен быть ответственным»).

В обоих этих семьях дети получают определённые установки: как вести себя с каждой эмоцией. Они не проговариваются вслух (ну только какие-то отдельные мысли по поводу могут проявляться). Но эти установки коллективно демонстрируются в поведении.

Иногда в одной семье могут существовать противоречивые эмоциональные «эталоны»: меланхоличная мать, которая осуждает гневливого отца; активный и агрессивный отец, который осуждает депрессивную и пассивную мать. Они могут либо бороться за влияние среди детей (и запутывать их). Либо один становится носителем «анти-сценария».

Правда, конечно же, в том, что от природы мы – эмоционально богатые существа. Нет среди наших эмоций ни одной «плохой» или «стыдной». Но есть неудачные сценарии их выражения, проявления в жизни. Есть вероятность получить тяжелый опыт взаимодействия с ними. Есть вероятность оказаться менее чувствительным к каким-то одним сигналам по сравнению с другими. Это может произойти не только под влиянием родителей, но и по причине специфического темперамента. Например, «холерики» чувствительны к гневу от природы – осуждаете вы его в семье или нет, холерик будет гневлив в больше степени, чем другие члены семьи. А «меланхолики» чувствительны к грусти. И тоже никак не могут поменять свой выбор.

Важно учиться распознавать свои и чужие эмоции, принимать их и давать им нужное место в собственной жизни.

О конкретных сценариях отдельных эмоций:

Вина и стыд

Обида



Просмотров: 578
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Не нужно притворяться, что у вас в порядке и вас все устраивает, если это далеко не так
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Если вы часто подавляете свои эмоции и боитесь, что о вас подумают плохо.
  • Иногда то, чего вы так сильно хотите - может быть совсем не тем, что вам действительно нужно
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • Почему мужчины мечтают о сексе втроем. Что это значит и чем его заменить, если это твой мужчина!?
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Иногда, если с вами плохо поступают - это не ваша вина. Иногда, это просто не ваш человек.
  • Так что же... логика или эмоции?! Как жить?
  • Что есть сон, а что реальность, и есть ли между ними грань?.... А может все наоборот и спим мы наяву?
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Как понимать свои эмоции? Для чего это нужно?
  • Эмоции, как они есть. Есть и переваривать.
  • Все вокруг не так, все вокруг виноваты. Что в такой ситуации может сделать один обычный человек?
  • Чем могут и не могут помочь психологи или «переделайте нас, доктор, если вы не шарлатан»
  • 5 признаков того, что вы разбогатеете (даже если это пока не так)
  • Что делать, если все идет не так, как хочется?
  • Как быть если дети выросли и сказали, что в их жизни больше нет места для тебя, мама
  • Что делать, если мужчина все никак не может разобраться в своих чувствах к вам
  • Что такое эмоции, и для чего они нам нужны?
  • Если в ваших отношений есть все это, тогда вам действительно очень повезло
  • Как быть и что делать если у вас в семье появился инвалид или тяжело больной.
  • Что делать, если «всё не так» и чтоб «приняли таким, какой есть».
  • Все ваши воспоминания ЛОЖНЫ! Что с ними делать, если они мешают жить?
  • Если сил ни на что нет, что делать, как быть? Или, здравствуй, депрессия...
  • «Ты суслика видишь?» или Надо ли лечить психологические травмы из детства просто потому, что они есть?
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Что происходит, если женщина раньше времени решила, что этот мужчина и есть её единственный
  • Что такое буллинг или как помочь ребенку, если его обижают сверстники



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь