|
Свобода от паттернов, которые нами управляют.Автор статьи: Синицин Кирилл Юрьевич
В мире психологии существует приличное количество исследований на тему наличия у каждого человека привычек, которые формируют определенные ментальные, эмоциональные, поведенческие стереотипы, а , соответственно , в определенной мере, управляют каждым из нас, формируя жизненные установки, убеждения, способности, и поведение.Один из аспектов развития и личностного роста заключается в изменении этих паттернов. Исходя из опыта личной консультативной работы, а также, и наблюдения вообще за собой, и теми людьми, с которыми я вступал в коммуникацию, я постараюсь отразить наиболее общие, и присущие большинству из нас, как я думаю, стереотипы. 1) Быть правым. То же самое- сделать кого-то неправым путем высказывания своих мнений и оценок, критики других. Как говорится ," самореализоваться за чужой счет". В теугольнике Карпмана это- Тиран. Как вы думаете, Вам нужны сторонние мнения , оценки, если Вы их не запрашиваете ? Думаю, что ни Вы, ни другие люди, ни мироздание вообще не нуждается в стороннем мнении и суждениях. в связи с этим, предлагаю задуматься над вопросом: "Имеем ли мы право кого-то оценивать, критиковать, быть выше кого-то?" Изменение паттерна начинается с осознания того, что страх быть неправым возникает, когда мы боимся сами получить оценку, потерять чувство собственного достоинства. Критика кого-либо - способ доказать свою правоту, поднять свою важность , утвердить значимость. Про критику, и виды обратной связи, я напишу отдельную статью. Пока что, вполне достаточно понимания того, что Ваше собственное мнение по какому-то вопросу- не самое главное. Навязывая свою картину мира и доказывая свою правоту другому, Вы всего лишь компенсируете свои страхи потери самоидентификации. А страх заключается в том, что Вы цепляетесь за свои убеждения, идентифицируете себя с ними. Если принять картину мира, или убеждения другого человека, это может быть болезненно, потому-что большая часть убеждений- это ваши личные, часто еще одобряемые вашим ближним окружением. Это все равно, что в один момент взять, и сменить профессию полицейского, снять униформу, надеть кожаные штаны, косуху, сесть на байк, и умчаться с ветерком, куда глаза глядят. И близкие не одобрят, мягко говоря. да и вы сами к себе такому не готовы. Свобода от паттерна- понимание того, что у каждого человека есть свой опыт и в любом споре каждый остается прав по-своему. 2) Быть правильным. Быть хорошим, нужным, послушным, добрым, ценным сотрудником, круто выглядеть и т.д. Подгонять себя под общественные рамки. Если мы перестаем соответствовать социальным стандартам, мы оправдываемся. в треугольнике Карпана это роль жертвы. Быть правильным- обратная сторона страха выглядеть «плохим», «неправильным». Мы с детства слышим критику. Она указывает нам на наши недостатки. Но, при этом, у того, кто ее высказывает есть мнение о том, какими мы должны быть «правильными» с его точки зрения. Вспомните случаи, когда вы сами кого-то критикуете. Вам не нравятся какие-то его качества, действия, убеждения. При этом, у вас, вероятней всего, есть свое собственное мнение на счет того, какими качествами должен обладать оппонент, что должен делать, какие убеждения иметь, чтобы быть «хорошим и правильным» для вас. Изменение паттерна начинается с осознания того, что мир меняется. И меняется каждый из нас. То, что было правильным вчера, сегодня уже таковым может не быть. Развитие-это процесс, всегда связанный с переменами. Развите и изменение- базовый закон эволюции. Если вы не меняетесь, вы не в тренде. 3) Сравнивать себя с другими людьми. В чем я лучше других, в чем хуже. Формируется социумом- родителями, воспитателями, учителями. Фраза «Посмотри, какой Вася вежливый мальчик» формирует у нас мнение через сравнение с другим о том, что я- невежливый. Эта тенденция закрепляется в школе через оценочную систему. «Я хуже других, если мне поставили 2.» «Будешь плохо учиться, станешь дворником как дядя Петя». Плохо учиться в данном случае предполагает отсутствие положительных отметок. Закрепляется мнение о себе как о неудачнике. Даже, если у ребенка есть определенные склонности и таланты в других проявлениях, на них редко обращают внимание и редко развивают. Акцент делается на том, что ты хуже, чем другие. Во взрослой жизни- «я хуже чем Иванов, потому, что у него новая машина». Изменение паттерна состоит в принятии себя таким, какой я есть. И позволении другим быть такими, какие они есть. Согласен, не сиюминутное дело. Хотя, в модели Нейролингвистического программирования есть такая пресуппозиция: "Изменения могут быть мгновенными". По крайней мере, если начать искать в себе положительные качества, то, что присуще именно Вам, а не кому-то еще, Вы осознаете, что сравнение себя с другими- это очередная встроенная в Вас социумом очередная уловка для манипуляции. 4) Контроль. Мы находимся в иллюзии, что мы что-то или кого-то контролируем. 90 % физиологических реакций нашего тела не подвластны контролю. Они происходят сами, без сознательного участия разума. Никто не может быть уверенным на 100 % в том, что будет с нами и с миром происходить через минуту. Дети чаще всего, делают выбор в пользу того, чтобы слушаться родителей. Тогда родители начинают считать, что контролируют детей. Ребенок вышел из- под контроля, когда он сделал выбор в пользу того, чтобы не слушаться родителей. В бизнесе можно контролировать только показатели. Людей контролировать на 100 % невозможно. Цель любого контроля- это доминирование над кем -либо, состоит в подавлении оппонента, и исходит из страх потери чего-либо. Опять же, в треугольнике Карпмана- это роль тирана. Денег, бизнеса, уважения, значимости, авторитета, мужественности и т.д. По факту, все, что мы можем контролировать- это лишь наше внимание. Направлять его туда, куда мы этого хотим, и тогда, когда это необходимо. Я не считаю, что необходимо отказаться от контроля вообще. Я говорю про чрезмерный, навязчивый контроль, исходящий из страха. Излишний контроль лишает возможнеости развития того, кого контролируют. При условии, конечно, если он выбирает подчиняться контролю. Изменение паттерна состоит в то, чтобы для начала осознать, чего вы боитесь, что вы компенсируете, осуществляя контроль. И в том, что у вас всегда есть выбор- контролировать , или предоставить свободу. Выбрать подчинение контролю или получение своего опыта. 5) Давать советы, когда не спрашивают. Вот кто-то рядом с вами озвучил свою проблемную ситуацию. Возможно, он не просит от Вас помощи в виде совета или рекомендации. Но Вы не уточняете у него об этом. Вы даете готовое решение. Какое чувство у Вас при этом? Как минимум- чувство превосходства, повышается Ваша собственная значимость, и все сопутствующие состояния. А вот человек, получив от Вас совет, как я уже писал, имеет свободу выбора: принять его, или искать свое решение. В первом случае Вы своим советом помешали ему развиваться и эволюционировать. Он не получил свой опыт, не нашел свое решение. Поздравляю! В треугольнике Карпмана Вы- Спаситель. Теперь вспомните ситуацию, когда Вы оказались в роли человека, которому "прилетело" такое спасение. Как минимум, возникает недоумение: " Я же не просил совета, я просто рассуждаю вслух..." Как максимум эмоциональные реакции варьируются от раздражения до агрессии. Потому что, у Вас сейчас отобрали возможность равиваться и получать свой опыт. Освобождение от паттерна начинается с понимания того, давая совет, Вы вмешиваетесь в результат решения проблемной ситуации самим человеком. Тем самым, часть ответственности за результат того, как она решиться, Вы берете на себя. Как не давать советов, когда их не просят? Уточнять, хочет ли собеседник получить от Вас готовое решение в виде совета. В профессиональной психологической коммуникации существуют варианты того, как организовать процесс поиска решения без советов и рекомендаций, а направлять внимание собеседника на поиск решения самостоятельно. Например, коучинговый формат коммуникации как раз выстраивает взаимодействие в подобном контексте. Эти паттерны - не хорошие и не плохие. Эти привычки нас оберегают. Они помогли нам дожить до сегодняшнего дня. Но они же и ограничивают. Вопрос в том, привычка управляет нами, или мы привычкой. Первый шаг в управлении любой привычкой- осознать, что она есть. Осознание своих действий дает возможность менять свои реакции в разных ситуациях. Наличие большего количества вариантов взаимодействия с миром, с социумом дает доступ к изменению своих стереотипных реакций, и в конечном счете к освобождению от паттернов, которые нами управляют.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|