Краткие замечания к случаям анорексии и заикания

Так случилось, что в обыденной жизни мне одновременно встретились несколько людей, которые заикаются... Интересно, что я с трудом удержалась написать более "подобающую" фразу - "страдают от заикания". Эта формула прочно существует в языке, однозначно предписывая страдание человеку с подобной формой речи. Страдание возникает постфактум, от невозможности говорить без запинки. Возникает вопрос, не является ли сама запинка - знаком некоторой невозможности ?

В "Логике смысла" Делез, простраивая свою теорию поверхности, пишет в том числе и о феномене заикания. Причем ставит его в один ряд с феноменом левши (для мальчиков) и феноменом отказа от пищи у девочек. Пишет об этом Делез довольно поэтично "Заикание сменило оплошность [речи], фантазмы поверхности сменили галлюцинацию глубин, быстро сменяющийся сон сменил болезненный кошмар погребения и муку поглощения. Бестелесная, потерявшая аппетит идеальная девочка и идеальный мальчик - заика и левша - должны избавиться от своих реальных, прожорливых, жадных и спотыкающихся прообразов."

Имея опыт исследования феноменов анорексии и наблюдения феноменов заикания, я попробую воспользоваться подсказками и прочесть ситуацию заикания...

Среди известных мне есть история о восьмилетнем мальчике, который проснувшись рано утром, вскочив с постели и поспешив будить бабушку, напрыгнул на ее одеяло сверху и вдруг обнаружил, что бабушка уже мертва. Ребенок напрыгнул - а бабушка не ответила.

В ситуациях анорексии всегда возникает момент, когда ситуация запускается взрослым, который ребенка итак  поглощающего пищу заставляет есть. Ситуация, напоминающая пример Лакана: "Зачем ты говоришь, что едешь в Краков, если ты действительно едешь в Краков". Ребенок ест и его заставляют есть еще - и отказ от пищи, на который решается субъект, является разворотом логики прежде всего, порождением смысла в Другом. Чтобы это требование взрослого убивающее желание ребенка есть, обернулось для ребенка хотя бы желанием власти над ним. Ребенок воображает, что его ХОТЯТ заставить, на самом деле как взрослый занят только собой. Этот маневр смыслообразующий - впоследствии на все попытки обратить внимание анорексика на его сложности в жизни, которые он отчаянно демонстрирует и отрицает одновременно, он скажет "они хотят меня заставить есть".

Что ситуации роднит ?Краткие замечания к случаям анорексии и заикания

Случай - в смысле случающегося. Случается некоторое столкновение с Другим, человеком или ситуацией, абсолютно непроницаемой. Например, среди причин заикания чаще всего называют испуг. Что это есть ? - травма, которую можно понять как столкновение с реальным, тем которое "полно", не означено, не именовано, в котором нет отсылки к другим означающим, за которым отсутствует смысл. В котором нет места воображаемому.

С чем встречается страдающий пищевым отказом в Другом - как образно говорят "с дырой", с отсутствием означающей цепочки, отсутствием возможности построения смысла.

Как можно прочесть с помощью Делеза запинку заики, "скользящего на поверхности" и "оказывающего по ту сторону", без возможности поставить вопрос о "глубине" ? Как голофразу S1S2, в которую вместо -> (S1->S2) вписано нечто S1'S2. В приведенном выше примере S1="будить бабушку", "S2=бабушка умерла", а " ' " = отсутствие ответа.

В Другом нет ответа, нет гарантии. И это не тот момент, когда случающееся выбивает субъекта из привычных представлений и логических связей и меняет его, как это случается когда Другой дает гарантию смысла. Это момент - когда возникает невозможность воспользоваться языком. Другой непроницаем, не отвечает или мертв. Событие существует только как событие, как будто только для одного субъекта, пускает в оборот его тело, но не находит своего места в речи.

Интересно было бы воспользоваться схемой Вапперо (статья "Логика фантазма и топология") для демонстрации фантазма на кругах Эйлера для понимания запинки (см рис.)

После того, как субъект встретился с Другим возникает момент (сепарация), когда для субъекта после этого взаимодействия, в зоне пересечения с Другим (синяя зона) рождаются новые смыслы. Зона, где субъект становится не равным самому себе. Похоже, что это новое для случая идеального мальчика - заики и идеальной девочки, потерявшей аппетит - в момент встречи со своей "случайностью" инъекции "становиться не равным самому себе", то есть обновления на уровне смысла, в символическом и воображаемом не происходит....



Просмотров: 384
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Что за зверь такой, "мотивация"? Как его есть?"
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Всегда говорю "да" другим и "нет" себе, или, о личных границах.
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • О "сильных" и "слабых" или о том, как общаться с "сильным мужчиной"?
  • Когда "отпускать" ребенка или как не сделать из него "мамсика".
  • "Сколько раз тебе повторять" или "как мне повезло, что ты такой сообразительный"
  • Главный вопрос у "худеющих" клиентов - это как "любить себя?"
  • "Все мужчины хотят только секса" или "Мне просто нечего им больше предложить"
  • "Работа с МАК". Расклад "Что лучше для меня".
  • Как мне перестать быть "хорошей" и "удобной" для других?
  • Акция "Подарки для детей из детского дома" - насколько это "добро" - доброе?
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Девушка "номер 1"или "в запасе" , как это понять?
  • "Навсегда твой" или "зачем я только это сказал?!"
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • "Сила чужого слова" или "Почему возникает зависимость от мнения окружающих".
  • "За что?" или "Для чего?" - психология греха
  • "Скажите, где "Я"?" или "Как опираться на себя".
  • Как сказать "НЕТ", когда ждут "ДА"
  • "ОН", "Persona", "Саgа" или Как выпускники профессии сМАКовали
  • Когда вы перестанете быть "удобной" для многих вы сразу станете "стервой"
  • Семья - это когда мы "вместе" или "в месте"?
  • "Я общаюсь только с высокопоставленными людьми" или "Мама, как ты меня достала".
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • Ребенок не понимает "Нет" и "Нельзя" Вопрос - ответ
  • "Угловое" воспитание: что делать, когда "угол" не по размерам?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь