Родительство - как экзамен?

Зацепилась сегодня в одной группе на идею, что подростковый возраст детей для родителей - это как некий экзамен для родителей о том, как они справились с воспитанием детей, что-то про пожинание плодов, апогей родительства, дипломный проект. Это не только про детей, но и про самих родителей - то, с какими багажом и запасом мудрости и терпения они входят в новую жизнь с подростком, с которым неминуемы метаморфозы.

Где же я еще встречалась с похожей мыслью - это про роды. Что роды тоже являются некоторым экзаменом, что женщина рожает так, как живет.

Думаю, можно найти еще множество ситуаций, где применяется подобное отношение - к какому-то значимому событию, как к жизненному экзамену (например, еще вспоминается какой-то поступок перед лицом смерти, или то, что человек делает после известия о неизлечимой болезни). И я чувствую в этом какую-то лажу.

Давайте вспомним ситуацию экзамена, а преподаватели имеют возможность увидеть ее с двух сторон - и свой опыт экзаменуемого, и опыт экзаменатора.

Экзамен - это событие, включающее в себя не только зону ответственности экзаменуемого (конечно, у ботана больше вероятность сдать экзамен успешно, чем у того, кто пинал балду весь год), но и элемент случайности и везения (есть же вопросы, которые человек знает лучше, или, наоборот, хуже), и психофизическое состояние экзаменуемого (все мы помним влияние аффекта на интеллект), и, о, да, настроение экзаменатора, его отношение к студентам в целом или к кому-то в частности. И прочее-прочее.

Родительство  как экзамен



Т.е. ситуация экзамена - не самая объективная, было бы странно делать какие-то далеко идущие выводы о знаниях человека, если он не достаточно успешно сдал экзамен, особенно на фоне очевидной заинтересованности предметом, желанием разобраться, энтузиазмом. Можно найти множество причин, почему прилежный ученик заваливает какой-то предмет. И даже дело не в том, что не заботал достаточно хорошо - если он честно выполнил свою часть работы, то есть еще и другая торона, какие-то другие причины, внешние, которые от него не зависят, но влияют на результат.

Т.е. я хочу сказать, что ситуация экзамена - это разделенная ответственность между всеми участниками, где у экзаменуемого ее чуть больше. Но не вся! Если возлагать только на себя все бремя ответственности за результат, то можно утонуть в разрушительном чувстве вины, если вдруг что-то пойдет не так.

Возможно, когда говорят про какие-то ключевые и значимые жизненные ситуации в сравнении с экзаменом, имеют в виду, что какие-то личностные особенности, те стратегии совладания со сложностями, уровни жизнестойкости, какие-то навыки и умения, способствующие коммуникациям и социальному взаимодействию и прочее - все это вместе создает ту реакцию, которая, по ощущениям человека, иногда, кстати, минуя сознание, является оптимальной. Т.е. в тот конкретный момент он принимает какое-то решение, на которое он способен и психологически, и физиологически, и духовно, как есть. Но каким бы прекрасным он ни был, что-то может пойти не так, и в этом нет его вины.

Будучи трижды мамой, я имею много знакомств среди молодых родителей, и постоянно сталкиваюсь с переживаниями у женщин, что их роды прошли неидеально, что они переживают чувство вины, что "не сдали экзамен" - кричали, ругались матом, позволили вколоть окситоцин (будто кто-то спрашивает) или вообще "допустили кесарево, а это ужасно, ребенок теперь будет страдать всю жизнь".

Получается, что молодая мама возлагает на себя всю ответственность за отчасти управляемый, но, все же, непредсказуемый процесс родов. Можно прекрасно подготовиться - научиться правильно дышать, занимать удобные позы, и даже практиковать это на родах, а можно забыть обо всем и пытаться делать то, что говорит акушерка - но все, что происходит в этот момент - совершенно не является квинтэссенцией всей предыдущей жизни женщины. Можно только с той или иной степенью успешности предугадать те психофизиологические реакции, которые возможны, и то.

Женщина в родах может неожиданно для себя открыть новую свою сторону, о которой не догадывалась. И это может помочь, а может, наоборот, усложнить процесс, но это не будет означать некий жизненный подитог. Важно понять, что роды - это разделенная ответственность со всеми, кто к нему причастен: сама женщина, ребенок, который может неожиданно повернуться как-то иначе, отец ребенка, люди, которые помогают в родах или находятся рядом.

Возвращаясь к идеи родительского экзамена во время жизни с подростком. Подразумевается, что родители все годы что-то вкладывают-вкладывают, осваивают целину, обучают-научают, а потом вырастает ОН - подросток. И если они все сделали хорошо и качественно, то все проходит прекрасно: да, есть шероховатости, но, в целом, отношения хорошие, доверительные, подросток примерно представляет, чего хочет от жизни, имеет неплохой вкус, разносторонен, имеет созвучные ценности, для верующих родителей - воцерковлен, для всех - устоял соблазнам, избежал интернет-зависимости. И прочее-прочее. Проект сдан, все счастливы.

А если все не так? А если он покуривает, ругается матом, пишет в соц.сетях глупости, да еще и с ужасными ошибками, с трудом заканчивает девятый класс и выставляет фотки с крыши? Экзамен не сдан, проект провалился, "садись, два"?

Увы, то чувство вины, которое буквально вцепляется в горло родителям за то, что не справились, не углядели, не усмотрели, не заметили, и прочее "не" - все это заставляет чувствовать себя не только неуспешным родителем, не только потерявшим ту ниточку со своим малышом, который еще совсем недавно был таким послушным и перспективным, но и утратившим надежду "сделать из ребенка достойного человека, за которого не будет стыдно".

Я еще мало понимаю в психологии подростков, но понимаю, что в семье каждый человек вносит свой вклад в коммуникацию, в соответствии со своими функциями, ролями, возможностями, ожиданиями - собственными и других, и прочее, и ответственность за всю эту сложную систему лежит на всех ее участниках. Родители, которые прикладывают усилия, чтобы быть "достаточно хорошими" - уже делают все возможное, что в их силах. Но подросток все равно может выбрать свой путь, делать свои эксперименты и быть совершенно невыносимым. Это не значит "провал проекта", а всего лишь - самоопределение человека, который еще одной ногой находится в детстве, а другой - во взрослой жизни, разрываясь от возможностей второй и ограничений первой. Но он уже вполне может сам принимать какие-то решение, делать какой-то выбор. Ответственность ли родителей за его выбор? Очевидно, нет. Ведь это выбор другого человека.



Просмотров: 369
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Что делать, если поведение ребенка "ни в какие рамки", а наказание не работает?
  • В планах пишите "прочее", или феномен "лишней детали".
  • Правильные отношения? Может "да", а может "нет", у каждого свой взгляд.
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • Как понять родителей, если тебе 7-10 лет. "Инструкция" детям, о том, как устроены их родители.
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • Может ли человек сам "вытащить" себя из депрессии?
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • В какие моменты жизни человек задумывается о своем предназначении? (Даже если не собирался этого делать…)
  • "Если б козла отпущения можно было еще и доить..."
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Работа со страхом: "Что самого страшного может произойти, если..?"
  • "Семейное захватничество": родители, которые "убивают" своих детей
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • "Простите, мадам, но наш сын не может вести себя иначе!"
  • Чувство вины и комплекс неудачницы: "Я хорошая, если у меня все плохо"
  • Родительские директивы + социальное видео "Если бы дети могли выбрать родителей"
  • Где у человека находится "батарейка" энергии жизни и как она "заряжается"
  • Как не "провалить" экзамен по воспитанию. 2 Опасные родительские позиции.
  • Когда женщина "звучит", она не может быть в одиночестве
  • "Все мужчины хотят только секса" или "Мне просто нечего им больше предложить"
  • Позиция "даже если", возвращающая желание жить и бороться за себя
  • Как можно "зарезать" словами и не только.
  • "Жениться нужно только на тех женщинах, с которыми, если что, не страшно разводиться"
  • Что делать, если ребенок говорит на "тарабарском" языке?
  • "Курочка Ряба" для родителей и не только.
  • "Кризисные состояния и чувство вины человека"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь