|
Как перестать себя винить.Автор статьи: Ерещенко Светлана Владимировна
Как перестать себя винить? Очень просто: подумать о д е т я х. Да. Именно.
Как учатся дети? Ребенок может очень долго овладевать каким-то действием или навыком. Например, дольше многих детей осваивать речь. Или учиться читать. Или кататься на велосипеде. И – заметьте – мы, взрослые, обычно, прощаем ребенку его «несовершенство»… Спокойно (более-менее) относимся к его ОШИБКАМ на пути овладения той или иной деятельностью или навыком. Не виним его за мокрые пеленки, за падения во время овладения ходьбой и за коверкание – возрастное – звуков и слов… Но как же за подобное несовершенство мы нападаем на себя! … Отступление. Мне довелось довольно много работать с детьми.
Не возникало злобы и гнева на ребенка за то, что у него не получается сделать с первого, второго, а у кого и с … – надцатого раза то, то нужно было в рамках занятия или в плане поведения с окружающими. По моим наблюдениям, большинство родителей реагировало так же. Что тут главное? Мы даем детям ПРАВО НА ОШИБКУ. Потому что их проще, в таком случае, ПРОДОЛЖАТЬ ЛЮБИТЬ.
Чего не скажешь о взрослых, что приходили на консультации по поводу себя, «любимых». При малейшей оплошности у очень многих продолжать себя – и такого – любить не получается. Тут и возникает и гнев на себя, и мощное чувство вины за ошибки, и раздражение, что никак не получается (выбиться в люди, съездить за границу, купить машину, уговорить жену(мужа) вернуться, «с т а т ь ч е л о в е к о м»...) Короче, полный набор ИНСТРУМЕНТОВ ПОДАВЛЕНИЯ СЕБЯ И АГРЕССИИ К СЕБЕ. За то, что несовершенны… А там, откуда ни возьмись, возникают болячки и травмы на ровном месте… Откуда? Так надо ж «спецзаказ» выполнять. От «царя-батюшки». Мозга, то бишь. НАКАЗЫВАТЬ за «просчеты». Тело и душу. Б О Л Ь Ю. Этот многовековой рефлекс оправдан в отношении людей с рабской психологией. Которые убеждены, что они ни на что не влияют. Что все предопределено. И то за них реша(ю)т другие. Так мышь бьют током за неправильный выбор. Пока она вообще не отказывается этот выбор делать. И ложится помирать. Если это не про Вас – читаем дальше. Итак. Метод. При нападении чувства вины и гнева на себя вспоминать детей, как они учатся и то, что в этой жизни мы все УЧЕНИКИ. Учимся жить, как умеем. Как получается. Как смогли. Как выдержали. Нагрузку под названием «жизнь». Дать себе ПРАВО НА ОШИБКУ. Продолжать себя – и такого - любить. Если у тебя что-то получается, хорошо. Если не получается, иди дальше. П р о д о л ж а й . Возвращаться к мечте, цели. Вновь и вновь. Карабкайся в гору. Где на вершине – твоя собственная жизнь с твоими и только твоими желаниями и целями. Надо 100 раз повторить попытку, чтобы «выучить урок»? Что ж, значит, 100 попыток делаем. И не тратим силы на «добивание» себя, любимого(любимой) чувством вины и стыда. А сохраняем их для следующего «прыжка». В неизвестность. То ли получится, то ли – нет.
P.S. Вариант 2.
Поучиться у спортсменов. Кому, как не им, приходится, стиснув зубы, говорить себе: «Я смогу» и снова, и снова в сотый, тысячный раз прыгать, бежать стометровку или нырять… И опытные мудрые тренера их учат не зацикливаться на поражении, а, учитывая опыт и сделав выводы на будущее, использовать силу и ресурсы для новых попыток добиться. Победы. Н А Д С О Б О Й .
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|