Совершенствование через восприятие

Автор статьи: Лариса Фёдорова

Свои ощущения мы получаем посредством чувственного восприятия. Существует пять основных видов сенсорного, или чувственного, восприятия - зрение, слух, осязание, обоняние и вкус, которые в каждый момент времени поставляют нам тысячи импульсов информации. Наше подсознание замечает и отслеживает их, но лишь немногие из этих сенсорных раздражителей (примерно семь в любой отдельно взятый миг) удостаиваются нашего сознательного внимания, поскольку они "выпадают" из цельной картины того, что Вы делаете и что думаете.

Пока наше подсознание фильтрует весь этот поток информации, наше тело отвечает на сообщения, посылаемые мозгом, а сознание может свободно участвовать в таких видах деятельности, как речеобразование и рациональное планирование. Ваше подсознание также подсказывает Вам, как лучше всего отреагировать.

Существует ли подсознательный опыт?

Попросите кого-нибудь поднять левую руку. Он это сделает быстрее, чем за секунду. Что это - сознательное или подсознательное действие? Большинство людей ответит, что сознательное. Однако чтобы поднять руку, Вы должны скоординировать более 240 мышц, решить, где верх, где вниз, выделить, что является левым, а что правым, и поднять именно руку, а не ногу! Так же и с теми словами, которые мы выбираем. За долгие годы подсознание настолько упростило эти действия, что мы даже не думаем, сознательно ли это делаем. Этот механизм очень эффективен при выполнении обычных ежедневных задач (рутины). Однако это означает и то, что и менее полезные привычки тоже могут закрепиться.

Подумайте, ведь когда Вы едете домой по знакомому маршруту и внезапно обнаруживаете, что уже почти подъехали, Вы не можете вспомнить, как проезжали некоторые улицы и районы. Но ведь Вы не спали! И полиции на дороге позади Вас с синими мигалками не было. И доехали Вы без происшествий. Просто Вы "поручили" подсознанию довезти Вас из точки А в точку В. Если бы по дороге случились какие-либо происшествия, то на них было бы обращено внимание Вашего сознания. В критической ситуации подсознание начнёт давать сознанию новые, непривычные сигналы.

Сенсорное восприятие и память.

Для каждого из наших воспоминаний сознание и подсознание хранят детали сенсорного восприятия от каждого из органов чувств. Выводя эти детали наружу, можно вспомнить нечто приятное и даже улучшить эти воспоминания.

Показатели восприятия.

Каждое из наших сенсорных восприятий обладает рядом качеств, меняющихся во всём диапазоне между двумя противоположностями. Например, цвет меняется от чёрного к белому, осязание - от твёрдого к мягкому, звук - от громкого к тихому. Ниже показаны ключевые показатели зрения, слуха и восприятия ощущений тела. Они могут помочь людям выявить структуризацию своей памяти, а также сыграют ключевую роль при построении ресурсных состояний и постановке якорей. В приведённых примерах термин "расположение" означает место, где Вы в своих воспоминаниях видите отдельные образы (верх, низ, лево, право) или откуда приходят звуки (сзади, спереди, слева, справа).

Визуалы и зрение.

Некоторые люди утверждают, что они не в состоянии визуализировать образы. На самом деле на это способен каждый. Действительно, Вы же узнаёте своих знакомых? Уж точно не вызывая в памяти ощущения от прикосновений, звуки и запахи! Зачастую убеждения в своей неспособности к визуализации - это ограничивающее убеждение, которое мешает Вам быть творческой личностью.

Предаваясь воспоминаниям, Вы пребываете в диссоциированном состоянии (то есть смотрите на себя как бы со стороны) или в ассоциированном состоянии (то есть являетесь частью действия). Это могут показать слова, которые Вы используете. К "диссоциированным" фразам относятся такие, как: "из этого", "вне игры", "вне пределов досягаемости". К "ассоциированным" фразам относятся: "всё это", "удачно попал", "в гуще событий".

Подумайте о других аспектах Вашей картины воспоминаний. Она в покое или движется? Цветная или чёрно-белая? Большая или маленкая? Вы рядом или далеко? Вы в центре картины воспоминаний всё время? Где она расположена?

Аудиалы и слух.

Восстановите в памяти звуки и попробуйте уловить детали. Если это голос, то кто говорит и откуда. Может быть, это глухой стук, скрип, дыхание, чьи-то комментарии либо Ваши собственные тихие команды, обращённые к самому себе? Высота звука, громкость, темп речи, расстояние, тональность.

Кинестетики и восприятие ощущений тела.

А как же быть с ощущениями, которые рождаются в нашем теле, какую температуру они имеют, каково ощущение "на коже"? Вспомните, что Вы чувствовали, когда принимали участие в каком-либо событии. Откуда исходят ощущения?

Упражнение на выявление воспоминаний:

Проделайте это упражнение (можно с другом), чтобы реорганизовать восприятие собственных воспоминаний. Выберите спокойное место, где Вас не будут тревожить.

  1. Подумайте о событиях, когда Вам сопутствовал успех, или о занятиях, когда Вам всё хорошо удавалось. Это должны быть особые воспоминания о каком-либо волшебном моменте. Думайте о том, что хотите вспомнить. Можете даже говорить об этом, пока не начнёте вспоминать детали происходившего до и после события. Чтобы полностью вспомнить событие, Ваше сознание должно заостриться на показателях восприятия, характеризующих Ваши воспоминания.
  2. Имеет смысл попросить своего друга задавать Вам вопросы по Вашим воспоминаниям. Например: Какая вещь вспоминается первой? Что это напоминает? На что были похожи ощущения? Что Вы слышали? И другие.
  3. Пройдитесь несколько раз по своим воспоминаниям, чтобы заметить последовательность событий. Может быть, Вы вспомнили, как хвалили себя, когда преодолевали какие-то трудности. Запишите все детали воспоминаний.
  4. Используйте свои наиболее эффектиные показатели восприятия (визуальные, аудиальные или кинестетические) в комплексе, чтобы улучшить качество своих воспоминаний. Например, расширение картины воспоминаний, добавление большего количества теплоты к чувству и смягчение звуков усиливает приятные воспоминания. Применяйте всё это одновременно и отмечайте, появляется ли небывалый наплыв положительных воспоминаний. Таким образом, Вы сможете заставить "работать" собственный опыт для мотивации самого себя в каком-либо деле.
Используйте всю мощь своего разума, сделайте свои хорошие воспоминания ещё лучше!
 
Наши лучшие воспоминания часто предстают перед нами в виде больших, цветных, движущихся картин с приятными звуками и связанными с ними ощущениями.
 
Когда мы обходимся подобным образом с плохими воспоминаниями, они превращаются в яркое цветное драматическое кино со спецэффектами (триллер), вызывающее чувство страха и напряжённости. Впоследствии мы начинаем перестраховываться и помногу раз "прокручивать" свои воспоминания. Это также объясняет, почему негативный опыт может менять нашу способность выполнять что-либо даже при том, что разумом мы понимаем, что это просто случай из прошлого.
 
Совершенствование через восприятие
 
Показатели восприятия, в которых Вы храните свои воспоминания определяют Ваше эмоциональное и физиологическое состояние: изменяется пульс, розовеет кожа (прилив крови). Это влияет и на Ваше поведение.
 
Так как работает этот механизм? Поскольку память и воображение работают по одинаковой "схеме"  - через одни и те же структуры головного мозга и нервные окончания, то память может влиять на воображение, и наоборот. Именно поэтому для выявления Вашего потенциала столь значимы корректное применение визуализации, внутреннего диалога и передача научения в мышцы.
 
Упражнение на изменение негативных воспоминаний:
 
Это упражнение поможет Вам настраивать свои показатели восприятия и менять окраску негативных воспоминаний, используя их позитивным образом.
 
  1. Возьмите умеренно неприятную ситуацию, которая случилась с Вами в прошлом. Например, школьные проблемы.
  2. Придумывая собственный пример, отметьте, какие звуки приходят Вам на ум, если приходят.
  3. Делая это, Вы стимулируете свои зрительные воспоминания. Получив "картинку", начинайте двигать её, чтобы получилось подобие фильма. Начинайте с медленного темпа (одна неподвижная картинка за другой), пока не сможете вызывать медленное движение зрительной картины, а затем и более быстрое. Наконец, попробуйте "режим ускоренного воспроизведения".
  4. Когда у Вас будет получаться воспроизведение фильма практически с любой скоростью, отметьте, какие чувства рождает его просмотр. На этой стадии Вы, вероятно, будете чувствовать, что эти воспоминания изматывают Вас. В конце концов, это ведь проблемное состояние.
  5. Теперь выберите для Вашего фильма музыку. Подбирайте что-то вроде бодрой популярной мелодии. Постарайтесь в своём воображении услышать эту музыку отчётливо и громко. Затем посмотрите свой фильм снова, но от начала до конца с музыкой.
  6. В качестве проверки "проиграйте" этот фильм без музыки и обратите внимание, что Вы чувствуете теперь. Обычно интенсивность негативных воспоминаний снижается. Они становятся нейтральными или даже юмористическими.

Изменив восприятие воспоминаний, отметьте, что Вы теперь можете смотреть свой фильм и думать о том, что сделали бы по-другому. Экспериментируйте с различными музыкальными отрывками, пока не найдёте тот, который работает для Вас лучше всего. Привыкнув к этому, Вы обнаружите, что можете проигрывать музыку в своём сознании во время какого-то важного дела, а также что это помогает Вам выходить из различных ситуаций.

Мой сайт: psy-stud.ru

 

 


Просмотров: 564
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Панические атаки" или "просветление" - выбор зависит от вашего восприятия.
  • Техника "Фонарики". Работа по трансформации воспоминаний.
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Когда мужчина просто "лечится" о Вас - вы чувствуете себя "помойной ямой"
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • "Я хочу чтобы меня любили" или "когда я смотрю на небо"
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • "Работа с МАК". Расклад "Диалог с 3-х позиций восприятия".
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • Чтобы ваше "потом" не превратилось в "никогда"
  • Когда вы перестанете быть "удобной" для многих вы сразу станете "стервой"
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • В планах пишите "прочее", или феномен "лишней детали".
  • "А он то ехал к маме...на тот свет" или "Подсознание верит в то, что вы говорите"
  • Правильные отношения? Может "да", а может "нет", у каждого свой взгляд.
  • "Что происходит в мире на самом деле?" или Как работают фильтры восприятия человека
  • Может ли страдание быть "нормальным" и "патологическим"?
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • "Семейное захватничество": родители, которые "убивают" своих детей
  • "Время плакать - сейчас" или "Когда попадают в травму"...
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • "Я ошибка!", или "Меня не должно было быть!"
  • Техника для "ленивых", когда подсознание начинает работать само за тебя
  • Как правильно ставить цели, чтобы они достигались. Системы "SMART" и "КОНЭЦ".
  • Методика французского гештальт-терапевта Жана-Мари Робина "Воспоминания из детства". 
  • Чудо "оживления" или мысли вокруг ощущения, что "Жывешь".
  • "Перестать думать" vs "остановиться, чтобы подумать."
  • Как НАСЛАДИТЬСЯ формирует "иметь" и "быть сытым". Пятое движение любви.
  • "Штопор", "бочка" и "мертвая петля": осторожно, негативные состояния



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь