Как не надо относиться к страхам детей


Нередко нам, взрослым, детские страхи кажутся надуманными, и мы смотрим на них как на нечто неважное. Но для ребенка, познающего мир, страшные чудища из сказок видятся самой настоящей реальностью. Поэтому главное правило нашего отношения к детским страхам – уважение.

Приведу пример. Четырехлетняя Настя не хочет оставаться одна в комнате. Родители считают это детской причудой и не видят здесь проблемы. Чаще всего они, забрав дочь из садика, все вместе бывают дома, и Настя одна не остается. Неприятности начинаются, если кто-то из родителей дома один. Тогда он не может выйти из комнаты, принять душ или выйти на балкон, не отрывая от себя цепляющуюся Настю. Особенно раздражает это папу: ребенок мешает ему сосредоточиться на каких-то важных мыслях, и Настино поведение он расценивает как простые капризы. Мама же, в свою очередь, любит поговорить во всеуслышание, особенно в присутствии гостей, какая Настя фантазерка.

На самом деле, проблемы в этой ситуации именно у родителей, а не у Насти.

Во-первых – невнимание к страхам дочери. Раздражаясь или переводя все в шутку, родители не хотят видеть душевные переживания ребенка. Постоянная тревожность и волнение со временем нарастают, превращаясь в невротическое состояние (Настя уже не только боится чего-то в комнате; она находится в состоянии постоянного ожидания того, что ее оставят одну, и ей придется снова бояться). Это крайне разрушающе действует на детскую психику.

Возможно, игнорирование тревоги Насти для родителей является способом не брать на себя излишнюю ответственность, связанную с поиском решения проблемы избавления от страхов.

Во-вторых, родители забыли (или не хотят помнить), что именно они не раз использовали тактику запугивания своей дочери в младшем возрасте. Настя – бойкая девочка; не раз, разбушевавшись в играх и утомив отца и мать суетой, она получала предупреждение: «Смотри, сейчас выйдет бабайка из-за шторы и съест тебя, если будешь баловаться». Действительно, через какое-то время игры Насти стали менее шумными, потому что «бабайка» в ее воображении вырос и стал настоящей реальностью.


Пройдет некоторое время, и страх Насти, ставший невротическим, придется рассматривать уже специалисту. Однако может случиться, что и такая форма страха будет игнорироваться родителями, и тогда их дочь выйдет во взрослую жизнь, имея кучу фобий и комплексов, и уже ей самой придется обивать пороги кабинетов психологов. Причем фобий будет гораздо больше, чем в 4–летнем возрасте, ведь склонные к игнорированию родители не смогут увидеть и других ее проблем, а значит, не смогут (или не захотят) помочь.

Еще один пример: маленький Гоша боится засыпать в темноте. Как назло, родители решили с ранних лет приучать ребенка к дисциплине, и для них вопрос принципа – выключать свет перед сном. Здесь используются угрозы оставить Гошу одного, если он будет плакать и не спать; а еще ему все время рассказывают, какие хорошие есть детки, которые не плачут, слушаются маму и папу и засыпают сразу же, как только свет выключен.

Иногда они все-таки догадываются спросить, чего боится их сын. Но как только Гоша начинает рассказывать про Бабу-Ягу, приходящую за ним из темноты, родители сердятся на неутомимого фантазера. Они отмахиваются от этих «глупостей», и процесс укладывания продолжается.


Нетрудно догадаться, что и у этих родителей есть проблемы. Основная беда их такая же, как и в предыдущем примере: невнимание к потребностям ребенка. Неуважение его желания спать при свете, стремление во что бы то ни стало добиться своего во имя какой-то высокой дисциплинарной цели несомненно калечат психику малыша.


Здесь мог бы помочь простой ход: позволить ему спать при свете в первое время; вместе убедиться, что в комнате пусто, и никакие чудовища не смеют сюда приходить. Далее стоит пофантазировать вместе с ребенком и придумать причину, при которой никогда-никогда в эту комнату ни Баба-Яга, ни какой-то другой неприятный персонаж войти не сможет. Фантазии не только пугают детей, но и помогают найти выход из ситуации; нужно только направить их в нужное русло.


Когда родители и сын вместе постановили, что их дом – настоящая крепость, куда вход чудищам запрещен, можно попробовать выключать свет, оставаясь при этом с ребенком. Игру нужно продолжать: разыскивать, не проникло ли какое чудище, воспользовавшись темнотой; и если страх у ребенка еще есть (хотя чудища и не найдены), включать свет снова. Можно придумать игру «Кто дольше пролежит в темноте» или какие-то другие игры, используя фантазию ребенка в своих целях. Так, день за днем, количество времени, проведенного в темноте, должно увеличиваться. Если обстановка при этом доброжелательная, веселая, игровая, то ребенок вскоре убедится, что имеет надежную поддержку в лице родителей, и страхи пройдут.


Третий пример. Родители и бабушка Сони используют в воспитании систему запретов. Чтобы их подкрепить чем-то и заставить девочку слушаться, ей постоянно напоминают, что в случае непослушания придет чужой дядя и заберет ее. Во время прогулки бабушка показывает ей воочию этих «дядь», и, к сожалению, находятся прохожие, которые с удовольствием играют эту роль, поддерживая бабушкин способ воспитания.


В результате такого отношения Соня стала бояться всех мужчин, в том числе родного отца. Папа Сони приходит домой поздно, говорит мало и в воспитании дочери практически не участвует. Поэтому для нее он тоже относится к тому разряду «дядь», которых нужно опасаться.


Как еще можно научить ребенка бояться?


Пытаясь оградить чадо от бед и неприятностей (а чаще всего себя – от излишних волнений), родители не устают предупреждать:

не бери нож, а то порежешься, и кровь потечет;

не лезь в воду, а то утонешь;

не езди в лифте, а то зайдет незнакомый дядька, и тогда…

не ходи по лужам, а то простудишься, будут делать 20 уколов;

не ходи один (одна) по улицам (снова фигурируют злые дядьки)…


Исчерпать этот список невозможно, в каждой семье он свой. В итоге вполне взрослые люди сплошь и рядом боятся воды, крови, врачей и общества.

Нередко можно встретить юных барышень, оканчивающих школу, которые ходят по улицам исключительно с мамами. Однако же мамы, по достижении их чадами 18 лет, начинают поговаривать о свадьбе дочери и даже… о внуках. Так и не поняв, что страхи, которыми они щедро наградили девочек с детства, навсегда останутся препятствием к нормальной жизни их детей.



 



Просмотров: 228
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Взрослые дети и родители. Отношения. Нужно ли жить вместе?
  • Для чего родители «замораживают» своих детей? Сложности сепарации родителей.
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Детский сад какой-то! Если родители ведут себя как дети...
  • Всегда ли дети понимают своих родителей, а родители детей?
  • 8 вещей, которые вы не будете помнить, если у вас были токсичные родители
  • Какие ошибки допускают родители в воспитании детей?
  • Девчонки и мальчишки, а также их родители… А также родители родителей
  • Девчонки и мальчишки, а также их родители… А также родители родителей
  • Если ваш ребёнок боится спать один
  • Как понять родителей, если тебе 7-10 лет. "Инструкция" детям, о том, как устроены их родители.
  • Если Вы одна и не можете построить отношения/ выйти замуж, выключьте «красный свет»
  • «Тотальная глухота» или как родители не слышат своего ребенка.
  • Родители, у детей есть право на свою собственную жизнь и представление о ней!
  • Родители не обязаны быть едины в вопросах воспитания ребенка
  • А зачем мне речь, если у меня есть идеальные родители
  • Люди рождаются на свет принцами и принцессами, а родители превращают их в лягушек
  • Ребенок боится спать один, что делать? Вопрос - ответ
  • Страхи у детей: чем помогут родители
  • Только тогда, когда принесешь в жертву самого себя, только тогда
  • Для родителей, которые хотят взять ребенка в семью.
  • Родители как светофор для ребенка
  • Мои родители нормальные, или какие эмоции можно считать легальными?
  • Когда родители не виноваты. Как воспитывать ребенка с отклонениями в психическом развитии.
  • Кем работать мне тогда, чем мне заниматься? Как родители могут помочь в выборе профессии
  • При чем тут родители? Если в психотерапии ребенок
  • Для родителей: 1.Достоинство ребенка и отношения в школе 2.Если с ним никто не дружит.
  • Родители + учителя = будущее ребенка (4)
  • За ребенка должны решать родители.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь