|
Супервизия | О чём разговор?Автор статьи: Карпенков Юрий Витальевич
Ежемесячно в центре "Ольвия" проходят супервизионные группы (см. правила работы супервизионной группы по ссылке). Терапевт делает расстановку клиенту в групповом формате, супервизор дает обратную связь терапевту. Иногда в процессе обсуждения появляются очень ценные для всех присутствующих идеи. Вашему внимаю предлагаю один из протоколов обсуждения. *** Запрос Аделаиды (имя клиента изменено из соображений конфиденциальности): "У меня сложные отношения со свекровью и свекром, а теперь с мужем. Я недавно очень неожиданно помирилась со свекровью. Муж и свёкр не рады этому и не дают со свекровью общаться, ревнуют. Мне нужно посмотреть на ситуацию, чтобы построить гармоничные отношения в семье с мужем. Мне нужно прояснить ситуацию". Образ расстановки:
Обсуждение: Ситуация сложная. С чего бы это мужу не давать мириться жене со свекровью? Ребус. Заковыристая ситуация. Реплики клиентки («С папой отношения хорошие...») только подтверждали, что отношения в семье – это для неё зона мало осознанная, и именно здесь её ждут открытия, приятные и не очень. *** Хорошо, что терапевт не стал брать в качестве цели расстановки такую задачу как «Хочу гармоничные отношения». Потому что эта цель глобальная. На эту цель можно работать год или даже несколько лет. А вот формулировка: «Больше уважения, больше принятия, лучше, теплее, легче, гармоничнее…» подходит больше, несмотря на неконкретность. Они говорят об улучшении, а не об идеальной гармонии. Мы не беремся за всё, а беремся за улучшение, беремся сделать один шаг. *** Замечание: На этапе предварительного интервью терапевт использовал много негативных слов, что смещало акцент в беседе. «Понятно, что сейчас нестабильно, негармонично, нехорошо». Лучше сказать: «Сейчас ситуация как есть, это мне понятно. А хотелось бы лучше, правильно я вас поняла?» *** И на мой взгляд, было оправдано, что поставили всех участников (три поколения: бабушки, дедушки, муж с женой, ребенок). Симметричность подгрузки мужа и жены налицо. Муж вовлечен в дела родителей. Отец жены висит на дочери как плита. Очень наглядно в расстановке было видно то, что сын чувствует себя взрослее отца. *** Применен зондирующий приём, с чего начать, поставлена фигура «хорошее решение». Сразу получили подсказку. И это хорошо, что мы не пошли к свекрови. Ясно что подгрузка от свекрови есть («ребенок после визита к ней болеет»). Но для клиентки намного актуальнее заниматься своей родительской семьей. И это надо объяснить клиентке: Что прежде, чем идти и разбираться в отношениях со свекровью, нужно накопить определенный ресурс. И ресурс этот был накоплен в общении со своими родителями. Это факт. *** Разрешающая фраза (ребенку): «Посмотри, вот папа, мама, бабушки и дедушки. Они все для тебя родные. Мы сегодня выяснили, что ты стоишь не на своём месте. Это твой папа. Но он не твоя ровня. Своей энергией спасать папу не надо. Давай будешь свой героизм показывать в другом месте. Ты в дела взрослых не лезь». В работе с ребенком, разрешающая фраза: «Ты во взрослые дела не лезь» - это только первый шаг. Надо заниматься родителями, выяснять, почему у родителей ребенка неблагополучие. Полегчает родителям, спокойнее будет ребенку. Если родители продолжат страдать, ребенок опять втянется в их «спасение». *** Замечание. Разрешающие фразы нужно формулировать и произносить целиком, с подлежащим, сказуемым и подчиненными словами. В противном случае клиент будет в замешательстве, произносят куцую первую часть фразы, он не будет понимать смысла и будет просто «марионеткой терапевта». Либо он должен быть в глубочайшем трансе доверия терапевту, либо он будет в сильном недоразумении. *** Замечание. Фраза не очень удачная: «Половина клиента спасает маму, половина клиента спасает нерождённых детей». «Половина там, половина там, а я где?» – может задаться вопросов клиент. Лучше сказать: «Какая-то часть твоей личности – при маме, какая-то часть - при нерождеённых детях. *** Замечание. Много объяснений, многословие терапевта мешало процессу. Лаконичность тренируется с практикой, с опытом. «Я отпускаю претензии. Мне нужна поддержка» - этих двух фраз было бы достаточно. Эти две фразы в адрес родителей сделали всё. *** Очень важно с заместителями работать в одной интонации, а обращаясь к клиенту, использовать другую, контрастную, интонацию. Или можно использовать другой приём. Подсесть к клиенту и всё ему объяснить, а потом пойти в поле мерять ситуацию (пространственный контраст). *** Находка, удачная фраза, фраза-дня: «Я не могу за шестерых добиваться достижений и признания». Это коронная фраза для отрезвления клиентки. «Да у меня шансов не было за шестерых нагрузку успешно нести и всем угодить. И с сегодняшнего дня даже пытаться не буду». Итоговая фраза: «Я справлюсь» - очень сильная фраза для концовки. *** Позитив: И самое главное, в этом хитросплетении ситуации терапевт нить не потерял, своё довел до конца и получил результат. *** Какие планы по работе с клиентом в следующей расстановке? Посмотрим на следующей сессии, какие еще динамики проявятся и будем работать с ними. *** Результат: Женщина уходила с сыном по коридору. Она повернулась, а у неё на лице такой свет, ребенок её тоже повернулся: «Спасибо вам». Пришел человек в одном состоянии, в состоянии боевой мобилизованности, а уходил другой человек, расслабленный, светлый и спокойный. Очень трогательно. Результат получен. Состояние клиента изменилось очень заметно. *** |
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей. На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.
|