|
«Техника 4 масок»Автор статьи: Тамашина Наталья Николаевна
«Техника 4 масок» Каждый из нас был ребёнком, который воспитывался в определённом социальном окружении: со своими правилами, традициями, требованиями и прочее. По мере взросления, ребёнок начинает всё больше сталкиваться с родительскими запретами: что прилично, а что нет, что допустимо, что неприемлемо. Такие ограничения, безусловно, ценны, т.к. мы живём в большом мире, рядом со множеством других людей, но налагая запреты, родители не учитывают потребностей, желаний и чувств ребёнка. В результате, ребёнок с детства привыкает к тому, что вести себя нужно не так как хочется, а так как принято. Боясь быть плохим и отвергнутым, ребёнок начинает вести себя в соответствии с ожиданиями окружающих (родителей, родственников, воспитателей). В погоне за одобрением и принятием, ребёнок всё больше прислушивается к окружающим и все меньше — к самому себе, своему внутреннему миру, желаниям. Вырастая, человек так и остаётся прикован к той маске, которую он носил в детстве. Это предательство себя не проходит бесследно. Цена, которую человек платит ради одобрения и любви — отсутствие энергии, новых идей, серость и безрадостность будней, соматические заболевания, стрессы, депрессии, неудовлетворяющие отношения и многое другое. Маски, безусловно, необходимы, т.к. мы взаимодействуем со множеством людей и не каждого готовы подпустить к своим внутренним переживаниям, чувствам и мыслям. Вопрос в том, на сколько мы осознаем свои маски, отождествляем себя с ними, какое впечатление производим на людей и умеем ли мы их снимать, когда это необходимо, для более подлинного и глубокого общения с близкими людьми. Данное занятие позволит клиенту открыто посмотреть на самого себя, осознать те роли, которые она играет каждый день, и понять, кто она есть на самом деле. Это поможет внести ясность в повседневную жизнь и из этой ясности строить каждый новый день. «Техника 4 масок»
Цель: исследование стратегий поведения клиента, изменение деструктивных паттернов поведения. Задачи:
Структура занятия: Продолжительность: от 60 мин. Предварительная беседа: 5 – 10 мин. Создание масок: 20-30 мин. Работа с масками: 20 – 30 мин. Обсуждение: 10 мин Оборудование: Материалы: бумага (белая и цветная), листы А4, ножницы, краски, карандаши, кисточки, клей.
Ход занятия: Предварительная беседа: обсуждение актуального состояния, самочувствия, обсуждение темы занятия. Изготовление масок: Инструкция: Сейчас Вы будете делать 4 маски. Последовательность в которой Вы будете их делать, это Ваш выбор Наименование масок: а) Моя привычная маска б) Я себя такого не люблю в) Я хочу, чтобы меня таким видели г) Я себя таким не знаю Нарисуйте на листе овал лица, глаза, рот и, используя любые материалы, сделайте маски. Затем клиенту предлагается разложить маски в той последовательности, к какой он их рисовал, либо по степени значимости для него , либо по степени понимания того, для чего ему эта маска. Прежде чем приступить к работе проясняем запрос клиента к данной работе. Что клиент хочет получить (решить, определить и т.д.) от этой работы с масками. Вопросы для обсуждения: - В какой последовательности Вы делали маски? - Какие трудности Вы испытывали при создании маски? - Есть ли маски, которые было рисовать легко? - Какую маску было рисовать сложнее всего? Отследите сопротивление. - Может быть Вы сейчас вспомните, как Вам было эмоционально делать разные маски? - Отметьте, Вот Вы сделали 4 маски и у Вас, возможно, возникла потребность сделать еще одну маску. Как Вы отреагировали на это желание? Вы заглушили в себе эту потребность или реализовали ее. Если появилась пятая маска, как она называется? - Было ли такое, что Вам хотелось вернуться к какой-то маске еще раз (может быть дорисовать ее или подправить)? - Какая маска вызывает наибольший интерес? Чем она интересна? Что в ней для Вас? - Что изображено на маске? Почему выбран такой цвет, такая форма? - В каких ситуациях эта маска вступает в действие? - Вас кто-то заставляет ее надевать или это поведение Вы выбираете сами? - Как можно назвать ту роль, которую Вы играете под этой маской? - Предлагаем клиенту примерить маску, которая наиболее интересна. Спрашиваем: - Что Вы испытываете? - Какие эмоции запускает маска? - Какие ощущения в теле отслеживаете? - Что было менее приятным в образе? - Что было самым приятным в образе? - Что хочется изменить или добавить сейчас в рисунке? Психолог с разрешения клиента примеряет маску, и будучи в ней задает вопросы: - Как Вам видеть сейчас эту маску? - Что это за маска? Как бы Вы ее назвали, или охарактеризовали? - Какие чувства она вызывает? - Что маска делает для Вас? - Каков возраст маски? - Какие ассоциации из жизни возникают? - Какое послание несет эта маска? Что сообщает? - Как человек, надевший эту маску, предъявляет себя миру. (Помогаем прояснить клиенту, что дает эта маска, в каких ситуациях она помогает , в каких мешает. Привязываем высказывания клиента, послания полученные от маски к запросу клиента. Психолог задает вопросы: - Когда видишь такого человека, как показывает маска, что Вам хочется сделать? - Что хочется сказать этой маске? - Какие бы маски Вы хотели иногда (или часто) надевать, чтобы справиться или защититься в каких-то ситуациях? В каких именно? - Что нового Вы узнали о себе во время выполнения данного упражнения? - Как себя чувствуете сейчас? По такой схеме проговариваем все маски, привязав их конкретно к жизни
Исследовав все маски клиенту предлагается сделать вывод , какие маски ему нужны , а какие нет. Если нужны, то для чего, где он будет их использовать? Если не нужны, то почему? Прежде чем отказаться от маски , необходимо подобрать вместо нее какую-то новую , которая будет более адаптировать человека к жизни ,чем прежняя.. Целью процесса психологического развития, процесса индивидуации является снятие всяких и всяческих масок, идентичность самому себе, аутентичность. Психологическая помощь становится необходимой в тех случаях, когда: масок слишком мало (низкая адаптивность), масок слишком много (низкая адаптивность), ношу чужие маски (сценарные проблемы), путаю маску со своим собственным лицом (низкая аутентичность), не знаю, для чего мне эта маска (дезадаптивные паттерны поведения) и т.п. Следовательно, использование масок в психокоррекционной работе (арттерапии) чрезвычайно широко: при работе со взрослыми и подростками, в групповой и индивидуальной работе, в работе с самым широким спектром проблем. Домашнее задание: Понаблюдать , какие маски востребованы чаще всего. Записывать самые яркие переживания .
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|