«Техника 4 масок»

«Техника 4 масок»

Каждый из нас был ребёнком, который воспитывался в определённом социальном окружении: со своими правилами, традициями, требованиями и прочее. По мере взросления, ребёнок начинает всё больше сталкиваться с родительскими запретами: что прилично, а что нет, что допустимо, что неприемлемо. Такие ограничения, безусловно, ценны, т.к. мы живём в большом мире, рядом со множеством других людей, но налагая запреты, родители не учитывают потребностей, желаний и чувств ребёнка. В результате, ребёнок с детства привыкает к тому, что вести себя нужно не так как хочется, а так как принято. Боясь быть плохим и отвергнутым, ребёнок начинает вести себя в соответствии с ожиданиями окружающих (родителей, родственников, воспитателей). В погоне за одобрением и принятием, ребёнок всё больше прислушивается к окружающим и все меньше — к самому себе, своему внутреннему миру, желаниям. Вырастая, человек так и остаётся прикован к той маске, которую он носил в детстве. Это предательство себя не проходит бесследно. Цена, которую человек платит ради одобрения и любви — отсутствие энергии, новых идей, серость и безрадостность будней, соматические заболевания, стрессы, депрессии, неудовлетворяющие отношения и многое другое.

Маски, безусловно, необходимы, т.к. мы взаимодействуем со множеством людей и не каждого готовы подпустить к своим внутренним переживаниям, чувствам и мыслям. Вопрос в том, на сколько мы осознаем свои маски, отождествляем себя с ними, какое впечатление производим на людей и умеем ли мы их снимать, когда это необходимо, для более подлинного и глубокого общения с близкими людьми.

Данное занятие позволит клиенту открыто посмотреть на самого себя, осознать те роли, которые она играет каждый день, и понять, кто она есть на самом деле. Это поможет внести ясность в повседневную жизнь и из этой ясности строить каждый новый день.

«Техника 4 масок»

 

Цель: исследование стратегий поведения клиента, изменение деструктивных паттернов поведения.

Задачи:

  1. Осознание масок и ролей клиента.
  2. Выражение и принятие себя через маску.
  3. Работа с деструктивными убеждениями и ценностями.
  4. Работа с идеальным и отвергаемым образами себя.
  5. Осознанное управление своими масками в условиях социума.

 

Структура занятия:

Продолжительность:  от  60 мин. 

Предварительная беседа:   5 – 10 мин.

Создание масок: 20-30 мин.

Работа с масками: 20 – 30 мин.

Обсуждение: 10 мин

Оборудование: Материалы: бумага (белая и цветная), листы А4, ножницы, краски, карандаши, кисточки, клей.

 

Ход занятия:

Предварительная беседа: обсуждение актуального состояния, самочувствия, обсуждение темы  занятия.

Изготовление масок:

Инструкция: Сейчас Вы будете  делать 4 маски. Последовательность в которой Вы будете их делать, это Ваш выбор

Наименование масок:

а) Моя привычная маска

б) Я себя такого не люблю

в) Я хочу, чтобы меня таким видели

г) Я себя таким не знаю

  Нарисуйте на листе овал лица, глаза, рот и, используя любые материалы, сделайте маски.

Затем клиенту предлагается  разложить маски  в той последовательности, к какой он их рисовал, либо по степени значимости для него , либо по степени понимания того, для чего ему эта маска.

Прежде чем приступить к работе проясняем запрос клиента  к данной работе. Что клиент хочет получить (решить, определить и т.д.) от этой работы с масками.

Вопросы для обсуждения:

- В какой последовательности Вы делали маски?

- Какие трудности Вы испытывали при создании маски?

- Есть ли маски, которые было рисовать легко?

- Какую маску было рисовать сложнее всего? Отследите сопротивление.

- Может быть Вы сейчас вспомните, как Вам было эмоционально делать разные маски?

- Отметьте, Вот Вы сделали  4 маски и у Вас, возможно, возникла  потребность  сделать еще одну маску. Как Вы отреагировали на это желание? Вы заглушили в себе эту потребность  или реализовали ее. Если появилась  пятая маска, как она называется?

- Было  ли такое, что Вам хотелось  вернуться к какой-то маске еще раз (может быть дорисовать ее или подправить)?

- Какая маска вызывает наибольший интерес? Чем она интересна? Что в ней  для Вас?

- Что изображено на маске? Почему выбран такой цвет, такая форма?

- В каких ситуациях эта маска вступает в действие?

- Вас кто-то заставляет ее надевать или это поведение Вы выбираете сами?

- Как можно назвать ту роль, которую Вы играете под этой маской?

- Предлагаем клиенту  примерить маску, которая наиболее интересна.

Спрашиваем:

- Что Вы испытываете?

- Какие эмоции запускает маска?

- Какие ощущения  в теле отслеживаете?

- Что было менее приятным в образе?

- Что было самым приятным в образе?

- Что хочется изменить или добавить сейчас в рисунке?

Психолог с разрешения клиента примеряет маску, и будучи в ней задает вопросы:

- Как Вам видеть сейчас эту маску?

- Что это за маска? Как бы Вы ее назвали, или охарактеризовали?

- Какие чувства она вызывает?

- Что маска делает для Вас?

- Каков возраст маски?

- Какие  ассоциации из жизни возникают?

- Какое послание несет эта маска? Что сообщает?

- Как человек, надевший эту маску, предъявляет себя миру. (Помогаем прояснить клиенту, что дает эта маска, в каких ситуациях она помогает , в каких мешает.

Привязываем  высказывания клиента, послания  полученные от маски к запросу клиента.

Психолог задает вопросы:

- Когда видишь такого человека, как показывает маска, что Вам хочется сделать?

- Что хочется сказать этой маске?

- Какие бы маски Вы  хотели иногда (или часто) надевать, чтобы справиться или защититься в каких-то ситуациях? В каких именно?

- Что нового Вы  узнали  о себе во время выполнения данного упражнения?

- Как себя чувствуете сейчас?

По такой схеме проговариваем все маски, привязав их конкретно к жизни

 

Исследовав все маски  клиенту предлагается сделать вывод , какие маски ему нужны , а какие  нет. Если нужны, то для чего, где он будет их использовать?  Если не нужны, то почему?

Прежде чем отказаться от маски , необходимо  подобрать вместо нее какую-то  новую , которая будет более адаптировать  человека  к жизни ,чем прежняя..

Целью процесса психологического развития, процесса индивидуации является снятие всяких и всяческих масок, идентичность самому себе, аутентичность.

Психологическая  помощь становится необходимой в тех случаях, когда: масок слишком мало (низкая адаптивность), масок слишком много (низкая адаптивность), ношу чужие маски (сценарные проблемы), путаю маску со своим собственным лицом (низкая аутентичность), не знаю,  для чего мне эта маска (дезадаптивные паттерны поведения) и т.п.

Следовательно, использование масок в  психокоррекционной  работе (арттерапии) чрезвычайно широко: при работе со взрослыми и подростками, в групповой и индивидуальной работе, в работе с самым широким спектром проблем.

Домашнее задание: Понаблюдать , какие маски востребованы чаще всего. Записывать самые яркие переживания .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Просмотров: 298
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Маски, которые играют в людей (ч.4.)
  • Могу ли я быть такой? Люди и их маски
  • Маски или аутентичность?
  • Маски, защиты, нужны или нет?
  • Роли, маски, быть собой
  • Социальные маски, или «почему я не могу быть собой?»
  • Из рабочего процесса: маски усталости и напряжения
  • Про лица и маски
  • Маски, которые мы носим.
  • Роли и маски
  • Маски, которые носят люди (ч.1.)
  • Игры, в которые играют маски (ч.3.)
  • Как сбросить маски, которые мы носим?
  • Если вас что-то бесит. Гнев и раздражение - маски злости.
  • Маски и что мы скрываем под ними
  • Маски и роли в семье
  • Маски любви
  • Зачем люди надевают Маски? Примеры из жизни.
  • Жизнь без маски
  • Все мы носим маски | Почему мы многолики?
  • Маски, ценности и психологическая война.
  • Без Маски
  • Маски
  • Про маски
  • А вы надеваете маски?
  • Маски разума
  • Социальные маски
  • Маски в арт-терапии
  • Психологические маски
  • «Роли и маски. Мое место в социуме» (Имидж терапия)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь