|
Как выплакать Невыплаканные слезы? Упражнение "Дождь".Автор статьи: Митюкова Наталья Юрьевна
Что мы знаем про слёзы? Основное : "Сильные не плачут" и "Поплачь легче будет!" С запретом на слезы мы сталкиваемся с детства: - Ну-ка нюни убрал! - это мальчикам, а девочки как мальчики. Вот и копятся где - то слезы с самого детства, прибывают и прибывают за годы жизни. Их присутствие можно определить по кому в горле, пощипыванию в носу, можно посмотреть на себя в зеркале и увидеть зареванное по жизни лицо и мешки под глазами. И ничего не увидеть тоже можно. Слезы умеют играть в «прятки». Из бесед с пациентами. Обращаю ваше внимание Уважаемые коллеги и читатели, что пациенты изначально посторонние друг другу люди. Давайте зададим себе вопрос: Что мы чувствуем когда видим плачущего человека? Обычно это тяжелые чувства. Основные : Жалость Вина Беспомощность Жалость иногда воспринимается как сочувствие: «Бедненький, несчастненький, болезненький, да как тебе не повезло, да за что же это?!». Жалость отнимет все силы, размажет мало не покажется! Вина. Как будто мы виноваты в том, что с человеком произошло. Как будто при нашем непосредственном участии сложилась его ситуация. Помните, что ситуация только его, и вы к ней не имеете никакого отношения. Он плачет При Вас. Бессилие и беспомощность. Мы не в силах на раз-два изменить ситуацию плачущего человека. Иногда это просто невозможно. Ещё, наверное, имеет место быть Злость, потому что чужие слезы способны испортить настроение. Поэтому проще сказать: Ну-ка давай не кисни! Слезки вытри! Улыбнись! Плакать нельзя! В эти моменты мы думаем больше о себе, о своем комфорте, а не о плачущем человеке, и тем самым предлагаем ему загнать слезы внутрь. На самом деле со слезами выходит тяжелое чувство, которое сложно пережить. Своеобразное таинство. Некоторые опасаются плакать, потому что слез накоплено очень много и стоит только чуть-чуть всплакнуть, и рыдания не остановить. Поэтому предлагаю Вашему вниманию упражнение "Дождь", ( Эмоционально Образная Терапия автор Линде Н.Д.), которое хорошо себя зарекомендовало за годы работы с невыплаканными слезами. Клиенту предлагается представить (вспомнить) дождь и смотреть на него. Наблюдать за каплями, слушать шум, вдыхать запах до тех пор пока дождь не закончится, и не засияет солнце. Дождь может быть проливной, моросящий, грибной, грозовой, с облаками и тучами, громом и молнией. Любой! Смотрим на дождь и говорим: Я разрешаю тебе пройти. Я разрешаю тебе пролиться. Пример работы с упражнением «Дождь» в группе. Работа в палате. Женщины: Александра, Светлана, Ольга, Елена, Марина. Плакать в больнице неудобно, а есть о чем. Невыплаканные слезы имеют свойство разъедать изнутри как кислота, поэтому единогласно было решено сделать это упражнение. Александра: Я вспомнила дождь. Грибной. Нити. Капли с листочков скатываются. Светлана: Мой льёт как из ведра. Темная ночь. Слышу как барабанит по шиферу. Ольга: Дождь как дождь. Обычный осенний. Холодно. Грязно. Елена: У меня нет дождя. Черная туча есть. Молнии сверкают. Гремит гром, а дождя нет. Гром и молнии - это гнев. Поэтому в таких случаях важно разрешить молнии ярко блистать, грому греметь. Тяжелым облаками разрешить проявить все свои чувства. Елена: А теперь пошел! Марина: У меня нет дождя! Есть густой туман! Туман состоит из очень маленьких капель. Разговариваете с ними так же как с дождем. Александра: А у меня уже солнышко! С листьев докапывают последние капли, чувствую запаха озона. Светлана: Мой еще льёт, но уже не такой сильный и днем. Я вышла на террасу и смотрю на дождь. Ольга: Прекратился дождь. Ветер теплый, солнце, сохнет осенняя грязь. Елена: Туман рассеился. Вижу мокрый луг. Раннее утро. Заря. Я босиком иду по траве. Так здорово и легко дышится! Елена: Дождь уходит и громыхание где-то далеко. Предлагаю дождь вернуть, чтобы он никуда в вашем психологическом пространстве не спрятался! Елена: Возвращаю, гремит очень сильно. Разрешаю греметь, разрешаю проявлять себя. Ливень! Для тех чей дождь закончился и появилось солнце. Разрешите себе принять его тепло, его заботу, силы, которые оно даёт. Ольга: Мы онкологические больные! Нам на солнце нельзя! Здесь речь идет об энергии Солнца как образа, как символа . Вам не нужно стоять под палящим солнцем! Ольга: Понятно! Если дождь не закончился, а такое возможно. Накопления слез разные. Продолжаем выполнять упражнение. Если уж очень разошелся, периодически на него посматриваем и занимаемся своими обычными делами, как появится солнце принимаем тепло, заботу, силы, энергию. Все участники отметили, что желание плакать ушло, стало легче дышать, проще общаться с родственниками и друг другом. Слезы – это следствие, причины обсуждаются по желанию. Самый долгий за мою практику дождь был три дня . «Дождь» в индивидуальной работе . Бывает так, что клиент говорит: « Я хочу плакать» и старается всеми силами успокоиться, в таком случае можно предложить представить дождь. Клиентам, которые хорошо знакомы с этой техникой предлагаю: «Идем на дождь?» -«Идем!» Клиент встает и ходит по кабинету представляя дождь вдоль стены, или над собой. Обычно пять-десять минут достаточно. Желание плакать проходит, телесные ощущения меняются в лучшую сторону, если работали с образом, то положительная трансформация. Буду рада, если это упражнение пополнит вашу копилку, аптечку, коллекцию или арсенал! Добавлю, что у Анастасии Бурмистровой есть хорошая статья по работе с внутренними слезами. http://www.psyoffice.ru/article/9380
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|