|
Эссе по мотиву мультфильма "Маленький принц"Автор статьи: Тарханова Амалия Эминовна
Замечательный мультфильм «Маленький принц» с первоклассной графикой, захватывающим и трогательным сюжетом, подходящий в равной степени как взрослым, которым следует вспомнить, что значит быть детьми, так и детям, чтобы они не забывали о том, каково быть ребёнком.
Внимание! Дальше будут спойлеры! Анализируя первую часть мультфильма, можно прийти к следующим выводам. Картина начинается со знакомства зрителя с маленькой семьёй, состоящей из матери и её маленькой дочери. По сюжету, девочке вот-вот исполнится 9 лет, а маме на вид около 32-33 лет. У них нет в семье мужчины и мама собой заменяет ребенку обоих родителей. Она работает ради блага их семьи и, конкретно, будущего девочки.
Параллельно мы наблюдаем мать девочки, которая очень собрана (волосы собраны в аккуратный пучок, строгий, ничем не выделяющийся, опрятный деловой костюм), говорит только о деле, помогает повторить дочери ключевые важные моменты экзамена. И хотя обе при этом волнуются (что заметно по мимике, позам, тону их голосов), но никак этого не обозначают, более того, мама не выказывает поддержки дочери, а маскирует своё волнение за бравадой, улыбками и условно уверенным поведением. Можно сделать вывод, что при этом дочь получает невербальные сценарные послания того, как вести себя в напряжённый момент. Думаю, что можно было бы назвать их так «делай, думай и говори, как я, и всё будет хорошо!», «будь всегда собранной, весёлой, улыбающейся, и всё будет хорошо!».
Начиная свой день, мать и дочь выполняют все вместе одинаково и синхронно: одеваются, чистят зубы. В поведении девочки это пример моделирования поведения матери.
Вспомнился эпизод из фильма «Умница Уилл Хантинг», когда профессор говорит психологу главного героя о том, что ему нужен этот парень, ведь у него феноменальные способности к математике и парню необходимо их применить. На что психолог справедливо задается вопросом о том, а что же нужно самому парню? Ведь то, что ты подходишь к какой-то деятельности совсем не всегда означает, что ты хочешь ею заниматься… То же справедливо и с нашей героиней. Это про то, когда родители хотят воспитать взрослого и самостоятельного человека, забирая всю инициативу о его жизни себе, а потом, по прошествии лет удивляются, почему их сын/дочь не в состоянии принять своего личного решения. Если говорить о приказаниях, полученных от матери дочерью, то на мой взгляд, можно выделить такие, как «Не принадлежи», «Не будь близким» (тебе там никто не поможет, совсем), «Не будь собой» (в отношениях дочери с матерью нет демонстрации свойственных только дочери интересов, кроме тех, что отобраны для нее мамой). Также, как мне кажется, можно выделить два противоположных приказания, как «Не будь ребенком» и «Не расти», потому что, с одной стороны, мама активно поощряет «взрослое» трезвое и ответственное поведение девочки и даже подбадривает словами: «Ты будешь замечательной взрослой», - а с другой, полностью лишает ее самостоятельного выбора и детскости, что, наоборот, может исключить какую-либо взрослость в личности девочки в будущем. Насколько замечательным может получиться из человека взрослый, да и взрослый вообще, если ему не дали возможности побыть ребенком?
Среди приказаний возможно выделить и такие, как «Не думай» (я за тебя уже все подумала, решила и составила твой план жизни), «Не чувствуй» (после того, как экзамен провален (а это всё же большая неудача для этой семьи), мы видим выражение сожаления и гнева на лице женщины всего на несколько секунд, после которых у не ё уже готов новый план, и никакого диалога с дочерью о произошедшем). Стоит отметить и то, что от матери девочка получает и разрешения. Как, например, в сцене с пробившем в стене их дома вентилем самолета соседа и действиями девочки до прихода матери. Здесь присутствует разрешение самостоятельности, но с оговоркой на то, что этот род самостоятельности вроде выполнения инструкций в экстренных ситуациях, полученных от родителя, лишившись которых теряется способность что-либо предпринимать. Мы видим, что девочка действует очень по-взрослому и до прихода мамы звонит страховому агентству, вызывает полицию и фиксирует ущерб изнутри и снаружи дома! Кто мог бы похвастаться такими умениями в 9 лет? Вот это-то и самое неоднозначное: ребенок в 9 лет не должен уметь делать и не должен делать всё это, т.к. эти функции полностью лежат на плечах взрослого и только. Но с другой стороны, такие навыки вызывают восхищение. Если говорить о сценарии девочки, то, я предположу, что, с одной стороны, выглядит так, что у неё формируется сценарий победителя (и это видно в тех частях мультфильма, где она знакомится с соседом и проводит с ним время), ну а с другой стороны, есть опасение, что девочка в обстановке высоких требований и ожиданий мамы, постоянных тренировок и подготовок к учёбе могла формировать у себя сценарий не-победителя, когда «там тебе никто не поможет», нельзя ни на кого опереться и, соответственно ты должен быть всегда на чеку и предусмотреть всё в своем плане жизни, иначе проигрыш и крах надежд. Рассматривая отношения девочки и соседа, можно начать с их первого столкновения, произошедшего в результате настоящей катастрофы! Если представить такое в реальной жизни, то понимаешь, насколько безбашенным предстает перед нами старик, расположивший в своем дворе настоящий самолет, пусть и такой же старый, как и сам мужчина, к тому же пытающийся его завести! «Это каким надо быть ненормальным, чтобы устраивать аэродром у себя во дворе?!» - возмущается мать девочки. И, надо сказать, вполне небезосновательно. А как бы мы сами восприняли поведение деда и его соседство с нами? Мы бы скорее всего беспокоились за наш дом и наших детей.
Мама и сосед представлены как полные антиподы друг друга. Порядок и хаос, планирование и спонтанность, границы и безграничность, режим и свобода, разум и чувства. И мы видим с первой же минуты, как будоражит, привлекает и в то же время страшит поначалу старик девочку. Ведь у неё план жизни и подготовка к академии. Но и дед не сдается, передав банку с монетами, в которой также затерялись фигурки из той истории на листке. И мы видим, как эти фигурки захватывают воображение и всё пространство внутреннего Свободного Ребёнка девочки.
Что же видим в поведении дедушки? Мы видим, что он спокоен и просто делает то, что ему нравится. Вот это и есть настоящая уверенность. Почему же он так привлекает нашу маленькую героиню? Потому что он говорит на её языке, на языке детства, языке шалостей, сумасбродных идей, непосредственности, искренности и естественности или даже хаоса. Того хаоса, через который обязан пройти каждый человек в своем взрослении, чтобы определить границы своего порядка, своего места в общей картине мира. Это и есть взросление: из полного отсутствия границ и порядка переходить к стройности, отлаженности, осознанности и ответственности.
октябрь 2017 г. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|