|
Пушкин тоже плохо училсяАвтор статьи: Оксана Суржина
Детство-самый счастливый период жизни, скажете вы. Но, посмотрев на восьмилетнего Павлика, сидящего на краешке стула в моем кабинете, трудно в это поверить. Потухший взгляд, голова втянута в плечи, руки постоянно что-то теребят. Они пришли ко мне после родительского собрания. На нем мама Павлика, Лариса, яркая красивая молодая женщина , узнала, что ее единственный сын учится хуже всех в классе. Такого позора она не ожидала. Она и сама в свое время училась весьма посредственно. Считает, что мама мало заставляла. Сейчас-то она успешная женщина, с образованием. Но как же ей было трудно! Поэтому она дала себе слово, что сделает все, чтобы сын учился хорошо. Каждый вечер, усталая, после работы, сидит с ним за уроками. Сам? Нет, конечно же не сделает. Или сделает так, что придется переписывать. Да дома-то, когда она сидит, он хоть что-то делает, а на контрольной ничего сам не может сделать. «Лица стерты, краски тусклы, то ли люди, то ли куклы…»- сами вспомнились строчки из «Марионеток» Макаревича, когда мой взгляд падает на мальчика. Но ведь я помню его год назад, до того, как он пошел в школу, радостного, веселого, с улыбкой от уха до уха. Что же с ним случилось? Обычное дело, он был просто мальчиком, а стал учеником. Его жизнь изменилась кардинально, а вместе с ней и жизнь их семьи. Когда он приходит домой, первый вопрос: «Что получил?», как будто школа – это только учеба и оценки. А потом, когда он станет постарше, станут сетовать на то, что у него друзей нет. Этот, на первый взгляд, невинный вопрос, для Паши- самый страшный. Похвастаться нечем. «Опять двойка!» как в знаменитой картине Решетникова. Сначала в классе перед всеми учительница ругала, так еще и дома мама будет кричать, отцу пожалуется, а тот выпорет. Поэтому он лучше соврет. Так что еще один запрос мамы ко мне, кроме плохой учебы, постоянное вранье. Прошу маму поставить себя на место Павлика, как ей там? Хорошо? Надежно? Безопасно? У Ларисы появляются слезы. Говорит, что не хотела бы быть на месте сына. На первой сессии мы обычно рисуем или создаем безопасное место. Все чаще и чаще у детей нет этого безопасного места, или оно может быть где-то в космосе, а сам он сидит в танке. Павлик с удовольствием рисует комнату в своей квартире, потом рассказывает о ней. Но неожиданно на мой невинный вопрос «Что есть в твоей комнате такого, что делает ее безопасным местом для тебя?» отвечает «А моего здесь вообще ничего нет. В этом доме моя только какашка». Видя мое удивление, опустив голову добавляет: «Так папа говорит», потом горько шмыгает носом. На следующей сессии я узнала, что у Паши руки растут не из того места. Узнала название места произрастания рук, но их самих там не нашла. Как у всех мальчиков, руки росли откуда им положено. А всего-то на всего я предложила ему взять красивые стеклянные игрушки для песочницы. Постепенно Павлик мне доверчиво поведал, что у него голова тупая, а сам он дурак. Что он неуклюжий, ленивый, бестолковый. Что он- горюшко. Что ничего-то у него не получается…
Это клеймо беспомощности может сопровождать таких детей и во взрослой жизни. Они - в группе риска по суицидам и суицидальному поведению (употребление алкоголя, наркотиков…) Почему школьная успеваемость становится важнее ребенка? Почему это так важно маме? Дать ребенку то, чего самой не хватило в детстве? Но уверена ли мама, что ее сыну не хватает того же? Да и ей самой, по сути, не хватало мамы и ее внимания, с уроками как-то справлялась. Но внимание можно уделять не только таким способом. Или все же оценки - показатель того, что она хорошая мама? Показатель успешности семьи и ее самой. Павлик с самого начала не имел шанса делать уроки самостоятельно, хотя хотел этого и мог- мама ему не доверяет. А раз не доверяет, то и пытаться самому не стоит. Мама во что бы то ни стало решила «причинить добро», вот и вышло по- черномырдински : «Хотели как лучше, а получилось как всегда». Много лет назад преподаватель по педагогической психологии пафосно сказал, если в начальной школе ребенок плохо учится, то он никогда ничего в жизни не достигнет. Меня это возмутило. Успеваемость как залог будущей успешности? Но ведь не секрет, что Ньютон, Пушкин, Эйнштейн, Наполеон, Черчилль, Менделеев, Чехов, Билл Гейтс, наконец, плохо учились в школе. Люди, чей гений признан во всем мире. И не только они, но многие, кто не вписывался и не вписывается в жесткие рамки школьного образования. Можно ли помочь Павлику и таким же Мишам, Алешам, Денисам..? Конечно. В первую очередь, помочь может сама семья. Что может и должна сделать мама? Поддержать ребенка. Любому человеку, тем более маленькому, важно быть понятым. Его ругают в школе, он чувствует себя хуже всех, но дом должен быть тем безопасным местом, где его любят любым. Поддержите его, разделите его чувства, предложите помощь. Ищите, в чем он успешен или может быть успешен. Разбивайте большие задания на более мелкие, чтобы ребенок сам был способен их выполнить. Хвалите за процесс , за то, что пытается сделать. Ставьте себя на его место, чтобы понять его чувства. Не забывайте говорить о своей любви. Верьте в него. Позаботьтесь о себе, чтобы не срываться на сына или дочь по мелочам. Ребенку нужна счастливая мама. Не справляетесь сами- приходите, помогу. Павлик с удовольствием ходит ко мне на занятия. Мне нет дела до его оценок. Больше волнует душа. Видели бы вы его глаза, когда он впервые выиграл у меня в Уно! Он наконец-то был успешен, пусть и в карточной детской игре. Первый маленький успех, но не последний. PS Павлик- образ собирательный из множества моих маленьких клиентов. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|