Пушкин тоже плохо учился

Автор статьи: Оксана Суржина

Пушкин тоже плохо учился
 

Детство-самый счастливый период жизни, скажете вы. Но, посмотрев на восьмилетнего Павлика, сидящего на краешке стула в моем кабинете, трудно в это поверить. Потухший взгляд, голова втянута в плечи, руки постоянно что-то теребят.

Они пришли ко мне после родительского собрания. На нем мама Павлика, Лариса, яркая красивая молодая женщина , узнала, что ее единственный сын учится хуже всех в классе. Такого позора она не ожидала. Она и сама в свое время училась весьма посредственно. Считает, что мама мало заставляла. Сейчас-то она успешная женщина, с образованием. Но как же ей было трудно! Поэтому она дала себе слово, что сделает все, чтобы сын учился хорошо. Каждый вечер, усталая, после работы, сидит с ним за уроками. Сам? Нет, конечно же не сделает. Или сделает так, что придется переписывать. Да дома-то, когда она сидит, он хоть что-то делает, а на контрольной ничего сам не может сделать.

«Лица стерты, краски тусклы, то ли люди, то ли куклы…»- сами вспомнились строчки из «Марионеток» Макаревича, когда мой взгляд падает на мальчика. Но ведь я помню его год назад, до того, как он пошел в школу, радостного, веселого, с улыбкой от уха до уха.

Что же с ним случилось?

Обычное дело, он был просто мальчиком, а стал учеником. Его жизнь изменилась кардинально, а вместе с ней и жизнь их семьи. Когда он приходит домой, первый вопрос: «Что получил?», как будто школа – это только учеба и оценки. А потом, когда он станет постарше, станут сетовать на то, что у него друзей нет.

Этот, на первый взгляд, невинный вопрос, для Паши- самый страшный. Похвастаться нечем. «Опять двойка!» как в знаменитой картине Решетникова. Сначала в классе перед всеми учительница ругала, так еще и дома мама будет кричать, отцу пожалуется, а тот выпорет. Поэтому он лучше соврет.

 

Так что еще один запрос мамы ко мне, кроме плохой учебы, постоянное вранье.

Прошу маму поставить себя на место Павлика, как ей там? Хорошо? Надежно? Безопасно? У Ларисы появляются слезы. Говорит, что не хотела бы быть на месте сына.

На первой сессии мы обычно рисуем или создаем безопасное место. Все чаще и чаще у детей нет этого безопасного места, или оно может быть где-то в космосе, а сам он сидит в танке. Павлик с удовольствием рисует комнату в своей квартире, потом рассказывает о ней. Но неожиданно на мой невинный вопрос «Что есть в твоей комнате такого, что делает ее безопасным местом для тебя?» отвечает «А моего здесь вообще ничего нет. В этом доме моя только какашка». Видя мое удивление, опустив голову добавляет: «Так папа говорит», потом горько шмыгает носом.

На следующей сессии я узнала, что у Паши руки растут не из того места. Узнала название места произрастания рук, но их самих там не нашла. Как у всех мальчиков, руки росли откуда им положено. А всего-то на всего я предложила ему взять красивые стеклянные игрушки для песочницы.

Постепенно Павлик мне доверчиво поведал, что у него голова тупая, а сам он дурак. Что он неуклюжий, ленивый, бестолковый. Что он- горюшко. Что ничего-то у него не получается…


А ведь мама жаловалась на то, что рядом с ней он делает уроки, а в классе не может сделать простейшее задание, пишет в тетрадке наобум. Ничего удивительного в этом нет. У мальчика , похоже, сформировалась выученная беспомощность уже к середине первого класса. Он, достаточно умный от природы, отказывается что- либо делать, все равно ведь не получится. Даже не пытается.

Это клеймо беспомощности может сопровождать таких детей и во взрослой жизни. Они - в группе риска по суицидам и суицидальному поведению (употребление алкоголя, наркотиков…)

Почему школьная успеваемость становится важнее ребенка? Почему это так важно маме? Дать ребенку то, чего самой не хватило в детстве? Но уверена ли мама, что ее сыну не хватает того же? Да и ей самой, по сути, не хватало мамы и ее внимания, с уроками как-то справлялась. Но внимание можно уделять не только таким способом. Или все же оценки - показатель того, что она хорошая мама? Показатель успешности семьи и ее самой.

Павлик с самого начала не имел шанса делать уроки самостоятельно, хотя хотел этого и мог- мама ему не доверяет. А раз не доверяет, то и пытаться самому не стоит. Мама во что бы то ни стало решила «причинить добро», вот и вышло по- черномырдински : «Хотели как лучше, а получилось как всегда».

Много лет назад преподаватель по педагогической психологии пафосно сказал, если в начальной школе ребенок плохо учится, то он никогда ничего в жизни не достигнет. Меня это возмутило. Успеваемость как залог будущей успешности? Но ведь не секрет, что Ньютон, Пушкин, Эйнштейн, Наполеон, Черчилль, Менделеев, Чехов, Билл Гейтс, наконец, плохо учились в школе. Люди, чей гений признан во всем мире. И не только они, но многие, кто не вписывался и не вписывается в жесткие рамки школьного образования.

Можно ли помочь Павлику и таким же Мишам, Алешам, Денисам..? Конечно.

В первую очередь, помочь может сама семья.

Что может и должна сделать мама? Поддержать ребенка. Любому человеку, тем более маленькому, важно быть понятым. Его ругают в школе, он чувствует себя хуже всех, но дом должен быть тем безопасным местом, где его любят любым. Поддержите его, разделите его чувства, предложите помощь. Ищите, в чем он успешен или может быть успешен. Разбивайте большие задания на более мелкие, чтобы ребенок сам был способен их выполнить. Хвалите за процесс , за то, что пытается сделать. Ставьте себя на его место, чтобы понять его чувства. Не забывайте говорить о своей любви. Верьте в него.

Позаботьтесь о себе, чтобы не срываться на сына или дочь по мелочам. Ребенку нужна счастливая мама.

Не справляетесь сами- приходите, помогу. Павлик с удовольствием ходит ко мне на занятия. Мне нет дела до его оценок. Больше волнует душа.

Видели бы вы его глаза, когда он впервые выиграл у меня в Уно! Он наконец-то был успешен, пусть и в карточной детской игре. Первый маленький успех, но не последний.

PS Павлик- образ собирательный из множества моих маленьких клиентов.



Просмотров: 342
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как понять кто я для него: мама, дочка или любимая женщина? Что делать чтобы быть любимой женщиной?
  • Как быть если дети выросли и сказали, что в их жизни больше нет места для тебя, мама
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Дежавю, когда казалось, что уже ничего нет и не может быть!
  • Что такое выученная беспомощность, откуда она берётся и что можно с ней сделать
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Что мама может сделать для малыша, пока он еще не родился?
  • Что такое Воля и зачем она нам нужна? Что делать, когда сил нет!
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Если сил ни на что нет, что делать, как быть? Или, здравствуй, депрессия...
  • Я его слепила из того что было, а потом что было тех и получаю.
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Что выйдет из мальчика, если его воспитывают мама и бабушка
  • Ребенок говорит, что его не любят. Что делать
  • «Мужчина мечты!!!» – почему он так и остаётся в мечтах и что сделать, чтобы его воплотить?
  • Как что-то захотеть или что делать, когда клиент не знает, что хочет?
  • Мама, которая ещё есть! Что делать после того, как ты начал прощать …
  • Что делать, если ни на что нет сил, кроме как лежать и корить себя за непродуктивность.
  • Когда учеба в радость, или что можно сделать уже сегодня, чтобы завтра дети сами захотели пойти в школу
  • Что делать, когда хочется наорать на ребенка, но понимаешь, что это плохо?
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Что такое психология и как она может помочь Вам в жизни
  • Мама, купи мне!!! Что сколько стоит - как объяснить ребенку?
  • Нет энергии ни на что! Что можно сделать самому? Зачем стоит обратиться к специалисту?
  • Как так получается, что ожидание результата важнее его самого? (техника включения ожидания)
  • Я чувствую, что теряю его. Что делать, если он отдаляется от меня?
  • Опыт дискриминации. Что мы выносим из него и что он может дать?
  • Что ты чувствуешь? Как ответ на этот вопрос может сделать жизнь легче.
  • "Мне мама быть красивой не велит". Или что останавливает движение в жизни.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь