|
Как формируется зависимость. Часть 3. После рожденияАвтор статьи: Москвитина Татьяна Николаевна
Предыдущая статья здесь Наконец плод оказывается в нашем мире. Его приняли, помыли, удалили изо рта воды. И происходит очень важный момент в его жизни: ему перерезают пуповину. И тут же вся эта халява, которая была у него на протяжении 8-9 месяцев, прекращается: к нему перестают поступать питательные вещества, вода, а самое главное - воздух. Что в этот момент чувствует плод? Он умирает. Ему перекрыли доступ к кислороду. Говоря обывательским языком, он «думает»: «Ну, всё: пожили, блин! Хана!» И испытывает при этом страх смерти. Но именно благодаря этому важному событию он и рождается как ребёнок, как человек. Дело в том, что кислород нужен клеткам, чтобы жить. Кислород прекращает поступать, но при этом продолжается процесс бескислородного расщепления глюкозы. В крови начинает накапливаться углекислый газ, его концентрация резко повышается. Дыхательный центр мозга вследствие этого перевозбуждается, посылает импульсы к дыхательным мышцам, они сокращаются, грудная клетка расширяется, и ребёнок делает первый вдох. То есть первый вдох происходит именно благодаря тому, что плод умирает. Халява заканчивается – человек рождается. И главная физиологическая потребность зависит уже от него самого: нужно что-то делать для того, чтобы жить. Дышать надо уже самому. И ребёнок начинает дышать. А на выдохе он кричит. Почему? Ему очень страшно. Конечно, ведь он чуть не умер только что. И вот интересно: как он воспринимает этот мир по сравнению с тем, что было? Ужасно. Там нирвана, там было спокойно, уютно, тепло… Тут: холодно, яркий свет, громкие звуки, кто-то трогает. От страха он кричит. И вот тут его прикладывают к груди мамы. Он чувствует контакт кожей, он согревается, включается сосательный рефлекс, и он сосёт молоко. А самое главное – он слышит стук сердца матери, звук, который он слышал всё время своей внутриутробной жизни. Благодаря этому он в конце концов успокаивается, ему становится хорошо, и он засыпает. Когда он просыпается? Просыпается, когда стало плохо: холодно, мокро, голодный, пить хочет, жарко, болит что-нибудь. И когда он просыпается, он снова кричит. Почему? Снова страшно. Он помнит, что когда ему в последний раз было плохо, он чуть не умер. И «думает»: «Ну всё, опять начинается!» Что же в этот момент происходит? Когда он кричит – ему через некоторое время становится хорошо. Он не знает, почему ему стало хорошо, он же пока ещё ничего не видит и не соображает. Мы-то с вами понимаем, что к нему подошла мама: она его накормила, поменяла подгузник, укрыла, покачала… А он этого ещё не понимает. Но он чувствует, что ему стало хорошо. Как он это воспринимает? «Чтобы стало хорошо, надо покричать». И в этот момент начинает формироваться самая первая часть сознания: детская. Ребёнок ещё ничего не знает про мать. Но в его сознании уже произошло деление: есть я, есть мир. Также произошло деление на «хорошо» и «плохо». Пока он ещё не дифференцирует свои разные «плохо». Он одинаково кричит, когда мокрый и когда голодный. И если мать удовлетворяет его потребности, делает ему «хорошо», угадывает его желания, то он делает вывод: «У нас всё в порядке, мир меня любит. И я управляю этим миром. Стоит мне покричать – мир сделает мне хорошо». Детская часть сознания характеризуется словом «хочу». Мне стало плохо – я покричал – я это получил – мне стало хорошо. Все его «хочу» – он исполняет их как бы сам, но с помощью крика. Раньше, в утробе, все «хочу» удовлетворялись просто так, на халяву, а сейчас надо поорать. Ну ладно, не такое уж сложное дело, будем орать. И это самый первый детский способ получения «хорошо» и удовлетворения своего «хочу» – КРИК. Обратите внимание: некоторые взрослые продолжают пользоваться этим совершенно детским способом по сей день – для того, чтобы окружающие сделали так, как я хочу, мне надо на них хорошенько поорать, и даст Бог – будет результат. Дальше ребёнок развивается. К полутора-двум месяцам он начинает видеть более или менее отчётливо, слышать. И каждая новая функция развития его мозга – это плюс к развитию сознания. Сознание начинает расширяться. Когда ребёнок начинает видеть – он начинает воспринимать мир, как и мы. Потолок, стены, люди какие-то вокруг. Среди всех этих людей он отмечает, что какая-то женщина постоянно к нему приходит, когда ему плохо, и именно после её появления ему становится хорошо. Как он воспринимает её? Он воспринимает, что она существует для того, чтобы делать ему хорошо, исполнять его «хочу». Он орёт – она исполняет. Она в сознании ребёнка – это и есть мир. Это её прямая функция – исполнять его «хочу». И он этим благополучно пользуется. Заметим, что весь остальной мир ребёнок воспринимает через эту женщину, его мать. Она его знакомит с этим миром, она его защищает и оберегает, она о нём заботится, она почти всё время, когда он не спит, проводит с ним. И если она всё это делает хорошо, то ребёнок воспринимает мир как хороший. В это время закладывается суперпозиция «Я и мир». Их существует всего четыре: 1) Я – хороший, мир – хороший (когда мама действительно заботливая и всё делает вовремя); 2) Я – хороший, мир – плохой (когда мама не такая заботливая, и желания ребёнка долгое время остаются невыполненными); 3) Я – плохой, мир – хороший (через эту стадию в норме проходят все дети в возрасте 1,5-2-2,5 лет, далее мы подробно поговорим об этом); 4) Я – плохой, мир – плохой (самая негативная суперпозиция). Пишите, с удовольствием отвечу на ваши вопросы! Если вам понравилась статья,, нажмите кнопочку "Сказать спасибо" Следующая статья здесь Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|