|
Ниже плинтусаАвтор статьи: Чурсина Татьяна Михайловна
Детская психика нежная и ранимая. Наши мамы об этом точно не знали. Но теперь мы можем уберечь наших малышей от этого. Теперь, с современной популяризацией базовых психологических знаний мы понимаем, что значение адекватной самооценки в нашей жизни сложно переоценить. Без адекватной самооценки сложно выстраивать нормальные взаимоотношения любого формата. Ее выраженные перекосы в ту или иную сторону, будут требовать компенсации, что будет проявляться в излишне болезненном отношении к критике, подозрительности, обидчивости, ревности, тщеславии и прочими проявлениями, которые разрушительны для взаимодействия с людьми. Неадекватная самооценка очень тяжело поддается коррекции. Окружающие обычно интуитивно воспринимают личность в соответствии с ее самооценкой. Самооценку проще не травмировать, чем потом корректировать. Так как же мы можем проявлять бережное отношение к ней с нашими детьми? Будьте приветливы с ними. Это архи-важно. Ребенок должен знать, что он любим, и что его всегда рады видеть. Пятна на куртке, двойки, все, что угодно, не имеет первоочередного значения. Он должен точно знать, что родительский дом – это его тыл, это то место, где его примут любого и с любой проблемой, поддержат и помогут. Да, конечно, нужно воспитывать аккуратность, поощрять интерес к учебе, хорошим оценкам, но это не отменяет того, что ребенку просто необходимо чувствовать радость родителей от того, что он есть. Ведь если ему родители не рады, значит он плохой, так дети расшифровывают отсутствие теплоты родителей в свой адрес. Важно брать ответственность за детей на себя, четко показывать ребенку, кто у семейного руля, составлять набор правил и требовать их выполнения. Можно и нужно объяснять их смысл, но ребенку важно знать, мир безопасен и предсказуем. Даже самым свободолюбивым детям необходим этот фундамент. Только так они понимают, что мир надежен и незыблем, и соответственно им по силам с ним справиться. Интересуйтесь ребенком не только в части его оценок в школе, а также съеденным борщом. Зачастую из-за занятости, собственных переживаний и прочего мы подменяем искренний интерес к ребенку вопросами о сытости и оценках. Поинтересуйтесь чувствами, впечатлениями и переживаниями ребенка, его отношениями с учителями, друзьями и одноклассниками, планами, чем угодно, что важно для него самого. В противном случае он будет чувствовать себя машиной для получения хороших оценок. И дети отсутствие подлинного интереса отлично чувствуют. И ребенок будет думать, что он, в принципе, личность, не достойная интереса. Приобретение новых знаний и навыков – это зыбкий путь проб и ошибок, это естественный процесс. Необходимо поддерживать ребенка во всех его начинаниях, не обращая внимания на результат, а расхваливая за попытку. Верьте в Вашего ребенка, верьте, что он способный, что он со всем справится, и позволяйте ему приобретать собственный опыт. Разрешите ему мыть за собой посуду, участвовать в уборке и выполнять другие обязанности. Мастерство приходит с опытом, нет ничего страшного в том, что сначала это все будет неидеально. Пусть малыш привыкает гордиться тем, что он навел порядок или сделал торт своими руками для всей семьи. Также поощряйте его помогать другим людям. Хвалите его, не прибегая к сравнению с другими. Похвала важна и нужна. Отметьте его личную динамику в достижении каких-то результатов, дайте развернутую обратную связь на его поступок или достижение. Подробно расскажите, что Вам понравилось. И не формируйте неадекватную самооценку из разряда «Супергениально». Хвалите за усилия за настойчивость и целеустремленность. Не превращайте критику в единственную форму взаимодействия с вашим ребенком. Критикуйте, по необходимости, очень аккуратно и осторожно. И главное, объясняйте, что, практически, все исправимо. И обязательно после сеанса критики хотя бы минут 10 проведите без нее. А также постарайтесь не высказывать негативные замечания в адрес третьих лиц в присутствии ребенка, так как дети очень восприимчивы, и легко могут спроецировать критику на себя. Поддерживайте своего ребенка, будьте на его стороне, когда весь мир ополчился против него, когда учителя недовольны им, или друзья устроили бойкот. Продолжайте доверять ребенку, даже после того, как единожды вскрылся его обман. Дети зачастую врут из-за страха наказания. И если это так, не слишком ли Вы суровы в его методах? Или излишне эмоционально реагируете на проступки? Может быть, имеет смысл пересмотреть систему семейных правил, тогда и прецедентов не будет? Показывайте личный пример, Не бойтесь показать свои ошибки, и как Вы с ними справляетесь. Ничто не воспитывает лучше, чем личный пример. И не забывайте просить прощения у детей, если вы их обидели, ошиблись в чем-то в их адрес, случайно разбили их любимую елочную игрушку. В противном случае дети будут чувствовать себя не достойными извинений, не значимыми, не важными. Давайте им возможность высказаться, поощряйте всячески это стремление высказывать свое мнение, идеи и доводы. Интересуйтесь, что они думают по тому или иному поводу. Постарайтесь сохранить вашу семью, чтобы ребенок видел пример отношений в семье, в которой любовь живет долгие годы. У детей есть особенность испытывать чувство вины за развод родителей. Конечно, не получится сохранить семью только ради детей, но подумайте очень серьезно, и убедитесь в том, что Вы точно все сделали, чтобы расторжения брака не случилось. Все родители хотят счастья своим детям, и никто не хочет, чтобы их ребенок вел себя, как будто он себя чувствует «ниже плинтуса». И мы можем сделать шаги, которые не являются чем-то невыполнимым и невыносимо сложным. Они обязательно окупятся сторицей. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|