Хвалить или наказывать? Вот в чем вопрос.

Произошло чудо! На свет появился маленький человек! Счастью мамы и папы нет предела! Они еще не задумываются о том, каким вырастет их чадо и как они могут повлиять на формирование его внутренних качеств. А между тем, родители являются главными скульпторами личности ребенка. И это ведь очень ответственно, правда.

Ребенок растет и молодые, ну или не очень молодые родители все чаще начинают задумываться о том, как лучше воспитывать ребенка. Одни советуют почаще наказывать «тогда, мол, человеком вырастет». Другие, напротив, рекомендуют хвалить по любому поводу. В результате, новоиспеченные родители в растерянности… Что же делать?

 Давайте вместе попробуем разобраться в этом вопросе.

Конечно же воздействие на ребенка может осуществляется как при помощи наказания так и при помощи поощрения.

Для начала, рассмотрим какие формы наказания существуют и как они влияют на формирование личности Вашего ребенка.

1.                Физическое наказание:

Это форма наказания является самой распространенной, но и в то же время самой неблагоприятной. Она не ведет к разрешению конфликтной ситуации. Кроме того, частое применение физического наказания неизбежно формирует у ребенка неблагоприятные черты характера и личностные особенности. Это может привести к ослаблению воли.

2.                Сепарационное наказание.

Это наказание, лишающее ребенка части родительской любви. Ребенок теряет привычную долю внимания, но вся обычная забота о нем остается. Не осторожное использование данной формы наказания может неблагоприятно сказаться на психическом развитии ребенка. А именно, у него может сформироваться ощущение, что он какой-то не такой. Что он не достоин любви, он плохой.

3.                Запрет.

Формы запрете следует менять в зависимости от возраста ребенка. Наиболее эффективен он для детей от одного года до трех лет. Особенно осторожно следует использовать речевые запреты (предупреждения) поскольку в этом возрасте ребенок верит родителям что называется «на слово». Если мама сказала, что сейчас отдаст чужому дяде, значит отдаст. И такого рода предупреждения дети воспринимают очень болезненно. Чрезмерное использование запретов может привести у одних детей к проявлению агрессивности и раздражительности, у других — к формированию нерешительности и, как следствие, заниженной самооценке.

4.                Наказание естественными последствиями.

Эта форма воздействия основывается на известном ограничении поведения ребенка, отказе ребенку в некоторых удовольствиях. Такой метод может оказаться эффективным только в том случае, если ребенок воспринимает ограничение как справедливое, то есть ограничение превратилось в самоограничение, а наказание стало внутренним решение самого ребенка. Так связь между неправильным поведением ребенка, его недостаточно серьезным отношением к своим обязанностям и мерой наказания должна быть естественной, понятной самому ребенку, справедливость не должна вызывать сомнений.

Однако, при кажущейся универсальности, данная форма наказания имеет свою негативную сторону: реакция окружающих на поступок ребенка последовала, но при этом ребенок остался наедине со своими трудностями (не выявлена причина поведения ребенка).

5.                Судейская комната.

Эта форма наказания основана на том, что каждое действие ребенка подвергается критической оценке: часто дети ошибаются и так же часто взрослые фиксируют ошибки, дают негативные оценки. В результате чего у ребенка может появиться чувство одиночества, непонятости. А это в свою очередь может привести к тому, что ребенок попадет в категорию трудных подростков.

6.                Наказание по типу лишения наказания.

Данная форма наказания применима к детям от восьми до четырнадцати лет. Она заставляет ребенка пережить некоторые негативные эмоции и в дальнейшем воздержаться от вызывающего их поступка. Для применения этой формы воздействия необходимо оценить степень устойчивости ребенка к эмоциональным перегрузкам, а так же стиль отношения ребенка со взрослыми.

Итак, как мы видим, при применении наказания нельзя быть уверенным в результате. Конечно, очень заманчиво получить результат мгновенно: шлепнул, проигнорировал потребность в любви, негативно оценил и нежелательное поведение ребенка, как ни бывало. Здорово! Однако это иллюзорная победа, поскольку последствия могут быть очень и очень печальными.

А что же делать, спросите Вы.

К счастью есть еще один способ воздействия на Вашего ребенка – поощрение.

Конечно, скажете Вы, я сейчас захвалю, а потом вообще сладу не будет!

Понимаю Ваши опасения.

Однако давайте разберемся, какой может быть похвала  и как использовать ее так, чтобы она пошла во благо.

Похвала является мощным двигателем развития личности ребенка. Она способствует:

·                    использованию и подкреплению самоконтроля ребенка:

·                    повышению личностной ответственности;

·                    самосовершенствованию.

Кроме того, похвала подчеркивает способность ребенка к достижению цели, его выросшую компетентность.

Существуют несколько психотехник поощрения.

1.                Похвала за усилие.

Поощрять можно и нужно все стороны поведения ребенка. Особое внимание стоит уделить похвале за совершенное ребенком усилие. Причем здесь не важно к каким результатам пришел ребенок. Нужно отметить его попытку, его старание осуществить правильное действие или верный нравственный поступок. В случае, когда ребенка хвалят только за достижения при условии определенного результата, у некоторых детей создается хронический «дефицит поощрений».

Поощрение должно фиксировать и тот результат, который достигнут усилиями ребенка и который сам по себе может доставить радость. Важно не затормозить внешним вознаграждением переживание внутренней радости и внутреннего удовлетворения ребенка от проделанной работы, от затраченных усилий. Иными словами, внешнее родительское поощрение должно подкреплять и усиливать внутреннее удовлетворение от проделанной ребенком работы.

2.                Награждение делом.

Награждение самим делом усиливает, подчеркивает радость ребенка от преодоления трудностей.

«Ты сможешь! Сегодня ты сумел подняться над своей слабостью, ленью, пассивностью. Ты сумел, ты стал сильнее, ты преодолел, ты победил!» Такова формула истинного развивающего поощрения. Необходимо подмечать любые, даже не значительные успехи ребенка если он ведут к самосовершенствованию. Необходимо позитивно оценивать уже сделанное.

Следует отметить, что выбор конкретной формы поощрения является творческой задачей для окружающих ребенка взрослых. Общее правило — использовать поощрение путем поручения почетных обязанностей. Формы поощрения должны меняться в соответствии с возрастными особенностями ребенка.

3.                Эффективной формой поощрения может стать поощрение путем расширения прав ребенка. Но здесь необходимо учитывать то, что взрослые не всегда готовы действительно предоставить ребенку обещанные права. Кроме того. Эти права могут быть не доступны ребенку по возрастным и личностным качествам.

4.                Благодарность.

Одной из форм поощрения может стать благодарность. Родители могут и должны быть благодарны детям, они обязаны благодарить тогда, когда ребенок проявил душевную чуткость, доброту к своим близким, когда не растерялся и принял нравственное решение в сложной ситуации.

Безусловно, применяя такую форму воздействия как похвала, необходимо учитывать индивидуальные особенности конкретно взятого ребенка. Как же понять какую? - спросите Вы.

Представлю несколько примеров практического применения похвалы. Возможно, они станут некоторым подспорьем для Вас в таком не простом деле как формирование личности Вашего ребенка.

1.                Дети с ярко выраженной нерешительностью и боязливостью. Предпочитают действовать не самостоятельно, отсутствует уверенность в себе. Часто устают, нуждаются в направляющем воздействии. Боясь неуспеха склонны отказаться от интересного дела. Таким детям похвала необходима

Окружающие ребенка взрослые должны постоянно подчеркивать и разъяснять ребенку его достижения. Поощрять к самостоятельной деятельности. Необходимо внушать чувство уверенности в своих силах, фиксировать внимание ребенка на самых малых и не значительных успехах. К таким детям следует применять опережающую похвалу, положительного подкрепляя все те качества, которые помогут ребенку при выполнении будущего дела.

2.                Для детей характерны такие черты как аккуратность и педантичность. Ярко выражено желание выполнить любое задание «на отлично», причем оно должно быть достаточно трудным. Они затрачивают массу усилий, но не всегда способны к достижению таких высоких результатов, которые сами себе запланировали. Такие дети не прощают себе ошибок и, как следствие, глубоко переживают свои слабости.

Этих детей следует побольше хвалить, но ни в коем случае не связывать похвалу с достижением завышенного результата. Полезно дозировать поощрения, хвалить на всем протяжении работы даже если что-то не удалось. Похвала не должна расходиться с тем, как оценивает себя сам ребенок. Не стоит к таким детям применять опережающую похвалу. Но необходимо внушить уверенность, повышать не общее представление о самом себе как способном, талантливом, а хвалить за конкретно совершенное, даже самое простое дело.

3.                Уверенные в себе дети.

Им многое удается без особого труда. Не разумно расточаемые похвалы могут сформировать ребенка не способным к целенаправленным и длительным усилиям. Уверенность в себе может легко перерасти в тщеславную самоуверенность, в потребность к успеху любой ценой.

Таких детей хвалить нужно только за то, что стало результатом серьезных усилий, хвалить за помощь, оказанную другим; поощрять умение радоваться вместе с другими людьми. Опережающая похвала должна относиться не столько к самому ребенку, сколько к тому делу, которое предстоит выполнить.

Итак, мы рассмотрели два способа воздействия на ребенка: наказание и похвала.

Выбор за Вами.

 



Просмотров: 337
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Поощрения и наказания ребенка
  • Меня били и ничего: в каком случае физические наказания ребенка могут привести к тяжелым последствиям.
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Поощрение и наказание в воспитании ребенка
  • Когда местоимение МЫ может быть губительным для ребенка
  • Наказания или последствия: что лучше для ребенка?
  • Развитие ребенка. Потребности ребенка. Роль родителей в формировании личности.
  • Наказание ребенка, – каким оно должно быть и должно ли быть вообще
  • Как лучше понять ребенка? Определяем темперамент и ведущий анализатор у себя и своего ребенка.
  • Про границы, договоренности и наказания в деле воспитания ребенка
  • Пять правил наказания ребенка.
  • способы поощрения ребенка
  • Хочу ребенка. Или что влияет на способность женщины к зачатию и вынашиванию ребенка.
  • Похвала и порицание ребенка.
  • Дети будущего: каким навыкам следует обучать ребенка уже сегодня?
  • Как приучить ребенка к детскому садику. 5 советов адаптации ребенка в саду
  • Научите ребенка защищаться! Правила для ребенка по предупреждению секс.насилия
  • К чему могут быть не готовы родители, приводя ребенка в песочную терапию.
  • Похвала – лучшая награда для ребенка
  • Как мама может повлиять на будущее счастье своего ребенка?
  • Рождение ребенка. С какими трудностями могут столкнуться молодые родители?
  • Нужно ли хвалить ребенка?
  • Страх смерти своего ребенка - это про ребенка?
  • Какую помощь может оказать папа после рождения ребенка
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Зашифрованное послание родителям. Что может скрываться за болезнями и проблемным поведением ребенка
  • Почему важно хвалить ребенка?
  • Развитие и становление ребенка как личности. Часть 2 - Кто такой ребенок?
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь