|
Ребенок-манипулятор. Часть первая: причиныАвтор статьи: Венцель Ольга Сергеевна
Чего мне только ни приходится слышать от родителей об их детях! «Да всё он может, просто не хочет!» «Ага, как уроки делать – так сразу голова разболелась!» «Да он у нас артист!» «Он мастерски умеет манипулировать!» Давайте разберёмся, что же это такое — детские манипуляции и чем же они могут быть опасны. Манипуляторов не любит никто. В глазах обычных людей, не специалистов-психологов, манипулятор предстаёт эдаким расчётливым дельцом, коварно плетущим сети вокруг своей очередной жертвы. В этом-то и кроется первая ошибка. На самом деле подавляющее большинство даже взрослых людей манипулируют другими неосознанно! Как правило, стратегия манипулирования формируется следующим образом: однажды человек случайно нащупал больное место у другого, надавил – сработало! Он может и не понимать, что именно это за место и почему сработало так, а не иначе — неважно! Главное, что сработало! Далее человек, опять же бессознательно, проделывает это второй раз, третий… Чем чаще срабатывает, тем скорее закрепится подобный паттерн (стереотипная реакция) поведения. Осознаёт ли при этом человек, что он манипулятор? Нет! Как правило, понимание ошибочности поведения приходит только после длительной психотерапевтической работы по анализу своих действий. И это взрослый человек! А уж тем более подобных тонкостей не может увидеть ребёнок. И если родители говорят мне о «манипуляторе», то первое, с чем я как специалист буду разбираться – так это с тем, когда и при каких обстоятельствах подобный механизм мог у ребёнка сработать впервые, а главное — что позволило механизму манипулирования закрепиться настолько, что вошло в привычку? Увы, в подавляющем большинстве случаев оказывается, что манипулятора из собственного чада вырастили сами родители. Тоже, конечно же, неосознанно и, разумеется, совсем этого не желая: там дали поблажку в надежде, что ребёнок оценит и устыдится, там решили, что проще уступить… При этом подходя к малышу с меркой взрослого человека, действительно способного оценить уступку и устыдиться от прощения. И совершенно забывая, что для ребёнка родители — законодатели. Недаром детские психологи рекомендуют до определённого возраста ни в коем случае не объяснять маленькому ребёнку, почему «можно» и «нельзя»: нельзя — и всё тут. Потому что мама так сказала. Если же пуститься в объяснения, то получается, что мама — не авторитет. А для малыша это катастрофа, выбивающая почву из-под ног, ведь родители для него — сродни Господу Богу. Это позже, в подростковом возрасте придёт осознание, что родители — живые люди и им тоже свойственно ошибаться. А помочь ребёнку разорвать порочный круг, тем не менее, необходимо. Продолжение следует… Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|