|
Инициация в современном миреАвтор статьи: Зайцев Андрей Юрьевич
В своей работе специалисты центра «Рост» уделяют особое внимание такой составляющей процесса становления личности, как инициация. Наибольшее распространение эта практика получила в ходе проведения выездного тренинг-тура «Охота за Силой». Инициация - (от лат. initiatio - совершение таинств, посвящение), распространённая в родовом обществе система обычаев, связанных с переводом юношей и девушек в возрастной класс взрослых мужчин и женщин. Инициации имели целью подготовку молодёжи к производственной, общественной и семейной жизни и, как правило, сопровождались тренировкой, различными, часто мучительными испытаниями, посвящением в тайны и мифы племени. Некоторые из обрядов инициации впоследствии, после утраты первоначального значения, были передвинуты на более раннее время жизни. Кризис, охвативший современную культуру, особенно сильно отразился на институте воспитания. Наиболее ярко это проявляется в современных проблемах молодёжи. Грозные симптомы кризиса проявляются в росте числа преступлений, наркомании и самоубийств именно среди этой возрастной категории. Вместе с тем, юношеский возраст, будучи переходом от детства к взрослости, уже сам по себе является трудным, кризисным моментом в развитии личности. Тревожные симптомы говорят о том, что современная культура и цивилизация не справляются с этим кризисом и не в состоянии помочь личности неизбежно проходящей через него. Поэтому многие исследователи обращаются к опыту прошлых культур, чтобы найти подсказки, модели и ценные идеи в решении этих проблем. Современные исследования в антропологии, религиоведении и психологии культур дают богатый материал для сравнений и возможных выходов из создавшегося тупика. Одной из наиболее интересных в этой связи является практика инициации взросления в древних культурах. Инициация была одним из "ритуалов перехода", сопровождающих наиболее значимые социально-личностные изменения в жизни человека: рождение, взросление, брак, зрелость, смерть и пр. Выражение "ритуал перехода" показывает, что человек перешел с одного уровня своего опыта на другой. Совершение ритуала перехода говорит о социально признаваемом праве на изменение или трансформацию - праве вступить на новый уровень своего развития. Т.е., как бы сдать экзамен на новый уровень своей личностной и социальной зрелости и получить новые инструкции для правильного прохождения новой стадии жизни. Как писал ведущий исследователь мифологии Мирча Элиаде, инициация позволяла молодому человеку постичь "тройное откровение: откровение Священного, Смерти и Сексуальности". Все три вида опыта отсутствуют у ребенка. Инициируемый узнает о них, принимает их и включает в структуру своей новой - взрослой - личности. Кроме того, посвящаемый уподобляется культурному идеалу племени, представленному в виде обожествляемого первопредка, героя или божества, легендарный и трудный путь которого он и повторяет в инициации. Можно кратко описать примерный ход инициации. По достижении возраста инициации всех девочек и мальчиков племени забирают из семей. Мальчиков уводят в глухое место в лесу, джунглях или дикой, пугающей местности и собирают в группы под руководством специального наставника - посвятителя. Там они живут в особой хижине, им запрещено общаться с кем- либо, заниматься привычными делами до окончания инициации. Каждую девочку также забирают из семьи и помещают в отгороженный темный угол или уединенную часть дома, где с ней никто не общается. Затем девочек также собирают в группы под руководством опытной старой женщины, которая учит их женским, священным ремеслам и наукам (ткачество, плетение, вязание, деторождение), посвящает в культ плодородия, учит искусству любви. Лес, мрак, джунгли являются символом "потустороннести", смерти, входа в космическую Ночь, первоначальный Хаос, т.е. возвращения в начало цикла. Подросток должен символически умереть как Ребенок и родиться как Взрослый, начать новый цикл. Хижина для посвящения - символ утробы матери, в ней проходит часть тяжелых испытаний и обучение мифам о происхождении мира, секретным традициям племени, тайным именам богов и т.д., которые известны только взрослым, т.е. посвящение в идеологию и социальные установления племени. Главной темой инициации является переживание посвятительной смерти. Посвящаемых закапывают в землю, иногда заваливают сухими деревьями, делают им соответствующую раскраску, в некоторых племенах инициируемые имитирую поведение мертвых. С этим же переживанием связаны суровые, порой жестокие испытания, которые должен вынести посвящаемый. Это ритуальные пытки, такие как бичевание, избиения, обрезание, вырывание зубов, отрубание пальцев, голодание, лишение сна и пр. Нанесение татуировок, насечек, надрезов на коже, символизирующих смерть и воскрешение. Затем следует переживание возрождения, нового рождения, рождения себя в другом качестве. Посвящаемым дают новые имена, обучают новым, секретным словам, языку, иногда их заново учат ходить, кормят как маленьких, т.е. имитируют поведение новорожденных. Завершается инициация грандиозным праздником, на котором сообщество приветствует и почитает своих новых членов, обращается с ними как со зрелыми, взрослыми, социализируя и утверждая их новую роль, новую идентичность. Как уже говорилось ранее, инициации взросления носили повсеместный и обязательный характер в древних обществах и продолжают существовать ныне в сохранившихся архаических культурах (например, у индейцев Северной Америки, у бушменов Африки и пр.). В большинстве цивилизованных обществ ныне сохранились лишь "рудименты" инициаций, утратившие свой глубинный смысл и структуру. Примерами этого могут служить: прием в скауты/пионеры, профилирующее тестирование в 11-12 лет, некоторые религиозные обряды - обрезание, походы и трудовое обучение у мальчиков и домоводство у девочек и некоторые другие. Для индейцев Визионерский Поиск ускорял их социально-психологический рост в потенциально кризисный период изменения и перехода от юности к зрелости, на жизненно важной стадии формирования в душе образа своего "я", самоидентификации. В последнее время ряд психологов и исследователей разработали методы и психотехнологии, основанные на практике инициаций. В целом процесс инициации можно разбить на несколько этапов (стадий). Первая стадия - это подготовка, инструктаж, создание контекста и правил работы с внутренним миром, групповое обучение умению видеть и принимать свои чувства, интуиции, сны, страхи и их соотнесенность с внешней реальностью и жизнью личности. Вторая - это очищение, пост и омовение, отпускание обычного, эго-центрированного сознания. Третья - период одиночества и изоляции среди дикой природы, где участники входят в особое состояние сознания, вызванное церемониями, голоданием, отрешением от структуры их нормативной реальности и переживанием того, что означает быть естественным природным существом в природном мире. Все это позволяет войти в контакт с более глубокими уровнями их существа, и, пройдя через свои страхи, беспокойства и подавленные эмоции, рассмотреть свои системы убеждений и установок, подумать над вопросами типа "кто я?", "куда я иду?", "что я делаю со своей жизнью?". Четвертая стадия - это коллективное празднование нового обретенного смысла себя и церемония воссоединения с социальным миром. Это интерпретация и интеграция переживаний Визионерского Поиска в текущую жизнь. Пройдя через эмоциональное очищение, участники курса часто открывают и/или укрепляют свои внутренние ресурсы, способности и умения справляться со стрессом (стрессом взрослого, т.е. получают пропуск во взрослую жизнь) и страхом неведомого. Успешное переживание трудностей на опыте подтверждает и утверждает скрытую силу личности (т.е. рождение зрелого "я"). Участники говорят о более глубоком доверии к себе, уверенности в себе и в том, как они и вселенная совместно создают их жизнь и судьбу. Люди начинают лучше относиться к себе и другим, обретают чувство оптимизма в отношении управления своей жизнью. Эта информация не является чисто умозрительной, концептуальной теорией из книжек, напротив это - опытное внутреннее знание себя и своей реальности. Происходит изменение многих ограничивающих стереотипов системы представлений и поведенческих шаблонов. "Участники завершали семинар с глубоким чувством личной, социальной и духовной идентификации. Это было собственное, непосредственное чувство своего "я", основанное на прямом опыте. Вместе с этим возникало сильное понимание предназначения жизни и осознанная, выстраданная решимость "жить как взрослый воин", т.е. принимая полную ответственность за свои действия во всех сферах своей жизни". Исследования в глубиной психологии и мифологии (К.Г. Юнг, М. Элиаде, С. Гроф) показывают, что переживание "смерти - возрождения", "перехода" являются архетипическим процессом, т.е. проявлением механизмов бессознательного ("коллективного бессознательного" по К. Г. Юнгу). Это означает, что "ритуал перехода", инициация соответствует динамике архетипических процессов (и является ее выражением) в данный период развития личности. Т.е., можно сказать, молодым людям внутренне присущи свои архетипические темы, ситуации, потребности и психологические состояния. Они будут спонтанно проявляться в юношеском возрасте в той или иной форме. Это такие темы как: побег/уход из дома, самостоятельность, риск, независимость, стремление к проверке/испытанию себя, утверждение себя в новом качестве, утверждение себя в группе себе подобных, разрушение родительских стереотипов и привязанностей к родителям, встреча с хаосом и стремление пройти через него, сексуальность, испытание себя болью, поиск примера, подражание герою, подвиги и т.д. Любопытно отметить, как эти темы проявляются в жизни современной молодёжи - в культурах, где больше не существует института инициации. Действительно, это и молодёжные группировки, с их жестокими правилами и ритуалами, сексуальной распущенностью, татуировки и испытания себя на боль, поклонение кумирам эстрады и спорта, "геройство", "подвиги", бунт против родительских авторитетов, интересы с темам смерти и хаоса (специфические стили рок-музыки, кино) и пр. Как видно, эти темы находят свое выражение, но большей частью в хаотических, деструктивных формах. Все это можно рассматривать как суррогаты инициации или псевдоинициацию. Нашей культуре, не имеющей осмысленных ритуалов инициации, не достает психо-социально-духовных средств для поддержки молодого человека, проходящего процесс личностного изменения. Эта проблема имеет и еще один любопытный аспект. В психотерапии в последнее время появился термин "парентэктомия" для обозначения процедуры освобождения от родительских пут, установок, запоздалого подростка. "Запоздалым подростком" в данном случае может быть и вполне солидного возраста человек, так и не сумевший стать психологически, личностно взрослым, "застрявший" в инфантильной зависимости от родителей или значимых других. Очевидно, он так и не прошел своей "инициации взросления", не умер как ребенок и не родился как взрослая самостоятельная личность. Такой индивидуум несомненно нуждается (лучше поздно, чем никогда) в психологической помощи. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|