Психотерапия Иова: от отрицания до духовного обновления

Автор статьи: Виталий Булыга

Психотерапия Иова от отрицания до духовного обновления

История личного Апокалипсиса, или страдания непорочного Иова

 

И был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана (Иов 1:6).

Книга Иова является масштабным поиском ответа на вопрос о смысле страданий, причем страдания безвинного. В самом начале этой истории описано заключенное пари между Богом и сатаной. Сатана ставит под сомнение чистоту намерений человека, утверждая, что перед лицом испытаний отречется от Бога и человеческих идеалов и ценностей. Бог, в свою очередь, верит в человека, доверяет ему и принимает вызов от сатаны.

Испытания, которые попускает Бог Иову, несут в себе характер системного, многостороннего страдания. В один момент он лишается всех материальных благ, а также родных – детей и их семьи. Затем очередная напасть -  болезнь. И отошел сатана от лица Господня и поразил Иова проказою лютою от подошвы ноги его по самое темя его (Иов 2:7).

Страдания Иова продолжаются. Даже близкие люди проявляют к нему непонимание, лишают всяческой минимальной моральной поддержки. Одинокий и бездомный он, искушаем на измену Богу даже собственной женой: «Ты все еще тверд в непорочности твоей! похули Бога и умри» (Иов 2:9).

Страданий Иова не понимают и его друзья. Иов вынужден целыми днями слушать нескончаемый поток несправедливых и болезненных осуждений. Друзья ставят под сомнение его непорочность, верность и честность пред Богом. Они желают, чтобы Иов признал причину собсивенных страданий – свои грехи.

Иов со своей болью приходит к Богу. Он возносит молитвы к Богу, противится Его воле, спорит и высказывает свое недоумение. Бог отвечает Иову. Затем следует счастливое окончание. Испытания, которые выстрадал праведник, являются жизнеутверждающими. Иов заново духовно перерождается и ему компенсируются все его лишения и потери.

Чтобы уловить суть – красную нить Книги Иова следует обратиться к представленной ниже схеме. Представленная в ней хронология событий будет полезна не только в изучении библейского текста и анализе духовного роста, сверхъестественного катарсиса и обновления, но и в анализе психологических стадий переживания трудных жизненных ситуаций.



 Этапы духовного выздоровления Иова

 

Мы претендуем лишь на духовный прогресс, а не на совершенство (АА)

 

В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его (Ин 1:1-5).

 

Бог, Логос, диаЛогос, или просто Смысл.

Исходя из положения о том, что язык отражает внутренне эмоциональное состояние человека и все его переживания, следует обратимся к психологии, с целью глубокого и конкретного анализа переживаний страдающего Иова, определения качественных новообразований. Говоря на языке В. Франкла, мы займемся поиском конкретного или «потенциального смысла при любых обстоятельствах, даже самых невыносимых».

Последовательность различных по содержанию типов языка в библейской Книге Иова, изложенных в схеме ранее, напоминают модель принятия смерти Элизабет Кюблер-Росс (Elisabeth Kübler-Ross). Ее исследования смертельно больных пациентов показали, что умирающий человек обычно переживает (проживает) пять этапов: Отрицание – Гнев – Торг – Депрессия – Принятие. Денис и Мэтью Линн (Denis and Matthew Linn) адаптировали эту модель к людям, которые переживают сильные эмоциональные и соматические травмы. Изучая различные вариации языка Иова на протяжении драмы, можно утверждать, что пять этапов принятия четко описывают внутренние страдания Иова (от отрицания к принятию).



Первый этап: Отрицание и изоляция

Большинство обреченных больных признаются, что их первой реакцией на известие о смертельной болезни были слова: «Нет, только не я, не может быть!» По своей сути, отрицание является здоровой попыткой справиться с болезненными и мучительными обстоятельствами, в которых многим умирающим больным суждено находиться довольно длительное время. Отрицание играет роль буфера, смягчающего неожиданное потрясение. Такой пациент не признает факт своей близкой кончины и убеждает себя в ошибочном диагнозе, занимается поиском специалистов, которые опровергнут такую смертную констатацию.
В случае эмоциональной психотраматизации, жертва может не признавать факт произошедшего травматического события.

Когда посланники донесли Иову вести о том, что потерял он все имущество и детей (Иов 1:13-19), он ответил: «Наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял» (Иов 1:21). Затем, когда проявляется его телесная болезнь, он отвечает жене: «Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?» (Иов 2:10). Такие ответы следует интерпретировать как язык поверхностной веры. Слова Иова, на первый взгляд, отражают смирение и принятие, но – как покажет дальнейшее развитие событий, Иов еще не включает страдания в свою экзистенцию. Попросту, он встретился с тем, чего до этого времени не переживал, и это выше и больше его. Он растерян; пытается маскировать свою боль, цитируя побожные слоганы, которые знает на память. Такая поверхностная вера допускает, что Бог может делать все, что пожелает, просто потому, что Он Бог. Как правило, такие поверхностные верования называют «слепой верой», что означает простое нежелание человека видеть реальность страдания. Такое поведение хорошо отражает этап отрицания и изоляции. Иов принимает приговор, однако в действительности устраняется от принятия боли.

Второй этап: Гнев

«Неправда, со мной такого случиться не может». Но позже, когда человек наконец-то понимает: «Да, ошибки нет, это действительно так», у него возникает другая реакция. Когда пациент уже не в силах отрицать очевидное, его начинают переполнять ярость, раздражение, зависть и негодование. Возникает следующий логичный вопрос: «Почему именно я?». На чем бы ни остановился взгляд больного в этот период, всюду он видит поводы для недовольства. По сути, этот этап - это просто последний крик: «Я еще жив, не забывайте об этом. Вы слышите? Я еще не умер!»
Человек эмоционально травмированный обвиняет окружающих в причинении ему боли и страданий.

После первой реакции на происходящее Иова посещают друзья. Они, однако, не знают, что сказать Иову в утешение: «Сидели с ним на земле семь дней и семь ночей; и никто не говорил ему ни слова, ибо видели, что страдание его весьма велико (Иов 2:13). Семь дней молчания Иова и его друзей соответствует еврейскому периоду скорби. Иов телесно жив, но в реальности он будто усопший. Он пребывает в одиночестве, несмотря на присутствие друзей. Иов переходить от поверхностных словесных формул веры, к языку молчания.

Такое одиночество дает герою время на более глубинную рефлексию. Ему кажется, что жизнь его напрасна и лишена всякого смысла. Он начинает испытывать гнев, и, в конце концов уже не может вынести это «громкое» молчание и одиночество: «Открыл Иов уста свои и проклял день свой. И сказал: погибни день, в который я родился, и ночь, в которую сказано: зачался человек!» (Иов 3:1-3). Переходит здесь от немого молчания к языку сомнения. Все его вопросы («почему?») касаются трагических происшествий: «Для чего не умер я, выходя из утробы, и не скончался, когда вышел из чрева?  Зачем приняли меня колени? зачем было мне сосать сосцы?» (Иов 3:11-12); «На что дан страдальцу свет, и жизнь огорченным душею…» (Иов 3:20); «На что дан свет человеку, которого путь закрыт, и которого Бог окружил мраком?» (Иов 3:23). Сомнения истязают Иова с нарастающей силой; он взрывается гневом.

Когда трое друзей решаются ответить на вопросы Иова, переходят вместе с ним к языку богословия. Друзья обвиняют Иова, вменяя ему грехи и гордыню. Это еще больше увеличивает гнев его. Обвиняет их в том, что те не способны понять его: «К страждущему должно быть сожаление от друга его, если только он не оставил страха к Вседержителю. Но братья мои неверны, как поток, как быстро текущие ручьи…» (Иов 6:14-15). Его гнев обращается и против Бога. Иов обвиняет Его в несправедливости: «Он нашел обвинение против меня и считает меня Своим противником…» (Иов 33:10); «Бог лишил меня суда.  Должен ли я лгать на правду мою? Моя рана неисцелима без вины…» (Иов 34:5,6). Гнев Иова выплескивается огромным гейзером непонимания и непринятия.



Третий этап: Торговля

Если на первом этапе больной не может открыто признать печальные факты, а на втором чувствует обиду на окружающих и на Бога, то, возможно, ему удастся прийти к некоему соглашению, которое отсрочит неизбежное. «Если Господь пожелал забрать меня отсюда и не откликнулся на мое возмущение, то, быть может Он с большей благосклонностью воспримет ласковые увещевания». Все мы знакомы с таким изменением поведения; наши дети сначала требуют чего-то, а потом начинают умолять об одолжении. Они не мирятся с нашим отказом на свою просьбу. Затем, рано или поздно они добровольно берутся за какие-то домашние хлопоты (хотя в обычных обстоятельствах их не заставишь это делать), а затем заявляют: «Если я целую неделю буду вести себя хорошо и мыть по вечерам посуду, ты меня отпустишь?» Смертельно больной пациент прибегает к сходным приемам. По опыту прошлого он знает, что всегда существует слабая надежда на вознаграждение хорошего поведения, исполнение желаний за особые заслуги. Его желание практически всегда заключается сначала в продлении жизни, а позже сменяется надеждой на хотя бы несколько дней без болей и неудобств.
Подобным образом травматик выставляет окружающим определенные условия, прежде чем решится на прощение своему фактическому или воображаемому обидчику.

Иов направляет свой гнев на родителей, которые его родили, жалуется на друзей, которые не могут ему помочь, на Бога – конечную причину всех его несчастий. Однако, среди всех этих обвинений, направленных в сторону друзей и Бога, Иов применяет и иного рода язык, язык молитвы. Молитва Иова является проявлением «торговых переговоров» с Богом. Иов осознает необходимость Бога, потому что в конечном счете только Бог может сделать хоть что-то в его ситуации. Иов просит, умаляет обещает: «И зачем бы не простить мне греха и не снять с меня беззакония моего? ибо, вот, я лягу в прахе; завтра поищешь меня, и меня нет» (Иов 7:21).

Иов напоминает Богу о всех своих добрых поступках: «Не плакал ли я о том, кто был в горе? не скорбела ли душа моя о бедных?» (Иов 30:25). Бог должен что-то сделать, изменить его положение. Однако Бог не реагирует: «Я взываю к Тебе, и Ты не внимаешь мне, — стою, а Ты только смотришь на меня» (Иов 30:20).

Четвертый этап: Депрессия

Когда обреченный пациент уже не может отрицать свою болезнь, когда ему приходится идти на очередную операцию или госпитализацию, когда проявляются новые симптомы недуга, а больной слабеет и теряет вес, небрежной улыбкой грустные мысли уже не отбросишь. Такая депрессия - подготовительная скорбь, которую переживает смертельно больной, когда готовится к окончательному прощанию с этим миром.
Подобным образом происходит и с человеком пережившим травму: изначально может обвинять в случившемся себя и окружающих, но затем впадает в глубокую депрессию.

Иов торгуется с Богом, но Бог не реагирует, не слышит. Иов чувствует себя покинутым и одиноким: «О, если бы кто выслушал меня! Вот мое желание, чтобы Вседержитель отвечал мне, и чтобы защитник мой составил запись» (Иов 31:35). Иов опять умолкает: «…Слова Иова кончились» (Иов 31:40). Друзья, не могучи помочь и ответить Иову, прерывают общение с ним: «Те три мужа перестали отвечать Иову, потому что он был прав в глазах своих…» (Иов 32:1). Иов находится в состоянии глубокой изоляции. Никто им не интересуется.

Иов просит Бога, чтобы Он говорил с ним. Пророк Елиуй желает передать ему Божий ответ. Повествование переходит в режим пророческо-харизматического языка.  Молодой Елиуй очень часто в своем обращении призывает Ива чтобы тот отвечал ему, чтобы вышел со своей изоляции: «Если можешь, отвечай мне и стань передо мною» (Иов 33:5), «если имеешь, что сказать, отвечай» (Иов 33:32). Однако Иов не находит больше слов, чтобы дать ответ.



Пятый этап: Смирение

Если в распоряжении пациента достаточно много времени (то есть речь не идет о внезапной и неожиданной смерти) и ему помогают преодолеть описанные выше этапы, он достигнет той стадии, когда депрессия и гнев на «злой рок» отступают. Он уже выплеснул все прежние чувства: зависть к здоровым людям и раздражение теми, чей конец наступит еще не скоро. Он перестал оплакивать неминуемую утрату любимых людей и вещей и теперь начинает размышлять о грядущей смерти с определенной долей спокойного ожидания. Смирение не следует считать этапом радости. Оно почти лишено чувств, как будто боль ушла, борьба закончена и наступает время «последней передышки перед дальней дорогой». Человек определяет смысл происходящего, стремится сформулировать Смысл Вселенский.
Человек, переживший тяжелое событие может выйти из депрессии при условии осознания того, что пережитая травма должна привести его к духовному росту. (Если Бог попустил это несчастье, произошедшее со мной, то чему это событие пришло меня научить? В чем смысл произошедшего?

Последние слова Елиуя являются мотивацией к тому, чтобы Иов обратился к Богу с преклонением: «Посему да благоговеют пред Ним люди, и да трепещут пред Ним все мудрые сердцем!» (Иов 37:24). Теперь Иов готов к переходу на совершенно новый уровень общения с Богом: язык адорации.

Иов постепенно выходит из состояния уныния. Контакт, который у него сложился с Богом очень глубокий: «Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя…» (Иов 42:5). Ход драмы  достигает языка мистики. Иов принимаем свое положение: «поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле» (Иов 42:6).

Тот, который во всем, что случилось, обвинял Бога, теперь стал его другом (ср. Иов 42,8-9). Теперь новый Иов транслирует совсем иное отношение к людям. Хотя ранее он ругался со своими друзьями, теперь же он вступается за них: «Итак возьмите себе семь тельцов и семь овнов и пойдите к рабу Моему Иову и принесите за себя жертву; и раб Мой Иов помолится за вас, ибо только лице его Я приму, дабы не отвергнуть вас за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов. И пошли и сделали так, как Господь повелел им, — и Господь принял лице Иова» (Иов 42:8,9). Иов обновился – изменилась его внутренняя жизнь. Его личность стала «более совершенна». Бог обновляет богатство Иова вдвойне; становится он отцом новой семьи и будет жить еще долго и в добром здравии.

Библейская история о терапевтической функции страдания несет важное послание-смысл: «Как золото в огне очищается – так человек в страданиях».

 

психолог-психотерапевт Виталий Булыга

Для иногородних возможно консультирование по скайпу.
Скайп Login: vitalibulyha

Подписывайтесь на публикации автора: http://www.psyoffice.ru/articles/vitalibulyha/

При написании статьи автор обращался к следующим литературным источникам:

1) A. Tronina, Hiob i jego modlitwa: od popobożnych sloganów do mistyki. Verbum Vitae 22 (2012), s. 59-73

2) Э. Кюблер-Росс, О смерти и умирании. “СОФИЯ” (2001), с. 320

3) Библия. Российское Библейское общество (2013), с. 1248

* Иллюстрации Уильяма Блейка



Просмотров: 412
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Путь Иова и терапия: есть ли справедливость на свете?
  • Ну не может быть убогим человек – творение Бога!
  • Он меня Бьет, потому что сама Виновата. На самом деле он жить не может без меня, а я без него.
  • Если человек не знает, что люди не летают, он может полететь! (Зачем нам стресс)
  • Я назначу тебя Богом Секса, чтобы ты меня не бросил!!!!
  • Человек может быть счастлив только в настоящем моменте
  • Как помочь человеку, когда он не может ответить сам на вопросы?
  • Люди хотят, чтобы было по-ихнему. Но по-ихнему не будет, потому что нет такого слова!
  • «Почему кто-то имеет право ставить мое счастье под сомнение, только потому то у меня чего-то нет?»
  • Сенсорная аттенюация: как уменьшить свои страдания просто взяв на себя ответственность за свою жизнь
  • Я хочу, чтобы мне было плохо, для меня это хорошо.
  • Семь шагов вперед, а может быть направо. От самоуценки к принятию себя
  • Про переносы, или как психотерапевт может быть полезен, даже если вы к нему не дошли))
  • Причины, из-за которых человек не может выйти из страданий после расставания
  • С тех пор каждый человек может сам построить свою жизнь...
  • Психотерапевт от Бога или с комплексом Бога?
  • Когда близкий человек выбирает страдания. (Клиентский случай)
  • Почему ваш мужчина может продолжать мастурбировать и смотреть порно, даже если у него уже есть Вы
  • Роли для выживания. Потерянный ребенок: «Чтобы быть нужным – меня не должно быть в этом мире»
  • Что ты мне смотришь в глаза – там не найдешь ты страх… Я верю в господа Бога… И в себя!
  • Притупите мои чувства, чтобы меня было удобнее использовать
  • Мы принимаем решения быть с этим человеком, а потом находим причину, чтобы уйти от него.
  • Утрата. Горе может разрушить, а может помочь обрести смысл жизни.
  • Почему зависть может быть только черной
  • В чём польза зависти для меня? Как зависть может привести к успеху?
  • Попытка поменять свою жизнь в один момент, может сделать этот момент – последним
  • Это не со мной! Не может быть! Отрицание - слепота.
  • Как материнство может перевернуть мир с ног на голову или как жизнь лечила меня
  • Если ты хочешь мама, чтобы я стал взрослым – держись от меня подальше…
  • Почему моя дочь(сын) меня слушать не хотят? Как помочь, когда тебя об этом не просят



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь