Ребёнок не хочет в детский сад (Часть 2)

Одни дети проще и быстрее приспосабливаются к новой для себя среде, другие – труднее и медленнее, но все так или иначе проходят период адаптации.

Реб нок не хочет в детский сад Часть 2

Адаптация – это процесс приспособления организма к изменяющимся условиям, и сопровождается он большими затратами как в психическом, так зачастую и в физическом плане. Не зря дети в младшей группе так часто болеют. Ребёнок тратит много сил на то, чтобы свыкнуться с новой обстановкой. Это отражается и на его эмоциях, и поведении, и на общем самочувствии, и довольно часто на аппетите и сне.

Многие родители в недоумении, почему детям так сложно привыкнуть к дошкольному учреждению, и, промучившись какое-то время, вешают на ребёнка ярлык «несадовский».



А изменения при этом в жизни ребёнка происходят кардинальные.

Во-первых, зачастую только в этом возрасте ребёнок впервые сталкивается с таким жестким режимом. Вся жизнь ребят в детском саду подчинена строгому распорядку дня. Еда, сон, прогулки, игры и занятия наступают строго по расписанию. Ребёнку, непривыкшему к этому, поначалу будет очень тяжело.

Во-вторых, появляется новый значимый взрослый. Если раньше ребёнок подчинялся только близкому кругу родных, то теперь он вынужден слушаться незнакомого ему человека. При этом личность воспитателя не всегда оказывается привлекательной для ребёнка. Об этом мы уже говорили раньше. Но, даже если явной антипатии нет, симпатия может наступить не сразу.

В-третьих, происходит разлука с близкими. Если раньше ребёнок весь день проводил с семьёй, то теперь вынужден покидать родной дом и разлучаться с родными до вечера. Многие дети очень болезненно переживают этот разрыв, боятся, что за ними не вернутся, воспринимают садик, как наказание со стороны взрослых. При этом ребёнку очень сложно понять, почему раньше мама могла целый день проводить с ним, а теперь не может.

В-четвёртых, появляется большое количество детей. Ребёнку приходится постоянно контактировать с новым кругом сверстников. И не каждый малыш охотно это делает. Общество задаёт определенные правила поведения, которых приходится придерживаться. Не все ребята общительны, не все контактны, некоторые до детского сада вообще могли особо не сталкиваться с ровесниками. Им, конечно, будет тяжелее.

В-пятых, появляется конкуренция. До детского сада ребёнок получает гораздо больше внимания со стороны взрослых. Многие дети в своих семьях живут на положении того самого «центра Вселенной», вокруг которого вращаются взрослые. Им восхищаются, его хвалят, с ним занимаются, играют и т.д. Попадая в садик, любой ребёнок столкнётся с тем, что теперь он один из многих, но никак не самый главный, а значит всё внимание будет доставаться ему наравне с другими. Тоже касается и игрушек, и каких-либо поручений, и всего прочего. Это довольно болезненно бьёт по детскому самолюбию.

Это основные изменения, касающиеся поступления в детский сад. Как видите, весьма не мало. А для ребёнка, так и вовсе – очень много.

Все эти изменения естественно отражаются на поведении ребёнка, зачастую пугая взрослых. При этом эти взрослые часто не осознают, что все эти особенности поведения ребёнка, с которыми они сталкиваются, являются типичными для этого периода. В панике родители начинают искать причины вовне (т.е. в детском саду, атмосфере, воспитателях), либо в самом ребёнке, убеждаясь, что он для садика не подходит. А ведь это совсем не так.



Итак, какие же особенности поведения ребёнка являются сигналом его адаптации к детскому саду? Выше мы их уже обозначили, сейчас рассмотрим чуть подробнее.

1. Эмоции. В первые дни посещения садика ребёнок редко испытывает положительные эмоции. Чаще гневается, плачет, раздражается, хныкает без видимых причин. Гораздо ярче проявляется страх. Ребёнок пугается любого неодобрения, повышения голоса, резких звуков, боится, что мама за ним не вернётся. Здесь важно набраться терпения. Со временем отрицательные эмоции сменятся положительными. И, даже если ребёнок, будет продолжать плакать при расставании с мамой, это не значит, что адаптация проходит плохо, если при этом, он быстро успокаивается после её ухода. Иногда плач – это единственный доступный способ для ребёнка выразить свои негативные чувства.

2. Двигательная активность. Очень часто меняется привычный для детей темп деятельности. Активные детки становятся пассивными, а более спокойных – не удержишь на одном месте. Как только всё вернётся в норму, можно будет говорить об успешном протекании адаптации.

3. Познавательная активность. Очень часто даже активный, любопытный ребёнок в группе детского сада становится застенчивым, не проявляет интерес к окружающим его людям и вещам, сидит скромно в стороне. Это нормально. Малышу нужно освоиться, оглядеться, привыкнуть к новой для себя среде. Постепенно он начнёт предпринимать попытки взаимодействия с игрушками, ребятами и воспитателем.

4. Речь. Многие родители пугаются, заметив ухудшение и обеднение словарного запаса своего малыша. На основании этого делаются неправильные выводы о том, что другие менее общительные дети, плохо влияют на разговорчивых, ухудшая и замедляя их речевое развитие. Это не так. Ребёнок тратит много сил на привыкание к саду. Речь в этот момент упрощается. Со временем всё придёт в норму, и речь не только восстановится, но и обогатится.

5. Навыки. Здесь происходит то же, что и с речью. Ребёнок как будто забывает, как чистить зубы, одеваться, кушать самостоятельно, ходить на горшок и т.д. Не стоит сердиться на малыша. Как только ребёнок, адаптируется, он будет довольно часто радовать родителей новыми навыками, приобретёнными в детском саду.

6. Здоровье. Адаптация влияет на иммунитет ребёнка, который в этот период снижается, а, следовательно, падает устойчивость и сопротивляемость организма различным инфекциям. Как правило, болезнь приходит в первый же месяц, но ребёнок переболевает в лёгкой форме, без каких-либо осложнений. Детки с ослабленным иммунитетом болеют гораздо чаще, цепляя от своих более выносливых сверстников разные инфекции, но это не повод забирать ребёнка из сада. Именно так иммунитет и формируется. Кроме того, в детском саду предусмотрен целый комплекс оздоровительных и закаливающих мероприятий.

7. Аппетит. Аппетит часто снижается. Ребёнку непривычна новая еда, её вкус, запах, состав продуктов. Многие детишки, испытывая стресс, попросту не хотят есть. Возможна даже незначительная потеря веса. Как только ребёнок привыкнет, он начнёт кушать. Главное – не подгонять его и не заставлять питаться насильно. Возможно, со временем он не будет съедать всё, но тот факт, что он начнёт кушать, уже является исключительно позитивным. 

8. Сон. Ребёнок может испытывать проблемы со сном: хуже засыпать, спать беспокойно, периодически просыпаясь, не спать днём. Иногда, напротив, может стать очень сонливым и вялым. Как только адаптация пройдёт, сон нормализуется.

Обозначенные симптомы могут проявиться все сразу, могут возникать постепенно, могут быть цикличными: то исчезать, то обостряться. Не стоит этого пугаться. В целом, первичная адаптация ребёнка проходит в первые 3-4 недели, но иногда растягивается до 3-4 месяцев, а то и полугода. Тут важно запастись терпением и ни в коем случае не срываться на ребёнке, не обвинять его в том, что он какой-то не такой. Всё наладится, нужно время.



Однако, не стоит просто опустить руки и ждать, когда всё наладится само собой. Семья может очень помочь ребёнку скорее адаптироваться и сделать процесс адаптации менее болезненным. Как правило, вся помощь заключается в создании максимально комфортной обстановки дома.

Итак, чем же можно помочь?

1. Создание дома психологически комфортной обстановки. Период адаптации совсем не подходит для конфликтов, ругани и брани. Принимайте ребёнка, ласкайте, чаще обнимайте, гладьте по голове, будьте добры и нежны с Вашим малышом. Ему это сейчас очень нужно!

2. Поощрение важнее наказаний. Реже браните ребёнка и чаще хвалите. Поощряйте и отмечайте каждое достижение. Не заостряйте внимание на ошибках и нежелательном поведении.

3. Не меняйте режим в выходные и праздничные дни. Зачастую родителям самим хочется как следует выспаться в выходные, поэтому и малышу дают возможность «отоспаться». Это неправильно. Можно поспать чуть подольше, но, если ребёнок при этом не высыпается, значит вечером он ложится спать не вовремя. Следует пересмотреть распорядок дня.

4. В первые месяцы можно слегка облегчить новый режим. Например, сделать дополнительный выходной на неделе. Лучше, если это будет середина недели, например, среда. Не стоит делать этот выходной в понедельник или в пятницу. Такой большой перерыв в посещении детского сада скажется негативно и отсрочит адаптацию малыша. Кроме выходного, можно иногда пораньше забирать малыша, к примеру, сразу после обеда или сразу после сна, не оставляя до самого вечера. Именно поэтому не стоит планировать начало посещения детского сада и выход из декретного отпуска на один период. 

5. Не стоит отдавать в детский сад малыша, переживающего кризис 3-х лет. Если Вы заметили кризисные проявления (они зачастую совпадают с синдромом адаптации) у ребёнка, не посещающего детский сад, стоит отсрочить это мероприятие. Лучше вести ребёнка в дошкольное учреждение либо до кризисного периода, либо после, иначе один стресс подкрепится другим, и адаптация успешно не пройдёт.

6. Проявляйте терпение к поведению малыша. Детки в процессе адаптации часто капризничают, канючат, пререкаются. Это происходит из-за перегрузки нервной системы. Успокойте ребёнка, приласкайте и переключите его внимание на что-то интересное.

7. Не планируйте на этот период других грандиозных перемен. К таким переменам относятся, например, отучение от соски, от подгузников и т.д. В жизни Вашего малыша и так много изменений, нагружать его нервную систему лишними не стоит.

8. Говорите о детском саде и воспитателях только в положительном ключе. Взрослые часто думают, что дети их либо не слышат, либо не понимают, о чём они говорят, и очень при этом заблуждаются. И, если ребёнок поймёт, что его мама недовольна детским садом, то и сам ходить туда с удовольствием не станет. Лучше расскажите ребёнку, какой замечательный садик, какие хорошие там ребятки с ним будут играть, какие чудесные и добрые тёти будут с ним заниматься.

9. Если ребёнок тревожится в детском саду, боится, что мама за ним не вернётся, на помощь придёт сказкотерапия. Инсценируйте сказку (здесь на помощь придут игрушки Вашего малыша) о лесном детском саде, в которой зайчишка (или любой другой персонаж – это может быть любимая игрушка Вашего ребёнка) тоже боялся идти в детский сад, но всё оказалось не так страшно. Другие звери с ним подружились, воспитатель оказался мудрым и добрым, а мама вечером забрала его домой (это самый важный момент сказки, из которого ребёнок понимает, что мама непременно вернётся за ним).

10. Дайте ребёнку с собой в детский сад что-то, напоминающее о доме. Это может быть любимая игрушка, Ваша фотография или ещё что-то негромоздкое. Важно, чтобы малыш с этим предметом чувствовал безопасность и свою связь с домом.

Эти десять пунктов помогут Вашему малышу быстрее освоиться в детском саду. Важно помнить о терпении и самоконтроле. Это не всегда даётся легко, но всегда вознаграждается спокойствием Вас и Вашего ребёнка.



И, напоследок, хотелось бы дать несколько рекомендаций об утреннем расставании мамы и малыша. Очень часто именно этот процесс даётся обоим очень болезненно и может испортить настроение на весь день.

1. Первое, что важно помнить: мамино настроение ребёнок перенимает очень быстро, буквально считывает на ходу. И, если Вы не выспались, встали раздражённой, не в настроении, опаздываете, срываетесь на окружающих, то ребёнок не только быстренько переймёт Ваши эмоции, но и усилит их. Вот почему так важно соблюдать спокойствие, уверенность, держать всё под контролем. Я думаю, многим мамам знакома такая ситуация: «Вы куда-то опаздываете, счёт идёт на минуты, а ребёнок еле-еле собирается, делает всё очень медленно. Вы его дёргаете, раздражаетесь, ребёнок начинает капризничать. Заканчивается всё скандалом». Дабы такого не возникло, нужно строго следовать распорядку дня, заранее всё планировать и минимизировать различные временные накладки. Помочь поднять и собрать ребёнка может любимая игрушка. Говорите спокойно, негромко, чётко и уверенно проговаривая свои требования. Постарайтесь заразить малыша позитивом, рассказывая, как весело и здорово ему сейчас будет в детском саду.

2. По возможности, отправляйте ребёнка в детский сад с тем взрослым, с кем малышу легче расстаться. Это выясняется опытным путём. Как правило, с мамой ребёнок расстаётся неохотно. Спросите у воспитателя, с кем из родственников Ваш малыш расстаётся легче и охотнее. А вот забирать из сада ребёнка лучше тому взрослому, с кем эмоциональная связь сильнее. Чаще всего это мама.

3. Не забудьте чётко проговорить малышу, что Вы вернётесь и обозначьте, когда именно Вы это сделаете (после сна, после прогулки и т.д.). Ребёнку гораздо легче и спокойнее знать, что мама придёт за ним после какого-то конкретного события. Так ему не придётся сидеть весь день с оглядкой на входную дверь и поминутно дергать воспитателя вопросом «Когда придёт мама?». И обязательно выполняйте обещания, не задерживайтесь, приходите вовремя.

4. Придумайте свой прощальный ритуал. Это может быть поцелуй, объятие или какая-то фраза. Важно сразу после выполнения этого ритуала встать и уйти, не оглядываясь и не возвращаясь по несколько раз. Первые разы будет сложно, но потом ребёнок привыкнет и будет легко Вас отпускать. Чем дольше Вы топчетесь в нерешительности в приёмной, тем тревожнее будет Вашему малышу.

Каждый ребёнок проходит период адаптации. Это нужный и важный момент в жизни маленького человечка. По истечению этого периода ребёнок приобретает новые навыки, становится общительнее, привыкает к режиму дня. У него укрепляется иммунитет, нормализуются сон и аппетит. Ребёнок научается взаимодействовать со сверстниками и взрослыми людьми, учится играть, всесторонне развивается. Всё это явно стоит тех усилий, которые придётся потратить родителям, приучая ребёнка к детскому саду. Важно не бояться первых трудностей, во всех ситуациях проявлять спокойствие и уверенность, сохранять оптимистичный и доброжелательный настрой по отношению к своему ребёнку и проявить терпение. И тогда успехи не заставят себя ждать.



Продолжение следует…



Просмотров: 588
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Надо заставить ребёнка учиться! Пусть ребёнок лучше умрёт, чем тройки будет в школе получать!
  • Ребёнок дерётся в детском саду: что делать и стоит ли беспокоиться?
  • Никогда не сравнивайте своего ребёнка с другими. Ваш ребёнок всегда лучше!
  • Консультация психолога. Почему ребёнок не идёт домой после детского сада?
  • Ребёнок не спит днём в детском саду - что делать
  • Каким вырастет мой ребёнок? Что нельзя делать и что нужно, чтобы ребёнок стал счастливым человеком
  • История одного ребёнка. Авторитарная бабушка и непослушный ребёнок.
  • Что делать, если ребёнок часто болеет?
  • Если ваш ребёнок боится спать один
  • Три причины, по которым мама может не хотеть, чтоб ребёнок взрослел
  • Что делать, если ребёнок слушается только одного родителя
  • 8 причин отказа ребёнка есть в детском саду
  • «…теперь я — желанный ребёнок…», или изменения после холотропного дыхания
  • У нас будет ребёнок
  • Ребёнок часто плачет?
  • Ребёнок часто плачет
  • Почему мой ребёнок так часто болеет?
  • Адаптация ребёнка к детскому саду. Инструкция для родителей
  • Удобный ребёнок или Почему родителям стоит ходить к психологам.
  • Определить Психологическое Состояние ребёнка в детском саду, школе, дома с помощью рисуночных тестов.
  • Технологии сенсорного развития ребёнка в детском саду
  • Как снизить частоту заболеваемости ребёнка в детском саду?
  • Жуткая история Джипси Роуз: хороший ребёнок – больной ребёнок, хорошая мать – мёртвая мать
  • Ребёнок часто болеет.
  • Хороший ребёнок – послушный ребёнок?
  • Рекомендации по адаптации ребёнка к саду
  • РЕБЁНОК СЛИШКОМ ЧАСТО ГОВОРИТ, «НЕТ!»
  • Когда ребёнок идёт в детский сад...
  • Что делать, если ваш ребёнок боится?
  • Почему ребёнок не идёт в детский сад.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь