|
Хвалить или критиковать? О воспитании детей.Автор статьи: Девятка Анна Владимировна
Процесс воспитания ориентирован не столько на настоящее, сколько на будущее ребенка. Родители с помощью воспитания, готовят ребёнека к взрослой жизни. Похвала и критика - методы повседневного воспитания. Похвала – основа формирования самоуважения ребенка, признание достоинств ребенка взрослыми людьми. С помощью похвалы - ребенок получает позитивное представление о том что он может, как выглядит со стороны. Это помогает формированию уверенности в собственных силах, веры в себя и свои возможности. Как хвалить правильно? 1.Старайтесь хвалить за какой-то конкретный поступок. Причем хвалите так: « Ты молодец, что поделился с братом печеньем», а не так «Ты намного щедрее чем твой брат». 2. Признавайте достоинства ребенка. Если он делает что-то хорошо, похвалите. Так у ребенка появляется вера в свои способности. 3. Старайтесь создать условия, чтобы ребенок сам мог признавать собственные достижения и не зависел от мнения других, добивайтесь чтобы он был способен оценить собственные умения: что он умеет делать хорошо, как он это делает. 4. Понаблюдайте за занятиями совего ребенка. Какой вид деятельности ему особенно удается? Отнеситесь с пониманием к выбору своего ребенка. Поддерживайте энтузиазм детей в тех занятиях, которые ему нравятся. И хвалите, хвалите, хвалите! Ведь похвала – это родительское одобрение, и так важна ребенку. Критика Критику любить невозможно, но она необходима, ведь цель критики - повлиять, изменить поведение человека в лучшую сторону. Критика бывает: справедливой, несправедливой, частично справедливой. Бывает непрямая критика, например когда ребенок построил дом из кубиков - но не аккуратно, потому что еще не хватает навыков. Тогда родитель может научить, показать как надо, используя непрямую критику: Хорошо построил, теперь давай построим другой красивый дом. Так мы оказываемся в зона ближайшего развития ребека, и учим делать его правильно «Вместе с мамой». Позже - ребенок сможет делать это сам. Критическое высказывание обнаруживает недостатки в совершении каких-либо действий. Необходимо показать собеседнику весь «путь зарождения» нашей просьбы! После проведенных исследований была предложена такая четырехступенчатая формула (подробнее смотрим у Дерябо С. «Гроссмейстер общения»: «Я вижу... Я чувствую... Я нуждаюсь... И поэтому я хотел бы от тебя..» Например, так: — Я вижу, что ты в последнее время ходишь ты забываешь убираться в комнате. Я чувствую беспокойство, и не понимаю что происходит и меня это раздражает. Я нуждаюсь в помощи по дому, и мы с тобой договаривались что ты мне помогаешь. Поэтому, пожалуйста, объясни - что случилось, почему ты вдруг перестал мне помогать? Важно обозначить искреннее желание выяснить источник возникшей напряженности, а не ограничиться дежурными фразами. И после того как станет понятно что произошло, обратить внимание ребенка на то, что помощь нужна и его помощь пригождается - можно попросить помогать почаще или выработать какое-то правило уборки в комнате, которое устроит и Вас и ребенка. 3 Очень полезен «мы-подход». В любой своей просьбе необходимо стараться находить то, что может быть интересно или выгодно двум сторонам, находить общую заинтересованность. — Если я поработаю сейчас подольше, займу несколько вечеров, то получу хорошее вознаграждение, и мы сможем сходить вместе поразвлекаться. А теперь о второй проблеме: как критиковать собеседника, чтобы он не обижался? Американский специалист по проблемам общения Д.Карнеги дает следующие советы: 1.Начинайте с похвалы и искреннего признания достоинств собеседника. Указывайте на ошибки других не прямо, а косвенно. 2.Сначала поговорите о собственных ошибках, а затем уже критикуйте своего собеседника. 3. Используйте Я-послание
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|