Когда мир должен

Один из вариантов совладания со сложными и тяжело переносимыми эмоциями: гнев, тревога, обида, стыд и далее, - это анализ категоричности убеждений, являющих собой прекрасную почву для существования этих эмоций.  

"Родители меня не любили". Есть ребенок - должна быть и любовь. 
"Если стараться, то добьешься цели". Если прикладываешь усилия, то все должно получиться.
"Когда закончу универ, найду хорошую работу". Хоошая работа сама должна ложиться в руки после моего выпуска.

Или так:
"Высокая зарплата - обязательное условие для хорошей жизни". Я должен хорошо зарабатывать, чтобы мою жизнь можно было назвать хорошей.
 
Или даже так:
"Я не могу рисовать, потому что боюсь, что мои рисунки не понравятся". Все без исключения люди должны наслаждаться моим творчеством, иначе оно - пустышка. 

И многие прочие. Иногда это очевидно, в других ситуациях - едва заметно, но именно убеждения, которые предполагают один единственный вариант ответа, содержат в себе обязательство в виде долженствования.  


Долженствование - это вариант ошибки мышления, когда существует убежденность, что некоторое событие обязано произойти, если придерживаться какого-то алгоритма действий. Это уверенность в том, что событиями можно управлять. На самом деле всегда есть место случайности, ошибке, неправильному выбору действий. Долженствование очень давит. Вот есть где-то внутри у челвека неосознаваемое "должно" применимо к какой-то проблеме. Например, "родители должны любить ребенка". И он, даже став взрослым, мучается, задает вопросы: почему я? почему не любили? что делать? А ответ прост: нет здесь никакого "должны". Но это невероятно сложно принять, очень сложно от такой позиции отказаться. Ведь это значит и отказаться от своих притязаний на право быть любимым.
 
Альберт Эллис предлагает заменять любое, даже скрытое "должен" в более мягкое и личностное "хочу". Это не мир должен или я должен или кто-то еще должен, это я просто хочу, чтобы так было. Нет никакого закона, согласно которому события "должны" развиваться определенным образом. В  мире вообще много нелогичного. Это мое желание. Я не могу требовать, потому что это бессмысленно, но я могу хотеть. 

Любое убеждение, которое вызывает тревогу недостижения, можно рассмотреть с позиции "должен" и "хочу". Например:
"Ребенок дерзит, не слушается". А должен слушаться? 
"Не могу долго работать на одной и той же работе". 
"Подруги оборвали контакты со мной, не хотят общаться". 
" С мужем нет взаимопонимания". 

В этих ситуациях проблема рассматривается отстраненно, словно то, что я задумалдолжно произойти по определению, а оно не происходит. Роль клиента в этой ситуации значительно приуменьшается. Ребенок должен слушаться, а не слушается; я должен работать минимум... года на работе, а мне надоело; с мужем мы обязаны понимать друг друга, а ведь не понимаем! Словно объекты, на которое направлено внимание и влияние, обладают теми заветными качествами, которые обозначаются как "должен". Как будто есть только один возможный вариант развития событий и он заранее определен. Ситуация, а с ней и человек, ставит(ся) в жесткие рамки. И, конечно, такое несоответствие действительности с убеждениями вызывает очень неприятные переживания.

Метод, предложенный Эллисом, позволяет понять клиенту, что событие, вообще говоря, и не обязано случится, а также помогает рассматривать вопрос с позиции его влияния и желания: "я хочу". То есть взять ответственность за свои желания на себя. Я хочу это получить, но что я делаю и что могу сделать, чтобы это случилось? То есть он перестает рассматривать свою цель, как что-то само собой разумеющееся, что он почему-то не получает, а спрашивает себя, что я делаю сейчас и что я могу еще сделать. Иными словами, начинает осознавать границы своего влияния. И даже, как отсюда ясно, если выполнить все условия и осуществить все планы, цель по-прежнему не "должна" случиться, клиент по-прежнему хочет ее

Долженствование - это о том, что результат определен заранее и нужно только выполнить последовательно несколько действий, как в примере из учебника алгебры для 8 класса. И поэтому всегда возникает растерянность, когда не подходит ни один известный шаблон. А "хочу" - это о том, что совсем не факт, что я получу то, что запланировал, но это мой выбор и я буду делать то, что посчитаю нужным даже если не буду до конца уверен в достижимости цели. И в зависимости от того, как сильно я это хочу, я буду более или менее настойчив, последователен, целеустремлен и т.д. Наконец, когда будут использованы все возможные варианты достижения цели, а самой цели еще не видать, я могу калибровать цель: хочу ли я еще этого и что я еще готов попробовать, а не буду страдать, что " я все делал, а у меня не вышло". Выйти-то и не обязано... 

Когда это может помочь? 

Этот метод прекрасно работает в тех случаях, когда есть зацикленность на какой-то идее, на недостижимой или труднодоступной цели. Он позволяет перестать рассматривать ее как единственно возможный вариант развития событий, вместо этого помогая разрешить (себе, людям, миру) чтобы цель достигнута не была. Это как заранее принять разные варианты развития событий, но не терять надежду добиться желаемого. 



















Просмотров: 430
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • "Я хочу чтобы меня любили" или "когда я смотрю на небо"
  • "Ловушки" любви: "Ты должен/должна быть хорошим/хорошей"
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • тернистый путь от ужасного "должен" к прекрасному "хочу".
  • Токсичные отношения: "Я всем должен" или "Мне все должны"
  • Должны ли мы не говорить "Должен" и "Надо"?
  • Он должен продолжать меня добиваться даже, если я говорю ему "нет"
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Конфликт между "Хочу" и "могу"
  • "Когда вкусно- не могу остановиться" Что делать?". Вопрос от читателя канала
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • Что делать, когда на работе возникают мысли: "Не хочу/не буду/неинтересно/мое ли это?"
  • "Полюби моего Внутреннего Ребёнка!" или "Сделайте то, что не хочу делать я"
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • Как правильно ставить цели, чтобы они достигались. Системы "SMART" и "КОНЭЦ".
  • "Хочу и буду", или "Я ненавижу Лабковского!"
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • "Я буду любить тебя вечно!" или почему так трудно забыть "бывшего"?
  • "Я должен" или "Я хочу"?
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • "Я ошибка!", или "Меня не должно было быть!"
  • Конфликт "хочу" и "надо" в человеке: причины формирования и как помочь
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • Когда мужчина просто "лечится" о Вас - вы чувствуете себя "помойной ямой"
  • «Мужик не должен делать "бабскую" работу», а женщина должна?
  • "Хочу быть счастливым человеком" или "я по другому не умею"
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь