У арт-терапии очень много видов. Практически любой вид искусства может представлять терапевтический процесс, если он организован соответствующим образом. Отсюда, собственно, и название – Арт-терапия, т.е. терапия искусством.
Под словом «терапия» я подразумеваю не только «лечение» или «излечение» как таковое, но и процесс саморазвития или самоисследования.
Но, иногда, под арт-терапией подразумевают весьма нестандартные для психотерапии виды исцеления и самопознания, такие как библиотерапия, аромотерапия, цветотерапия или винотерапия (терапия определёнными сортами вин). Такие варианты, скорее всего, могут представлять вспомогательные средства.
Здесь хочется рассмотреть именно виды терапии, вышедшие из области искусства. Точнее наиболее популярные из них.
Любой вид арт-терапии подразумевает создание или побуждение к какому-либо самовыражению, а потом осознаванию результата этого самовыражения. При чём, владение каким-либо искусством для участника вообще не обязательно, т.к. считается, что все ресурсы для творчества есть у каждого.
Арт-терапия рождается из внутренней динамики личности.
Увидеть, что там внутри через призму творческого свободного самовыражения и при необходимости трансформировать – вот в чём состоит смысл интерес для участника и психолога.
Ценно именно индивидуальное аутентичное восприятие и выражение.
В связи с этим, арт-терапия не предполагает высокохудожественного результата, хотя и не исключает его.
Искусством можно заниматься просто как хобби, профессионально, для удовольствия. И в таком виде это тоже может быть терапией (не всегда осознаваемой), Арт-терапия, как метод, всегда подразумевает осознанную обработку продукта деятельности, т.к. , как было уже сказано выше, цель – самопознание, самопонимание, самоопределение и много чего «само..».
Итак, посредством каких видов искусств можно исследовать себя. Виды.
Изотерапия.
При этом виде терапии используется, как можно догадаться, изобразительное творчество – рисунок, который может быть выполнен разными материалами на любой поверхности в разных стилях. Может выполняться при помощи кистей или пальцами.
Мандала.
Создание мандалы – это всегда что-то на грани реального и вечного. Очень глубокая работа. Выделяется в отдельный вид, т.к. может быть создана абсолютно из разных материалов: песок, краски, природные материалы; её можно вылепить или создать групповую композицию при помощи телесной-двигательной работы.
Маска. Гримм.
Маски тоже отдельная тема. Есть вариант, когда участники создают эти маски сами, а есть вариант, когда используются готовые формы масок, но расписываются самостоятельно участниками, а ещё вариант с гримом, когда эти маски рисуют прям на лице. Конечно, более глубокая работа происходит в первом и последнем варианте.
Танце-двигательная.
Здесь самовыражением является тело и его движения. Может быть как с предметом, так и без него. С музыкой и без; с партнёром и без него. Танец понимается как совокупность последовательных движений.
Пластическая.
Используются пластический материал: глина, пластилин, полимер. Ощущения и результат во многом может зависеть от выбора материала – натуральный всегда будет усиливать глубину.
Музыкальная.
Музыка на нас влияет, когда мы её слышим и когда мы её создаём. На это и расчёт. В зависимости от целей, музыка может быть как стимулом, когда участникам может быть предложено прослушивать определённые произведения, а потом на их основе создать что-либо. Или создать свои музыкальные произведения на определённую тему. При создании музыки могут использоваться инструменты или свой собственный голос.
Драматерапия.
Здесь участникам предоставляется возможность разыграть интересующие их темы, которые могут быть взяты как из личной жизни участника, так и выбраны какие-либо фрагменты произведений.
Уделяется большое значение подготовке – костюмам, образам героев, деккорациям, выбору фрагмента или темы. Как правило, этот вид более эффективен в работе с группой.
Фототерапия.
Работа с фотографией опять же может строится по-разному. Либо участник сам делает фотографии, либо выбирает из уже имеющихся. Содержание фотографий, сюжет зависит от темы и цели.
Рассказы, стихи, сказки.
Участники могут прослушивать произведения из уст ведущего, а потом на этой основе создавать рисунок, танец, композицию. Либо учатники активно принимают участие в процессе и сами сочиняют рассказы, сказки, стихи с последующим осмыслением и анализом, конечно.
Песочная (работа с различными сыпучими материалами).
В основном всё же это работа именно с песком в специальной песочнице. Представляет из себя разыгрывание в песочнице различных сюжетов. На первый взгляд «детский сад, 8 марта», но именно этот процесс возвращения в детское состояние позволяет извлечь очень много скрытого где-то внутри и даже вне нас.
Схема и стимульный материал (ТАРО, ролевые карты, стимульные карты…)
Предполагается, что человеку даётся сначала какой-то стимул в виде готовых изображений или составления карт, на основе которых пом строится дальнейшая работа по осмыслению.
Естественно, что каждый вид может иметь много разных модификаций и может быть рассмотрен с точки зрения разных подходов. Среди них есть интегративный подход, который подразумевает использование разных модальностей. Мне этот подход нравится тем, что в нём уже изначально заложена трансформационная функция. Именно поэтому в практике чаще использую именно интеграцию.