"Нам не дано предугадать..."

 

«Нам не дано предугадать...»

Нам не дано предугадать

«... как наше слово отзовется...»

Что общего между колодцем, колосом, календарем и коломищем (кладбищем)? Если не задумываться, то, вроде, ничего... Впрочем, если прислушаться к звучанию слов (или приглядеться к их написанию — это кому как удобнее) то станет заметна некая схожесть внешней формы (звуковой) этих слов, проявляющаяся в сочетании фонем «Ка/оЛ». Мы знаем, а если не знаем, то, наверняка, можем неосознанно чувствовать, что внешняя форма слов, определяющая номинацию, хранит в себе некую внутреннюю форму, которую можно назвать сакральным значением. Значит, можно предположить, что слова, звучащие похожим образом, могут нести в себе некую общую внутреннюю форму (сакральную сему). В нашем случае, обратившись к этимологии, мы можем восстановить внутреннюю форму корня протоязыка *KL. Этот корень прослеживается так же в словах

колдуны, калач, колос, калдус,

калить, калогер, калмык, Калин-царь,

каломище, окалевать, Кали,

календарь, колыбель, калядки (колядки)

 

Можно заметить, таким образом, четыре оттенка значений, содержащихся в этих словах:

1) «содержание одного внутри другого»



  1. «черный цвет» ("калогер" - этим словом до XI века называли монахов, одетых в черное)

  1. «смерть и холод»



4) «место и процесс рождения нового», «бесконечное завершение-возобновление» (как, например в восстановленном праиндоевропейском слове *nakendlom, из которого потом, согласно законам исторического развития языка произошли русские слова и «начало», и «конец».



Как и положено сакральной семе, *KL несет в себе как положительные, так и отрицательные коннотативные оттенки значения, характеризуется амбивалентностью. Рассмотрим, например, лексическую единицу колодец / кладенец. Люди издавна верили в сакральную силу колодца. Лексема русс. колодец / болг. кладенец реализует в обоих славянских языках оппозицию «жизнь (явь, здоровье, возрождение)/смерть (навь)». Возле колодца и с помощью колодезной воды лечили больных: «Здравствуй, колодец Иван, земля Татьяна, вода Ульяна! Я пришла за здоровьем».



Повсеместно у славян вода в колодце и в источниках считалась чудодейственной накануне Рождества, Крещения, Пасхи и других больших праздников: ею умывались, кропили постройки, замешивали на ней обрядовый хлеб.

Или, с другой стороны, сравним: «Ух, бабка зла стала! Послала свою родную дочь в колодец, за веретенышком. Та прыгнула и упала». [Аникин]; «Вървели, що вървели и стигнали един кладенец, като вървели още малко, стигали до една голяма коприва и до един сух тъмен мистически кладенец» [Български народни приказки].



Колодец в фольклорных произведениях часто фигурирует как место, где может осуществляться связь с потусторонним миром.

Так, если присмотреться внимательнее ко всем предложенным лексемам, как и другим, содержащим протокорень *KL: колыбель, колядки, калач, коловрат, калина, околица и другие славянские слова — можно обнаружить, что они несут в себе опозицию «жизнь/смерть» или ее часть и являются выражением космогонической идеи появления (сотворения) — разрушения – и воссоздания жизни.

Похоже, в этом случае мы наблюдаем именно то, о чем А. Лосев псисал в своей «Диалектике мифа»: «тут мы находим полное равновесие между «внутренним» и «внешним», идеей и образом, «идеальным» и «реальным». В «образе» нет ровно ничего такого, чего не было бы в «идее». «Идея» ничуть не более «обща», чем «образ»; и «образ» не есть нечто «частное» в отношении идеи. «Идея» дана конкретно, чувственно, наглядно, а не только примышляется как отвлеченное понятие. «Образ» же сам по себе говорит о выраженной «идее», а не об «идее» просто; и достаточно только созерцания самого «образа» и одних чисто «образных» же средств, чтобы тем самым охватить уже и «идею».» Соответственно, каждый раз в процессе речетворчества, произнося эти слова, мы оперируем символами, все семантическое поле которых сокрыто в нашем мироощущении, вне зависимости от того, осознаем мы это ли нет (собственно, чаще, естественно, не осознаем). То есть, каждый раз мы волей неволей оказываемся участниками встречи «двух планов бытия», данных «в полной, абсолютной неразличимости, так что уже нельзя указать, где «идея» и где «вещь»» (А. Лосев).

У всех ученых уже давно не вызывает сомнения тот факт, что язык и мышление неразрывно связанымежду собой. Г. Гийом говорил, что язык помогает мышлению «перехватить» самое себя: «Благодаря языку мышление знает, в каком месте своего более или менее замедлившегося круговорота оно находится». Человек постиг логическое мышление, обладающее стройной формой, использующее понятие, суждение, умозаключение. Однако реальный процесс мышления заметно отличается от научной абстракции. Реальный живой процесс мышления - сложный, чаще алогичный, сознательно-бессознательный процесс, обусловленный большим количеством разнообразных причин. Язык же словно специально приспособлен, чтобы «схватить», «оформить» мысль в нужный момент, остановить, запечатлеть ее, придав ей форму. Этот «перехват» осуществляется с помощью знака – живописного, нотного, математического, но чаще всего, языкового. Иначе она нам недоступна. Больше того, многие лингвисты и психологи считают, что мышления нет без языковой формы и язык – это материальное воплощение мысли. В противном случае, это лишь электрические импульсы в нейронах, расшифровать которые невозможно. Однако, в этой запечатленной форме, выраженной знаком, мысль становится доступной сознанию своего носителя и его реципиенту. Иначе говоря, в звучащей форме слова мысль может сохраниться на века. Таким образом мы и получаем некое послание из «времени Оно», составляющее часть imago mundi наших пращуров.

М. Элиаде обращает внимание на то, что еще «Индоевропейцы создали магико-религиозную ценность слова и заклинания». Глубокий символический смысл, сохраненный в протокорнях родного языка сообщает и нашим мыслям некое символическое содержание. Мышление вечно стремится к охвату действительности. А всякий символ есть отражение действительности. И символ становится способом переосмысления действительности. «Жизнь же символична по самой природе своей, ибо то, как мы живем, и есть мы сами» - говорит Лосев. Как писал Флоренский: «Символы — суть органы нашего общения с реальностью, ими и посредством их мы соприкасаемся с тем, что было до тех пор далеко от нашего сознания».

Если верить ученым-мыслителям, каждый язык несет на себе печать «духа народа» и, одновременно, сам язык участвует в формировании этого духа. Существуют, например, гипотезы, подтверждаемые некоторыми исследованиями, о том, что согласные звуки языка передают смысловое, в то время как глассные — эмоциональное содержание слова. Существуют так же подтверждаемые опытным путем предположения, что эмоциональная окраска гласных звуков зависит от их естественной высоты, определенной способом их образования: так, например, в русском языке самый низкий гласный «у» под ударением сообщает слову таинственность, интимность, сакральность, «потусторонность», «глубину» (взять хотябы слова «вьюга», «губы», «дуб», «дух»), а самый высокий «и» под ударением словно тревожит как сигнал опасности или призыв («Ирий», «синь», «сгинь»). Если вернуться к лексеме «колодец», сверившись с этимологическим словарем Фасмера, где «коло́дязь, др.-русск. колодязь (Лаврентьевск. летоп.), укр. коло́дязь, блр. коло́дзезь, ст.-слав. кладѩѕь (Еuсh. Sin.), болг. кла́денец, сербохорв. кла̏денац, словен. Kladénǝc.... Др.-герм. (гот.) *kalding- от *kaldiōn (откуда фин. kaltio "источник"), др.-исл. kelda "источник" – к гот. kalds "холодный"», можно увидеть, что корень слова составляют одни и те же согласные, в то время как гласные (эмоционально чувственное содержание) могут отличаться, привнося дополнительную окраску, возможно, свойственного народу восприятия этих (жизнь-смерть-жизнь) данностей бытия.

Как бы там ни было, вполне, как мне кажется, можно утверждать, что мышление человеческое, неразрывно связанное с языком и речью, символично по природе своей, apriory. Символы пробуждают индивидуальный опыт и одухотворяют его, стимулируя действительное познание сущего в его видимости и невидимости. Потому символ может являться, при соответствующем к нему отношении, ключом к открытию самого себя.

 

 



Просмотров: 390
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Часть тела есть, а слова нет"
  • Упражнение "Образ слова" (работа с метафорой)
  • Волшебные слова для счастья. Как можно привлечь счастье в свою жизнь
  • "Что вы говорите?", или Как слова влияют на жизнь
  • "Если б козла отпущения можно было еще и доить..."
  • "Мандрагора" - от слова "мандраж". Опыт избавления от панических атак.
  • "Есть ли жизнь без граблей?" Или о сценариях нашего бытия.
  • «Чего-то ты не в духе». Смысл и сила слова или "Не падай духом!"
  • "Сила чужого слова" или "Почему возникает зависимость от мнения окружающих".
  • "Слова только мешают понимать друг друга..."
  • Слова - ничто. Голос - всё! И можно ничего не рассказывать про себя на терапии (думать про запрос)
  • Работа с метафорой (упражнение "Моя книга" с набором "Слова и смыслы")
  • "Назвать зверя по имени" или исцеляющая сила Слова
  • "Язык" вашей любви к себе
  • Ни слова о невежестве или развитие разума и незыблемая вечность "нового"
  • Опасный язык. Слова манипуляции. Деструктивное общение
  • Апробация методики "10 ШАГОВ" Цвето-ассоциативная диагностика связи Цвета, Образа, Слова
  • Когда слова "Я тебя люблю" - начало конца
  • Короткометражка "Лалай-балалай" как образ ловушки, в которую каждый может попасть
  • "В жизни нужно быть эгоистом" - как реагировать на эти слова?
  • Люди хотят, чтобы было по-ихнему. Но по-ихнему не будет, потому что нет такого слова!
  • Если хотите этого, как можно чаще, делайте вид, что ничего не происходит
  • "Если сильно напрягаться - можно просто..."
  • Если ребенок не говорит волшебные слова
  • Методы "чистый язык" и "символическое моделирование"
  • Слова, которые могут изменить вашу жизнь
  • Смерть -Смена-МЕРы-быТия. Расстановки как путь к наполнению новым для себя смыслом понятия "Смерть".
  • Лень или Каждое мое дело начинается со слова: "Надо".
  • Работа с метафорой (упражнение с набором "Слова и смыслы")
  • Словесная метафора. Работа с набором "Слова и смыслы"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь