Я пришла с историй о том, как на неделе потеряла дорогой кулон и в денежном отношении, а главное, как подарок от дорого человека.
Когда это случилось, было сильное огорчение, досада, слезы.
Я понимала, что это из какой-то части.
Запрос: разобраться, что со мной произошло.
Терапевт попросила рассказать о том, как мне удалось успокоиться.
Я объяснила, что позвонила маме, хотя уже давно стараюсь не звонить в ситуациях, когда испытываю сильные чувства.
Психолог при помощи разных вопросов помогла мне осознать, что разговор с матерью, оставивший отпечаток в душе и позволивший вынести произошедшее на сессию, был не случайным, а носит циклически повторяемый характер.
Я звоню маме из позиции маленькой девочки. Она откликается из своей материнской части, «бросаясь» на помощь, в данном случае со словами: «Давай я поеду в магазин и куплю такой же, еще из-за этого ты будешь расстраиваться».
Я объясняю, что он дорогой. И таких уже давно нет в продаже.
Она продолжает настаивать, я-отказываться.
Тогда мама начинает объяснять, что я уже взрослая, необходимо взять себя в руки. У меня включается другая часть, наполненная раздражением, переходящим в злость. Возникают мысли: зачем я рассказала… Надеялась на поддержку и понимание, а наткнулась на непонимание и критику. В итоге я начинаю повышать голос, доказывать зачем-то, что это дорогая для меня вещь и т.п и бросаю трубку.
После этого терапевт показывает мне цикл, в который, как оказалось, я попадаю с определенной периодичностью, вспомнив ряд похожих случаев.
Также путем наводящих вопросов я осознаю, что мне необходимо изменить этот цикл в приемлемой для меня точке.
Либо не жалуясь, найдя другой объект, который даст ощущение принятия; либо согласиться на то или иное проявление заботы, даже если мне это не подходит; либо осуществлять спокойное поведение в момент ее обесценивания моих чувств, идей, знаний и т.п.
Так я познакомилась с принципом циркулярности в семейной системной терапии.
Опишите, что Вам понравилось в действиях консультанта (психотерапевта)
Четкое и ясное разъяснение по поводу последовательности происходящего в отношениях между мной и мамой.
Опишите, что Вам не понравилось (напрягало, смущало, пугало…) в действиях психотерапевта
Ничего.
Что Вам было непонятно в действиях психотерапевта?
Все ясно.
Чего было достаточно на сессии?
Объяснений, интерпретаций, вопросов, поддержки.
Чего было в избытке на сессии?
Все в нужной мере.
Чего не хватило на сессии?
Всего хватало.
Опишите основное чувство в момент завершения сессии
Интерес, любопытство.
Размышления вслед прошедшей сессии (можно в форме эссе) (постарайтесь максимально подробно описать свои впечатления, основные идеи, гипотезы по поводу своей проблемы, сформулируйте задачи, которые Вы хотели бы решать на следующей встрече. Уделите отдельное внимание Вашим отношениям с терапевтом. Затроньте тему присутствия на сессии супервизора (если был).
После этой сессии захотелось найти другие циркулярные последовательности в моей внешней системе.
Думаю, о том, какие и сколько их в супружеских отношениях.
Главное, я радуюсь, что теперь у меня есть инструмент, чтобы где-то найденный мною цикл (если сама не найду, то буду исследовать его с терапевтом) можно разорвать.
Есть еще вот что.
Если я поменяю поведение, то что изменится в семье?...
Дата и номер встречи
6-ая встреча.
Опишите ход прошедшей встречи
Прошли новогодние праздники. Во время их течения я попыталась «разорвать» цикл в отношениях с мужем, который смогла отследить.
Я болезненно (очевидно, из части) реагирую на корпоративные посиделки мужа.
Происходит это так.
Муж до самого последнего дня не говорит мне, что планируется праздник на работе.
Когда сообщает, у меня поднимается тревога, я чувствую ее в области солнечного сплетения.
ОБО ВСЕМ ЭТОМ Я РАССКАЗЫВАЮ ТЕРАПЕВТУ, который как раз и расспрашивает о телесных ощущениях.
Далее психолог задает уточняющие вопросы о последовательности событий, например, как я справлялась с тревогой.
Сначала мне казалось, что никак не справлялась. Но при помощи вопросов ситуация начала проясняться.
Когда мне становится тревожно, я начинаю еще и злиться, так как перво- наперво думаю о том, что он не сказал раньше, а то бы я тоже договорилась с подругами (так было в этот раз), еще бывает он говорит, что этот праздник на работе не отмечается, а последний момент оказывается, что руководство передумало). Непроизвольно я начинаю ему писать СМС, если узнаю об этом письменно, или замолкаю, а потом начинаю раздраженно выяснять, в связи с чем он раньше не сказал.
В ответ супруг начинает оправдываться, что не может не пойти, что побудет недолго. Я пытаюсь найти, что бы меня заняло на время его отсутствия. В любом случае, на вечеринке муж задерживается дольше меня. Я не вступаю с ним в коммуникации пока тревога поздним вечером не начинает зашкаливать. На какой бы спокойный диалог я себя не настраивала, все равно мирно наша встреча не пройдет. Либо это будет поведение обиды, либо открытое выражение злости с моей стороны и с его. После инцидента следующие сутки мы не общаемся, а потом наступает примирение.
Опишите Ваше самочувствие в течение встречи
Тема для меня болезненная, вначеле возникли чувства стыдна (понимаю, как многое нелепо звучит из того что я говорю), боли- это из покинутой части, высокой тревоги). К окончанию сессии состояние стабилизировалось. Появилась надежда на изменения.
Опишите, что Вам понравилось в действиях консультанта (психотерапевта)
Четкость видения ситуации, так что мне все стало понятно, ибо в своей семейной системе непросто разобраться.
Опишите, что Вам не понравилось (напрягало, смущало, пугало…) в действиях психотерапевта
-------
Что Вам было непонятно в действиях психотерапевта?
-------
Чего было достаточно на сессии?
Все было органично.
Чего было в избытке на сессии?
----- -------
Чего не хватило на сессии?
Всего хватало.
Опишите основное чувство в момент завершения сессии
Удовлетворения, спокойствия.
Размышления вслед прошедшей сессии (можно в форме эссе) (постарайтесь максимально подробно описать свои впечатления, основные идеи, гипотезы по поводу своей проблемы, сформулируйте задачи, которые Вы хотели бы решать на следующей встрече. Уделите отдельное внимание Вашим отношениям с терапевтом. Затроньте тему присутствия на сессии супервизора (если был).
Когда мне удалось заметить последовательность одних действий в результате других, то при помощи терапевта стало понятно, что можно этот порочный круг разорвать, если в каком-то месте моего взаимодействия осуществить другое поведение.
Например, попробовать в день вечерники ночевать у мамы, чего я не делала никогда. Это решение не кажется мне очень удачным. Задача: придумать более рациональное действие.
Возможно, что следующую сессию я посвящу «встречи с субличностями, которые осуществляют контроль за мужем, либо с теми, в ком много страха.
К терапевту у меня много тепла и восхищения филигранной работой.
Хотела бы перестать называть его по имени и отчеству, но пока не могу.
Дата и номер встречи
7-ая встреча.
Опишите ход прошедшей встречи
Запрос на работу: выделить часть или части, которые стремятся к контролю. Читала о паттернах со зависимого поведения, которых, как мне кажется у меня предостаточно и один из главных-это стремление к контролю за внешней системой (с мужем, с мамой, с сыном) и внутренней. И что в ней происходит мне не понятно пока.
Терапевт предложила вспомнить ситуации общения с кем-то из семьи. При помощи наводящих вопросов я поняла, что горячая точка- это сын. То есть мое непреодолимое стремление контролировать его в некоторых аспектах жизни: сел ли делать уроки, не пропустит ли время выхода на секцию (смешно, конечно, умом понимаю, что это сам за этим следит, но ничего не могу с собой поделать), буквально в этом месяце «позволили» ему вставать самому по будильнику.
Терапевт разъяснил, что эта потребность «произрастает» из части.
Далее последовала работа с ней. Мое Я – на одном стуле, другой стул- для моей части. Имя – Контролирующая.
Пересела в часть- представила образ.
На вопрос «Сколько тебе лет по ощущениям?» Ответ: «16»
Позитивное намерение в том, что должна за всем следить, а если этого не делать, то наступит хаос (привожу кусочек работы)
Т: Что значит хаос? В чем он проявляется?
Часть: все кругом дурно.
Т: как понимаешь, что дурно?
Ч: становится некрасиво везде.
Т: Что становится некрасиво?
Ч: например, внешность. Раньше я не следила за ней- расплылись бедра.
Т: бедра стали округлые?
Ч: да
Т: кто это замечает?
Ч: я не замечала, потом стали; подруга сказала, что у меня фигура не как у других. Старомодная.
Т: тогда ты решила следить за фигурой?
Ч: да, я должна это делать, а если не буду, то ОНА никому не будет нужна.
Т: ты думаешь, что ее могут отвергнуть?
Ч: конечно, такое было.
Т: то есть ты защищаешь ЕЕ от того, что ее могут отвергнуть?
Ч: Да!!!
Далее возвращение в Я.
Обсуждение с терапевтом того, что удалось выяснить.
Опишите Ваше самочувствие в течение встречи
Ровное, до момента, когда Ч начала почему-то говорить о внешности, здесь- удивление.
В момент понимания, на сколько для меня страшно отвержение- глубокая грусть, слезы.
При возвращении в Я –тепло, облегчение, задумчивость.
Опишите, что Вам понравилось в действиях консультанта (психотерапевта)
В восторге от мягкости, умения терапевта вести сессию в таком формате.
Опишите, что Вам не понравилось (напрягало, смущало, пугало…) в действиях психотерапевта
-
Что Вам было непонятно в действиях психотерапевта?
-
Чего было достаточно на сессии?
Внимания, поддержки, разъяснений.
Чего было в избытке на сессии?
-
Чего не хватило на сессии?
-
Опишите основное чувство в момент завершения сессии
Стабильность
Размышления вслед прошедшей сессии (можно в форме эссе) (постарайтесь максимально подробно описать свои впечатления, основные идеи, гипотезы по поводу своей проблемы, сформулируйте задачи, которые Вы хотели бы решать на следующей встрече. Уделите отдельное внимание Вашим отношениям с терапевтом. Затроньте тему присутствия на
сессии супервизора (если был).
Главное, что я вынесла после данной работы- это понимание о схожести внутренней жизни человека и внешней. Конечно, уже знала об этом в теории, но на прошедшей сессии как будто пазлы совпали. Произошло так: я представила семью (супружеская пара, их дети, родители каждого из супругов), братья, сестры, сестры, дяди, тети и т.д (у каждого свое).
Допустим, маленький ребенок осуществляет какое-то поведение: кричит на младшего, отбирает игрушки в садике или ни с кем не может подружиться в школе, часто плачет.
Можно не разобравшись, не расспросив решить, что он разбалованный, не воспитанный, сам себе на уме, и никто ему не нужен. Но пока с этим ребёнком не поговоришь, не найдешь к нему подход, не вступишь в диалог, ты ничего не узнаешь о причинах, породивших ТАКОЕ его поведение.
А начав узнавать, откроется нечто совершенно новое об этом малыше, что и представить себе не мог.
Так и во внутренней системе. Если обратить взор внутрь, «услышать» внутренние диалоги, то можно, выделив свою часть из которой кто-то говорит, узнать, что спрятано за ее поведением, какие у нее намерения.
И это знание может быть удивительным, как в приведенном мною рассказе.
Получается, что моя контролирующая часть заботится обо мне в целом и что ее беспокойство проистекает с юности, с 16 лет, когда девушке –подростку было страшно обнаружить, что она
Из-за «старомодной фигуры» ее могут отвергнуть.
Отвергнуть как женщину- это уже размышления вслед сессии. Тогда много старания в этой части, чтобы МЕНЯ не отвергли, приняли и полюбили.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.