|
Расстановки: традиции и новаторство.Автор статьи: Рябова Ирина Михайловна
Расстановки-явление уникальное в мире психологии. Прежде всего тем, что сам метод быстро получил широкое распространение как среди психологов и психотерапевтов, так и эзотериков, и регламентировать работу с расстановками специалистов этих разных профилей практически невозможно. Расстановки не относятся к признанным классической психологией методам, но используются практиками широко. "Расстановки по Хеллингеру", семейные расстановки, структурные, "шаманские", "кармические"- все варится в огромном котле. Что объединяет их, это сам термин "расстановки", а так же использование "замещающего восприятия", т.е. участие в работе заместителей, специальных участников группы, для получения информации о чувствах людей, находящихся в другом месте, другом времени или "другом мире" в момент расстановки. В остальном же, под вывеской "расстановок" проводятся самые разные практики. Я-практикующий психолог, имею достаточно разнообразные инструменты для работы, гештальт-терапия и "расстановки"-основные. К своему расстановочному образованию я относилась очень серьезно: поехала в Францию, познакомиться с работой мастера "французских" расстановок, каждые 2-3 месяца проходила обучение в Москве, Питере, Нижнем Новгороде, изучила два курса в ИКСР, училась как у русских,так и немецких специалистов и, конечно активно работала с клиентами в родном городе. Со временем я стала понимать, что в ходе расстановок происходят сильные энергетические процессы, которым я не нахожу объяснение, базируясь только на психологических знаниях. В расстановках работают с «миром предков», с энергией чувств, непережитых когда-то умершими уже людьми. Для меня здесь пролегала грань веры, духовного. Работая психологом, я могу помогать людям, не затрагивая темы веры в большинстве случаях, работая в расстановках- это трудно. Даже язык, на котором говорит Берт Хеллингер, "отец" расстановок, скорее философский, духовный ( "большая душа", "движение духа" и т.д.) Есть расстановочные институты, которые называют расстановки именно "духовной практикой", а не психотерапевтической. Начинать мне было легко, энтузиазма было много, но последние расстановки, которые я делала, давались мне очень сложно. Чем больше я училась, тем более сложные и сильные процессы открывались. Я пробовала разбираться с этим на супервизиях и в личных работах с моим консультантом. Была мысль, что я делаю что-то неправильно. И тогда, случайно, произошла моя встреча с медиумом афро-кубинского происхождения. Это удивительное событие позволило мне обогатить свой профессиональный опыт: в течении года мы обменивались информацией и совместно работали над пониманием феноменов, проявлявшихся одинаково как в расстановках, так и работе "говорящего с предками" кубинца. Мне стала доступна информация о "разговорах с духами предков" африканского народа Лукуми, традиции Йоруба, о том, как решают ситуации с "беспокойными","злыми", "забытыми" предками. Во всем этом я узнавала наши такие популярные расстановки, тот же принцип, те же слова! Я испытала сильное эмоциональное переживание. Если расстановки приоткрывали тайную информацию о чувствах других людей и намекали на тайные события прошлого, и я всегда воспринимала это как игру "психического", то в работе кубинского медиума конкретика фактов из настоящего и прошлого не оставляла сомнений в очевидности феномена! При этом принципы и слова, с которыми кубинец разговаривал с предками на языках лукуми и испанском, были столь узнаваемы мною по многолетней расстановочной работе! Приведу для сравнения несколько понятий из слэнга расстановщиков и переведу их на язык африканских жрецов (именно оттуда идут кубинские традиции в подобной работе), говорящих с "Духами Предков": "переплетение", в расстановках это феномен, когда человек продолжает проживать чувства кого-то другого из семейной системы и вследствии этого попадает в некоторые "запрограмированные" события жизни- в традиционной работе, это присутствие рядом с человеком "Духа", энергии другого человека из семьи или рода, живущего или умершего; "идентификация",проживание чужой судьбы - вытеснение каким-либо духом личности (души?) человека, "овладение" телом; "большие фигуры" , используется часто (но не только) в контексте-прародители рода, важные персоны рода - совершенно аналогично, они проявляются, но именно у людей, несущих значение для общества, я бы сказала о миссии; "исключенный", человек, которого отвергли или забыли, и именно из-за этого у клиента и возникла проблема, с которой он обратился-может проявиться как "злой дух" ( прибывая в неправильном состоянии он "вредит" членам семьи ) или "слабый дух" ( кто-то из "хороших" предков, кто мог бы давать защиту или помощь, но слаб, т.к. его не вспоминают и не почитают); "поле"- источник информации для расстановщиков - "Campo spiritual" (исп.) или "земля предков"- пространство, где находятся души тех, кто жил когда-то; некоторые, спускаясь в этот мир могут давать информацию живым; "заместители"-люди, которые становятся "антенами" для принятия информации об энергиях, присутствующих в семейной или родовой системе - "медиум"- человек, который сам принимает информацию и умеет ее расшифровывать (медиум или африканский жрец берет на себя все, или имеет небольшое количество обученных помощников). "разрешающие фразы"- слова,которые говорят расстановщики и повторяют заместители в адрес проявившихся энергий, явлений, образов - "ритуальные фразы"-слова, с которыми медиум обращается к "Духам Предков" с той же самой целью-договориться и навести порядок. Мое представление о расстановках встряхнулось, разлетелось на куски и долго устанавливалось в новом порядке. Я прекратила делать расстановки в группе, присутствовать на таковых и перешла только на формат личных сессий, я стала понимать, чего могут стоить действия, совершенные в расстановках. Я стала воспринимать расстановки иначе. И на настоящий момент предполагаю, что источник идей Хеллингера, основоположника расстановочного движения именно в традициях работы с "духами предков", с которыми он мог быть хорошо знаком в период своего мессионерства в Африке. Я вижу огромную просветительскую роль расстановочного движения в нашей стране, в деле возвращения памяти нашего населения, возрождения традиций, приобщению людей к культурам своих родов, народов, возрождению ценности семьи. Эффективны расстановки и как метод терапевтического воздействия при психологических проблемах. Но есть и другая сторона расстановок. Многие люди воспринимают их как магию, панацею и, надо сказать, многие из работающих этим методом так их и позиционируют. Клиенты часто не понимают того, что специалист, берясь рассмотреть историю клиента об опасном заболевании, вовсе не обещает излечения от этого недуга. Профессиональные расстановщики предупреждают, что помогут понять причину, истоки, родовую историю, но не обещают излечения, так,например обучают работать в ИКСР. Но сказать по правде, клиенты все же часто надеются на чудо. Почему? Во-первых, расстановки и впрямь, «волшебные» по форме, т.е. рассказ про «морфическое поле» , в котором есть вся информация, так же «мифически» воспринимается как и рассказ о духах, населяющих этот и другие параллельные миры. И первые же ощущения в заместительстве, первая «угаданная» информация поражает человека «как?!» К расстановкам трудно быть равнодушным: одни люди расстановки отвергают, другие же проявляют сильнейший интерес и верят, и тогда у них возникает как минимум хороший эффект плацебо, как максимум - серьезные изменения в жизни. Во-вторых, многие расстановщики напускают мистику и допускают недоговоренность - не информируют о реальных возможностях метода, у клиентов появляется надежда, что им может выпасть шанс стать тем счастливчиком, который излечится в результате расстановки, что случится чудо. Добавлю, имидж расстановкам создает и достаточно высокая цена на эту услугу. Дорого, значит поможет! 1. Расстановки отлично «раскачивают» человека, помогают обратиться к опыту предков, многим удается наладить контакт с родовой памятью, с этим большим полем информации и энергии; развивают восприимчивость, учат улучшать контакт с телом и эмоциональным. 2. Расстановки часто эффективны, если проблема клиента связана с отношениями (с родителями, супругами, детьми, партнерами), детскими переживаниями, перенятыми чувствами от родителей-бабушек-дедушек-предков дальше, "родовыми проклятьями" (сильными негативными эмоциями, существующими в системе). Замечу, что и в расстановках, и на приемах афро-кубинского медиума или жреца многие приемы работы УДИВИТЕЛЬНО ОДИНАКОВЫЕ. С Духами Предков "разговаривают", как с людьми, приводят доводы, объясняют, выслушивают, что они попросят (известное: "мне жаль", "я думал,что так лучше", " могу ли я перестать нести за тебя это и жить своей жизнью" и т.п.). После этого состояние клиента улучшается, а потом улучшается и внешние условия жизни. 3. Расстановки, в которых выявлялись последствия магического, оккультного воздействия на клиентов или их родных, предков, неэффективны или малоэффективны. Такие расстановки я видела не раз даже на обучающих семинарах. Расстановки могут диагностировать эти явления, но я не знакома с устранением последствий этих событий в результате расстановок. Мое личное мнение: контрдействие должно быть адекватно воздействию, и это не сфера действия психологов, психотерапевтов, расстановщиков. Иногда расстановщики имитируют ритуалы в ходе работы, но такие "психодрама и театр" не помогут клиентам в данном случае. Вот тут часто ожидаемое и не совпадает с результатом. 4. Расстановки - явление, сделавшее доступным и широко распространенным традиционные, ранее тайные знания - истоки современных расстановок находятся в практиках шаманов, дервишей, жрецов разных религий. Расстановки возвращают людям семейную и родовую память, традиции, связь с предками, восстанавливая утраченные связи. 5. Опыт, получаемый людьми в расстановках очень разный. Как и в любой психологической практике, большая часть процесса зависит от психологического и духовного состояния конкретного специалиста и самого клиента. Ретравматизация клиентов и заместителей на расстановках действительно происходит, в случае некорректной работы ведущего. Без сомнения, метод расстановок развивается и уже дал начало мощному движению вспоминания родовых традиций в обществе, связал наше прошлое и настоящее, мир материального и духовного. Как известно, любое орудие человек может использовать по-разному. Очень хочется верить, что этим орудием будут правильно пользоваться люди, которые знают как и для чего они это делают. Ведь при помощи расстановок можно сделать хуже, никак или лучше. Я призываю расстановщиков "не возгордиться", интегрироваться с другими методами психотерапии и еще более внимательно обратиться к опыту народов, где подобные практики не были искорененными и забытыми. Информация открыта.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|