Ведь если посмотреть на все проблемы, которые возникают, как препятствия на пути во взрослой жизни человека, неважно в профессиональной сфере и в сфере построения личных отношений, коммуникации, все они от той когда то неувиденности, неуслышанности, задавленности или нечуткости взрослого, потому что представление о том "как должно быть", оказалось важнее того, чтобы заметить чувства, голос и нужды когда то маленького человека.
Или от возложенной на него роли, которая оказалась непомерной для детской психики - все время спасать взрослого, который не справляется со своей взрослой или семейной жизнью. И тогда свои нужды и чувства он вынужден отодвинуть куда подальше, потому что он переживает растерянность перед проблемами взрослого, а вырастая по привычке спасает других, но не может спасти самого себя. Привыкает отказываться от себя в пользу другого.
Или вот он говорит, что то для него важное, а родитель говорит ему, что это неважно, и так из раза в раз. И он усваивает, что он вообще неважен, и мысли которые у него рождаются и чувства все неважно, и потом это внутренне ощущение своей невжаности он несет с собой везде, в каком бы окружении не оказался, а даже если он решится что то сказать, то это уже должно быть так важно и взвешенно, что от внутреннего контроля, у него и внутренний коллапс может случиться, потому что придирки внутреннего критика очень сильны, поэтому чаще он предпочитает не высовываться.
И тогда нужно пробовать верить в то, что все его внутренние процессы важны по той простой причине, что он есть, т.е по факту своего появления и рождения на свет. Не слушать внутреннего критика и выращивать внутри поддерживающую часть, на которую можно опереться, и которая подобна внутрененму позитивному родительскому образу будет поощрять и замечать успехи, чаще чем промахи, хвалить, помогать присваивать их. Хотя бы иногда выбирать себя, там где всегда привык выбирать другого, пробовать тот опыт, которого раньше не было. Но, вначале эти внутренние процессы нужно заметить.
Вот еще то, что часто встречается в практике, сделал ребенок, что то что по мнению родителя нехорошо, и родитель ходит хмурый, рот в замочек и всем своим видом показывает, что он этим посутпком, ну очень расстроен. А ребенок, наблюдая такую подчас очень длительную реакцию думает, как же он мог так дорогого и близкого человека расстроить. Усваивает, живость, спонтанность - это нехорошо, нужно всегда сверять свои поступки с желаниями старшего, чтобы его не расстраивать, и вырастает в очень послушного и правильного взрослого, сверяется всегда с мнением других, надевает нужные маски и выдает нужные реакции, только его самого в этом всем мало. Он не всегда понимает, что за этим стоит огромное чувство вины по отношению к родителю, и ему потом приходится пробираться сквозь это чувство вины, очищаться от него, чтобы позволить себе большую свободу и инициативу.
Откуда рождается алекситимия - отсутствие контакта со своими чувствами, и переживаниями, которые являются достаточно важным ориентиром для человека в его жизни, вот от этого первичного игнорирования его чувств и потребностей, четкого усвоения, что они не важны (это правда не единственно возможная причина, здесь может иметь место и пережитый сильный стресс), тогда психика вынуждена сохраняться и вырабатываются вполне конкретные защиты - вытеснение и отрицание, отсюда частая соматизация, неуверенность, невозможность вербализовать и понять собственные состояния. Вместо этого уход в отреагирование, в действия, подчас носящие совершенно компульсивный и бессмысленный характер, и временно создающие ощущение облегчения. И тогда важно наращивать эту чувствительность, учиться называть то что ощущается, вместо привычного называния действия. Тогда появляется выбор, может быть впервые, как этим чувством распорядиться или как его предъявить. Ведь правда есть разница совершить действие, а потом недоумевать что это было? Или понимая собственное состояние выбирать, что из него сделать бы хотелось. Да, и дело не только в выборе действий, здесь и увеличение спектра переживаний и возвращение жизни воображения, и обогащение окрашенности эмоциональной жизни человека в целом. Как если бы его глаз раньше мог замечать только несколько оттенков, а впоследствии его взгляду стали доступны несколько десятков или сотен оттенков окружающего мира.
Автор статьи: Коваленко Раиса - психолог, гештальтерапевт