Братья и сестры. Как помочь научиться жить дружно.

   Все счастливые родители двух и более детей знают, какие непростые отношения складываются между братьями и сестрами. От любви до ненависти  один шаг! Это выражение точно описывает происходящее. Я помню, как в детстве мы плакали, расставаясь с братом на один день, и как не могли нарадоваться, когда снова встречались, но это не мешало нам жестоко драться и ссориться. Когда моя дочь приходит из садика и делит вафлю на три (а то и пять) частей, мое сердце ликует - какая добрая девочка, обо всех подумала, всем оставила, сложно поверить, что когда они начнут играть, она первая же начнет дразнить, обижать и угрожать. Дети испытывают по отношению к своим братьям одновременно и любовь, и ревность, и дружбу, и ненависть, и таким образом учатся  и познают глубинные основы человеческого общежития. Родительская задача заключается в том, чтобы научить их справляться с ревностью и злостью и показать прелесть родственных и дружественных связей.  
          
Мало кто не сталкивается с ябедничеством, мелкими и крупными пакостями, угрозами и драками. Каждая подобная выходка приводит в отчаяние родителей и заставляет сомневаться в искренности их дружбы. И это неудивительно - все мы понимаем, что ребенок, находясь под властью сильных эмоций, не сдерживаемый какими-либо логическими соображениями, может натворить бед. И агрессивность и жестокость собственных детей удручает – мечтали-то мы о совсем другом. Каждый ребенок, как и взрослый, мечтает чувствовать свою уникальность и особенность. И наличие других детей мешает этому. Ревность и страх того, что кто-то другой займет твое место в буквальном и переносном смысле. Негативные чувства к своим же братьям и сестрам - это неизбежность в детском возрасте. У кого-то меньше, у кого-то больше, но с этим приходится сталкиваться. И если мы хотим помочь им установить близкие и теплые отношения, нам придется вначале признать эти чувства и помочь найти приемлемый способ их  выражения. Пока мы не дадим им выход, позитивные эмоции не смогут проявиться в полную силу. 

 Выпустить пар

            Негативное раздражение, которое часто возникает между детьми, надо постараться как-то выразить. Словами, рисунком, движением.  Если вы видите, что ваши дети взбешены, расстроены, враждебно настроены, не стоит им напоминать о том, что они должны любить другого, и настаивать на этом. Лучше поговорить о том, что его вывело из равновесия. Не обязательно словом - можно нарисовать или показать. Попытайтесь понять, о чем говорит ваш ребенок, и не забывайте -  вам ведь тоже иногда хочется хлопнуть дверью или перебить посуду, так что вы вполне сможете понять его чувства!
Главное, что нужно передать ребенку - то, что ты чувствуешь, это нормально, и даже с такими чувствами я готов тебя принимать, главное, чему научить, - учить выражать свои эмоции, не унижая и не причиняя вреда другому. 

Не быть судьей

            Поскольку источником вражды является ревность, надо остерегаться отдавать предпочтение кому-либо из детей. И даже в мелких спорах не брать на себя роль судьи. Во-первых, вы всё равно не докопаетесь до правды, во-вторых, всегда останется обиженная вторая сторона, которая, как только вы уйдете, выплеснет все недовольство на своего оппонента, а на вас затаит обиду. Выслушайте по очереди каждого, без комментариев, дайте знать, что вы их поняли, если требуется - сошлитесь на правило. Должно получиться примерно так:"Я вижу как тебе хочется взять эту игрушку, но она чужая, чужие игрушки брать без спросу нельзя. Когда и если  хозяин захочет, он сможет с тобой поделиться". Можно сразу иже спросить у хозяина, когда онибудет готов поделиться.
 Главное, что нужно донести до ребенка - наши взаимоотношения регулируются правилами, созданными для нашей же безопасности, в данном случае для того, чтобы дети не дрались каждый раз, а нашли объективный критерий для решения конфликтов. 

Равенство vs уникальность

            Родитель нескольких детей может почувствовать себя канатоходцем, ведь он должен удерживать равновесие, отдавать поровну, а это непросто. Как сделать так, чтобы ни один не почувствовал себя обделенным, менее любимым? Попытки установить равенство обычно приводят к истощению сил у родителя, но не доставляют удовлетворения детям. Если ребенок пытается выяснить у вас,  кто сегодня съел больше конфет, чем он, подчеркните, что неважно, что было у другого ребенка - важно то, что хочет он сам... Проводите время наедине с каждым из детей, хотя бы по чуть-чуть, но так, чтобы он чувствовал  - сейчас только он занимает ваше внимание! Любое сравнение между братьями и сестрами тоже увеличивает напряжение. И в принципе, не важно в чью пользу вы сравниваете, и присутствует ли при этом второй ребенок.
Главное, что нужно дать почувствовать ребенку - ты единственный и уникальный, мое отношение к тебе не зависит от моих отношений с другими, и ты занимаешь особое место в моем сердце!

И все-таки мы вместе

            Иногда может показаться, что они ссорятся каждые пять минут. Но всё же есть островки времени, которое они проводят вместе спокойно. И это время тоже можно использовать для того, чтобы помочь им наладить теплые отношения. Подчеркивайте, как приятно, интересно и весело играть вместе. Отмечайте маленькие шажки, которые они делают в направлении друг к другу, будь то помощь, подарок или ласка. Напоминайте ребенку, что у него есть качества, которые привлекают и восхищают брата или сестру. Можно обсудить с ними, какие качества они ценят в другом. Представьте, как приятно услышать, что другим нравится, как ты рисуешь или поешь, или придумываешь новые интересные игры.
Организуйте пространство и время, когда семья может собраться и просто пообщаться, когда каждый может рассказать о том, что занимает его последнее время, о своих планах, об интересных происшествиях. В такие минуты есть возможность почувствовать тепло родственной поддержки, ощутить ценность семейных отношений, и понять, что несмотря ни на что нам хорошо вместе!

 



Просмотров: 429
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как понять, когда тебе можно иметь детей?
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Когда Внутренний ребенок может помочь. Алгоритм работы с Внутренним ребенком.
  • Когда учеба в радость, или что можно сделать уже сегодня, чтобы завтра дети сами захотели пойти в школу
  • Когда ребенок не может постоять за себя
  • Чтобы что-то понять, иногда надо принять, что не все можно понять
  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
  • Отрывок из моей книги "Чему нужно научить детей, чтобы они любили школу". Часть 2
  • Отрывок из моей книги "Чему нужно научить детей, чтобы они любили школу". Часть 1
  • Почему важно учить детей играть друг с другом!
  • Если ребенок не может постоять за себя.
  • Если ребенок не может себя заставить
  • Когда мы хотим изменений,мы смотрим вперед. А начать лучше с того, чтобы посмотреть в зеркало.
  • Когда учитель не может помочь или кому и зачем нужен нейропсихолог
  • Что я должна сделать, чтобы понять, кто я и никогда больше в этом не сомневаться?
  • Агрессивный ребенок: как может помочь родитель
  • Что надо сделать родителям, чтобы гарантировать себе ненависть своих детей?
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был счастлив, богат, успешен.
  • Если не сейчас, то когда? Психолог, будь готов!
  • Почему ваш мужчина может продолжать мастурбировать и смотреть порно, даже если у него уже есть Вы
  • Сибсы, как наладить отношения между братьями и сестрами?
  • Взрослые дети и родители. Отношения. Нужно ли жить вместе?
  • Когда можно бить детей?
  • Что с нами происходит когда мы пытаемся показать себя лучше, чем мы есть?
  • Как быть если отношения есть, а секса нет и даже не хочется?
  • Консультация психотерапевта. Когда может помочь?
  • Каждый может выделить 10 минут, чтобы позаботиться о себе
  • Свобода как она есть (для совсем взрослых, которые знают сколько им надо и когда достаточно).
  • А Вы тоже покупаете своему ребенку новые игрушки каждый день?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь