На краю пропасти.

Тему сегодняшней статьи я долго обходила стороной. Но событие, недавно произошедшее в нашем городе, когда девочка 14 лет выпрыгнула с 8 этажа, подтолкнуло и меня к разговору о детских и подростковых суицидах. Хотя тема эта не новая и много обсуждаемая во всех источниках СМИ.

Дети прыгают с крыш, режут вены, вешаются, пьют таблетки. Я не могу сказать, что в мои школьные годы не было таких случаев. Скорее наоборот.  Уже в мое время среди девочек 13-14 лет было модным наесться таблеток, чтобы показать родителям свое неприятие той или иной семейной ситуации. Выпив горсть таблеток перед школой или в школьном туалете, они начинали демонстративно умирать, школьная медсестра вызывала машину скорой помощи, промывала им желудок, их отвозили в детское психиатрическое отделение, там им капали системы, психиатр "вправлял мозги", инспектор детской комнаты проводил душеспасительные беседы. Родителей вызывали в школу на профилактику, отмечая  недопустимость того или иного поведения во взаимодействии с подростками. Это было волнующе и, как ни странно, модно. Вот я хочу отметить первый момент подобного поведения: мода, попытка быть в центре внимания, чтобы о тебе говорили. 

Сейчас многие подростки на консультациях со мной бросают фразу: "Я вскроюсь!", т.е. порежу себе вены. Мода сменилась с таблеток на вены, а мотивация осталась прежней:  протестовать и выделяться из толпы, стать особенным и запоминающимся. К тому же сейчас огромное количество сайтов, групп, форумов и т.п.,(- это еще один момент), где дети деляться своими способами "укрощения" взрослых и подбадривают друг друга в реализации попытки покончить собой: броситься под поезд, прыгнуть с моста  и т.д. Они обмениваются фотографиями и видео-роликами, на которых это все подробно отображено, обсуждение ведется детально. Опасность усугубляется еще и тем, что на форуме присутствуют люди, которые сами не собираются заниматься ничем подобным, а получают садистическое удовольствие от того, что склонили к такому опасному поведению достаточно внушаемого и одинокого ребенка. Причем, не надо забывать, что подростки еще остаются детьми, им страшно и, чтобы преодолеть этот страх, они начинают набирать себе напарников для завершения задуманного. Как правило, все это делается с такой очень большой заявкой о себе и это третий аспект в нашей теме. Очень многие фотографируют практически все моменты, пытаясь оставить таким образом последний след на земле, показать своим обидчикам силу своей боли, заставить их испытывать чувство вины.

Еще одной, основной, причиной подобного поведения выступают, конечно, родители. А именно: отсутствие внимания с их стороны, гипертребования, с которыми ребенку просто не справится, возможно, какая-то очень сложная ситуация внутри семьи. Все начинается в семье. Формы поведения, эмоциональные реакции формируются там, под влиянием близкого окружения. Поэтому, когда родители реагируют на ситуации в своей жизни, они должны помнить, что их реакции переживания автоматически перенимают их дети. Потом это переносится в школу. Если у ребенка в школе какие-то проблемы с одноклассниками, педагогами, то первопричину этого надо искать в семье: проблемный ребенок всегда имеет проблемы и в социуме, где он может подвергаться дополнительным провокациям и эмоциональным нагрузкам. Часто именно это оказывается для подростка невыносимым. Это может быть, к примеру, прессинг со стороны каких-то определенных сверстников, реже - педагогов. Троллинг, обидные высмеивания, откровенные пакости довершают избыточное давление на эмоцоинальную сферу, которое завершается единственным приемлемым выходом из этого круга - уходом из жизни. Спровоцировать нездоровую реакцию  способны и безответная любовь, и ожидание беспросветного будущего, т.е. целый круг проблем, наслаивающихся одна н а другую, как снежный ком.

На какие формы поведения подростка, решившегося на суицид, следует обращать внимание взрослым, прежде всего родителям, и неравнодушным в первую очередь?

 Перед совершением поступка ребенок обязательно какое-то время принимает окончательное решение и просто ходит. Ходит по подъезду, присматривая нужное окно, по двору, оценивая состояние крыш, около аптечки или ванны в квартире, т.е недалеко от того места, где он решил покончить с собой. Появляется такой элемент бродяжничества как бы, возможно он ищет еще и напарника для себя.  Надо понимать, что ребенок не должен надолго оставаться с самим собой, со своими мыслями. Взрослому необходимо быть внимательным и всегда первым идти с ним на диалог.

Как профилактика: у подростка не должно быть много свободного времени. Занять время необходимо не только учебой, интернетом и играми, у него должно быть интересное занятие, которое будет приносить ему радость. Интересы ребенка необходимо развивать с самого раннего возраста и поддерживать их на протяжении всего периода взросления. Ребенок должен быть все время в общении с родителями, авторитетными взрослыми, на секциях. и проч. Все эти статусы и посты об одиночестве, боли и неопнимании, обычно простое  отсутствие элементарного внимания и интересов в жизни ребенка. Похороны - это способ привлечь к себе внимание и как бы посмотреть на реакцию близких людей со  стороны.

Следующий момент - это интернет. Понятно, что сейчас трудно представить себе жизнь без него. Он прочно вошел в наши будни и попытки лишить его,  как-то ограничить, часто заканчиваются полным фиаско родителей. И все же не стоит игнорировать какие сайты посещает ваш ребенок, в какие группы он вступает, сколько времени в течении дня он проводит за компьютером. Все-таки, разумный контроль и определенная настороженность со стороны родителей должна быть. 

 Всегда стоит обращать внимание на поведение ребенка. Когда у ребенка возникают какие-то эмоциональные проблемы всегда меняется его привычное поведение. Он вдруг по каким-то причинам не хочет ходить в школу, в кружок; может  меняться его пищевое поведение: он либо много, либо мало кушает; могут начаться проблемы со сном: много спит или не может подолгу заснуть, часто просыпается по ночам, а утром чувствует себя разбитым. То, что было раньше меняется. Могут появиться какие-то новые требования в одежде: не хочет одевать какую-то куртку, сапоги, которые нравятся родителям, а ему по какой-то непонятной причине - нет. Такие капризы на пустом месте не возникают. Особенно должны насторожить просьбы о том, чтобы ребенка перевели в другую школу или в другой класс. Такие ситуации просто так не возникают, ребенок не всегда может внятно объяснить вам почему, но ему реально очень тяжело выносить какие-то эмоциональные перегрузки, которым он подвергается в нежелаемом коллективе. 

Подростковому возрасту ситуативно свойственны, так называемые, антивитальные переживания: "жизнь бессмысленна", "какой смысл есть в моем существовании", "я никому не нужен, без меня всем будет лучше и проще", "моя жизнь - сплошная проблема", "я лишний в этом мире" и т.п. Когда такое настроение "против жизни" затягивается, эти мысли захватывают ребенка, происходит поиск как, каким образом можно прекратить свои переживания, способ ухода из жизни. Конечно, подросток обращается к интернету, а там на сайтах патопсихические личности уже поджидают таких детей. Они цепляют его стандартными приемами, умело обрабатывают, подсказывают способ для начала, как примерный, а потом берут обещание, что ребенок не просто уйдет из жизни, но и еще пришлет на сайт свои самые "кровавые" фотографии. Таким образом, подросток становится заложником своего слова. Он и рад бы уже пойти на попятную, но..  уже пообещал, к тому же "друзья" из сообщества ждут и готовы разразиться "классами" в его адрес. Умелыми руками подросток втянут в игру с жизнью, он хочет, чтобы о нем стали говорить, он обязан доказать себе и другим, что не трус, готов держать свое слово, идти до конца и т.д.

В момент принятия решения эмоциональная лабильность повышается, может появляться плаксивость или агрессивность, или то и другое. Если ребенок не может или не готов поделиться переживаниями, а вы, как родитель  видите, что он находится в какой-то тяжелой для него ситуации, необходимо постараться как можно меньше оставлять его одного, находится всегда с ним рядом. Вплоть до того, что один из родителей должен взять отпуск на работе и проводить с ним больше времени, чтобы не пропустить ту ситуацию, когда подросток будет готов открыть свои переживания и проблемы. Таким своим поведением родители дают ему необходимую опору и уверенность, которую он по какой-то причине, (допустим, жестокого обращения сверстников, (а дети в подростковом возрасте бывают крайне жестоки друг к другу), несчастной любви, истерзавшей его маленькое сердце), утратил. 

Когда ситуация пониженного антивитального настроения сохраняется длительное время, можно уехать с ребенком, чтобы просто сменить привычную для него обстановку, поменять картинку мира перед глазами, переключить его с внутренних негативных переживаний на внешние яркие впечатления. К тому же совместное путешествие помогает эмоциональному сближению ребенка с родителями и формирует дополнительную почву для установления дружеского и доверительного общения. Пожалуй, это самый важный аспект, который помогает удержать ребенка на краю пропасти от шага в никуда. 

На мой взгляд, оставаться другом своему подросшему ребенку, интересоваться его желаниями, быть в курсе его увлечений, поддерживать отношения с его друзьями, уметь снизить свои личные амбиции и ожидания от ребенка, а исходить из его интересов и косвенно влиять на систему ценностей и жизненные цели - главный рецепт для родителей в профилактике подростковых суицидов. Все можно пережить и исправить, кроме смерти. 

 На краю пропасти

Все мои публикации здесь.https://www.psyoffice.ru/articles/sipkovasp/



Просмотров: 370
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • Когда "отпускать" ребенка или как не сделать из него "мамсика".
  • "Мой 2-х летний ребенок меня бьет". Из цикла "Агрессия ребенка"
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • Что делать, если поведение ребенка "ни в какие рамки", а наказание не работает?
  • Проблемы молодой семьи после рождения ребенка или "Он+Она=Ребенок"
  • "Я ошибка!", или "Меня не должно было быть!"
  • Отрывок из книги Ольги Кавер "Хочу ребенка: как быть, когда малыш не торопится?"
  • "Я хочу чтобы меня любили" или "когда я смотрю на небо"
  • Когда женщина "звучит", она не может быть в одиночестве
  • "Время плакать - сейчас" или "Когда попадают в травму"...
  • Сделайте мне ребенка таким, как я хочу или "неудобные" дети
  • Когда живешь "не своей жизнью" - можно ли быть счастливой?
  • Всегда говорю "да" другим и "нет" себе, или, о личных границах.
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • Может ли страдание быть "нормальным" и "патологическим"?
  • "Ловушки" любви: "Ты должен/должна быть хорошим/хорошей"
  • Когда мужчина просто "лечится" о Вас - вы чувствуете себя "помойной ямой"
  • Родители и дети. Где "взрослый"? Где "ребенок"?
  • "Хочу, чтобы ребенок меня слышал"- что и как говорить?
  • Урок жизни № 1: "Завтра может и не быть..."
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • Когда вы перестанете быть "удобной" для многих вы сразу станете "стервой"
  • Лояльность ребенка родителям, как "измена себе"
  • "Волшебная кнопка" у ребенка: как говорить, чтобы слышал?
  • Ребенок - "кумир семьи". или Когда взрослеют дети?
  • Статусному мужчине нужна аналогичная леди. Какой она должна быть? "Руби сук по себе"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь