Инфо: Три Стадии Терапевтических Перемен

Автор статьи: Макс Ильин

В продолжение темы о "глубине терапии" - изложу также современный взгляд на то, как происходит прогресс изменений "сверху-вниз", условно. Разделяет этот подход, в частности, Адриан Уэллс, автор мета-когнитивной терапии; впрочем, не только он, и вообще модель просто-напросто логичная и последовательная - так что нелишним будет её знать и клиенту, прежде чем вовлекаться в различные терапевтические процедуры.

А. Изменение Установок (Attitude Change).

Многие клиенты - уже имеющие опыт и не столь "наивные", часто и приходят на консультацию с запросом "Помогите изменить отношение к...". Впрочем, это можно связать со спецификой моего направления и предварительным отсевом публики, которой нужно нечто иное, но тем не менее.

Установки - имеются в виду оценочные и описательные взгляды в отношении чего-либо, скажем, можно менять отношение к поведению, к каким-то событиям и т.п. И, зачастую - именно это и является самым эффективным и достаточным; поменяв свои установки, личность может заняться дальнейшими изменениями самостоятельно и вполне успешно. О чём свидетельствуют исследования авторов Мотивационного Интервью (Миллер, Рольник), да и сама направленность этого метода - помочь клиенту разобраться со своими отношениями да мотивами.

В когнитивной терапии - это также является основной задачей; ведь указанные установки - не что иное, как производные-функции верований, убеждений личности. И менять эти отношения мы можем, только работая с уровнем этих когнитивных структур.

В любом случае - изменение установок является первоочерёдной и иногда основной задачей в консультировании. Делается это, в основном, классическими вербальными техниками: образование, интерпретация, оспаривание, исследование и т.п. 

Как понятно - на этом этапе мы работаем только с той информацией, которая может быть выражена и изучена в словах; т.е. декларативное знание, "нарратив" пресловутый. Кроме этого, когнитивные схемы содержат в себе и другой тип знания - процедурный, "скрытый"; то, на что часто ссылаются как на "бессознательное" - эти знания не рефлексируются и вербально не выражаются... Но, тем не менее - они есть, и их тоже можно менять. Как - далее.

UPD.: указанные отношенческие установки - могут быть рассмотрены как "Ориентировочные Модули" личности, если обращаться к пониманию предмета психологии П.Я. Гальпериным.
Согласно его концепции, основная функция психики - это ориентировка поведения субъекта в проблемных ситуациях окружающей среды на основе внутреннего (психического, ментального, когнитивного и т.п.) образа, обобщённой модели, "карты". Предметом психологии Пётр Яковлевич, соответственно, считал формирование, структуру (строение) и динамику этой ориентировочной деятельности; все прочие аспекты "высшей нервной деятельности" психологию интересовать не должны.
Общепринятая в социальной психологии "триада" устройства установки - позволяет подтвердить такую концепцию:
А - Affective: чувства по отношению к предмету, "эмоциональное отношение", по В.Н. Мясищеву. Чувства, и вообще эмоциональные переживания - служат отражением в сознании отношения между событием, предметом восприятия и текущими потребностями субъекта, субъективной значимости, личностного смысла.
B - Behavioral: поведенческий компонент установки - это намерения и тенденции; процессы и операции в отношении предмета.
С - Cognitive: собственно тот самый фундаментальный компонент - верования/убеждения, т.е. знания о предмете, оцениваемые как достоверные или истинные. Эти когнитивные формирования - и составляют содержание психических образов и моделей, "скрыты" в их форме, структуре.

Б. Модификация Поведения (Behavior Modification).

Только после того, как установки изменены - мы можем переходить к изменению поведения; т.е. прекращению действий, поддерживающих "старое мировоззрение" - и развитию тех, что гармонируют с "новым", рациональным и функциональным.

Поведение имеется в виду в широком плане - это не только "явные" двигательные взаимодействия со средой и/или "язык тела"; также это внутренние психологические действия - процессы мышления, представлений и т.п.

Вполне понятно - что эти процессы в определённом смысле управляются нашими установками и верованиями; так что для изменения поведения необходимо (но само по себе недостаточно) изменить прежде всего именно их. Как об этом ведут речь социальные психологи Фишбейн и Айзен, в своей Теории Планируемого Действия (Theory Of Reasoned Action) и её поздних вариациях.

Но, кроме того, что просто поменять отношение - новые действия необходимо определить, спланировать и связать с ценностями (т.е. мотивировать, собственно, на их исполнение). 

В данной стадии - эффективно "море" различных поведенческих техник, как открытого (Ролевые игры/психодрама, моделирование, поведенческие эксперименты), так и "скрытого" плана (визуализации, работа с образами и воображением и т.п.); понятно, что продуктивнее всего использовать их в комбинации (как, например, ультра-популярный в гештальт-терапии "Горячий Стул").

В. Смена Переживаний (Experiential Shift).

Возвращаясь к когнитивным схемам - упомянутые процедурные алгоритмы, "навыки", изменяются исключительно через практический опыт, новые действия и влекомые ими новые переживания. 

Многие отмечают момент - что новые установки и новое поведение поначалу переживается как "неестественное", "синтетическое" и "странное". Это - следствие того, что старые схемы ещё не перестроились, на это нужно время и сфокусированная практика. Тем не менее - именно через целенаправленную и продолжительную деятельность в соответствии с новыми пониманиям, былые "синтетические" убеждения и поведенческие стратегии становятся "органическими", т.е. спонтанными, естественными и не требующими лишних усилий и даже осознания.

И именно обретение этих новых "бессознательных программ", сенсо-моторных алгоритмов - обеспечивает качественное изменение переживаний; проблемные переживания "поглощаются" (ассимилируются) и интегрируются личностью, и больше не приводят к расстройству. Это именно то, что, например, Юджин Гендлин (автор методики фокусирования - а вообще знатный философ и психолог) именовал "ощущаемый сдвиг" (felt shift) - переживаемый телесно "инсайт"... Но не только, просто как один из вариантов данной категории изменений.

* * *

В заметке были рассмотрены три основных типа терапевтических задач, стоящих перед специалистом и клиентом - а именно: А) Изменить убеждения и установки Б) Поменять поведенческие стратегии (и, желательно, "когнитивный стиль") В) Достичь переживаемого сдвига - развить новые "бессознательные" алгоритмы обработки информации и совершения действий. 

Это достаточно "конгруэнтно" с ранее мной изложенной моделью того, что все типы ядерных механизмов психологических расстройств и проблем можно свести к трём:

Конфликт = Проблемные установки (т.н. "когнитивный диссонанс") и иррациональные верования

Балласт = Старые режимы и стратегии поведения, больше не исполняющие адаптивной полезной функции

Дефицит Ресурсов = т.е. Отсутствие необходимых процедурных алгоритмов, планов и программ, управляющих теми или иными переживаниями, поведением и т.п.

* * *

UPD.: немного здесь же отмечу по частым СВО (Сомнения-Возражения-Отговорки), связанным с практикой краткосрочной (brief) или "одно-разовой" (single-session) терапии/консультации.

А) За такой маленький промежуток времени невозможно сделать с клиентом что-либо стоящее. Здесь не особенно очевидна, но проглядывает установка "Мастер-Механик" относительно терапии; т.е. клиент - это такой "робот", в котором что-то переломалось, а сам он себя починить "не умеет".Многим на поверхности вроде бы "понятно", что это и явно не соответствует реальности, и просто-напросто показывает отсутствие уважения к личности (а личность - это прежде всего воля и автономность).

Как показали исследования уже упомянутых авторов Миллера и Рольника - от продолжительности терапии её продуктивность прямо не зависит (т.е. корреляции такой значимой не выявлено). Это не значит, что такой связи нет вообще (например, в других клинических исследованиях - она иногда наблюдается); просто зависимости не такие однозначные и простые, как в утверждении "Год терапии лучше, чем месяц". Скорее всего, здесь имеет место некий "оптимум", специфичный для каждого класса проблем; и распространить верные для фобии, например, заключения на терапию расстройств личности без достаточных на то оснований не выйдет.

Конечно, стоит делать заметку, что они работали в основном с аддикциями и зависимостями - но с другой стороны, это одна из самых сложных проблем, с которыми сталкиваемся в практике (т.е. здесь можно умеренно применить принцип "Справимся с катастрофой - уладим и всё, что попроще").

В КПТ, да и в других многих подходах - уже общепринято, что довольно значимая, и откровенно говоря, даже основная часть работы проводится клиентом самостоятельно; и также - основная часть конструктивных изменений достигается "вне кабинета" (т.е. опять же клиентом в своей "обычной" жизни).

В какой именно пропорции - сказать нельзя точно, т.к. это в таком ключе не исследовалось; но думаю, удобно представлять себе это соотношение так:

- "В кабинете" (Работа на сеансе): 30%

- "Вне кабинета" (Самостоятельная работа): 70%

Т.е. в любом случае - "максимум" того, что можно сделать вместе на встрече, не является достаточным. Однако - он может являться критическим; для этого необходимо сделать всё, что потребуется, для того чтобы ваши действия "в кабинете" были теми самыми "незаменимыми поведениями" (vital behaviors), о которых пишут Д. Гренни, К. Паттерсон и другие (например, в последнем издании "Influencer: The New Science Of Leading Change"). 

Иначе говоря - в указанные условные 30% следует включать то, что ничем заменить вне совместной работы нельзя. Что туда может относиться - вопрос для отдельной публикации.

Б) Некоторые специалисты обеспокоены иным - модель "единичных встреч" вызывает тревогу тем, что как бы сложно в таком режиме зарабатывать себе на жизнь. 

С одной стороны - в этом есть нечто достоверное; скажем, наличие 5-10 "постоянных клиентов" даёт некоторую уверенность, чувство обеспеченности насчёт будущего. Когда же такой "регулярной аудитории" у специалиста нет - это может вызывать соответствующее волнение.

Впрочем, здесь стоит учесть следующее:

- Большая часть не-клинических проблем (как-то - стресс, прокрастинация, семейные и иные взаимоотношения и т.п.) не требуют длительной и продолжительной терапии, в принципе. Да и если ещё более "нудить" - это вообще не терапия, это консультирование психически здоровых людей в затруднительных обстоятельствах.
- Серьёзная часть публики - рассматривает поход к психологу аналогично походу к врачу. Т.е. если ничего не болит и не "сломалось" - то смысла тратить время нет. Хотя много специалистов до сих пор пытаются "бороться" с такой сложившейся установкой - похоже, она никуда в ближайшем времени не денется, ибо здравые основания у неё есть.
- Чаще всего - краткосрочные формы в той или иной степени являются "кризис-менеджментом"; т.е. это как раз тот самый случай - острой и сложной проблемной ситуации, где от специалиста ожидается незамедлительная, сфокусированная и интенсивная помощь "здесь-и-сейчас". Само собой, такой формат не разрешит все проблемы клиента (а 5 лет психоналаза разрешат обязательно); но ведь этого никто и не требует - надо всего лишь сделать всё необходимое и достаточное, качественно и оперативно.
- На данном этапе истории - и публика, и основная часть практиков разделяет взгляд, что неплохая терапия должна демонстрировать заметные эффекты в определённом промежутке времени. Т.е. именно успешная и результативная краткосрочная работа - является лучшим способом создать себе репутацию эксперта и профессионала в своём деле; плюс, как уже описывал - это и лучший способ "купить клиента" (т.е. мотивировать к дальнейшей совместной работе), создав вместе с ним необходимые решения и достигнув желанных результатов.

Таким образом, хочу обратить внимание на этот "парадокс" - по "иронии судьбы", наилучшим способом привлечь человека на более продолжительные формы консультирования является продуктивная и высоко-качественная краткосрочная работа. 

Ну и плюс такой аргумент, что для чего специалисту эти "5-10 постоянных покупателей" - если у него каждый месяц по 30 новых в очереди (и всех желающих обслужить всё равно невозможно)? 



Просмотров: 308
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • Термины психологии. Часть 2. "Фрустрация", "мания", "истеричка".
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • "Штопор", "бочка" и "мертвая петля": осторожно, негативные состояния
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • От "больничной койки" и "луна-парка" до "теннисного корта"
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • Немного Общего о Психотерапии, "Новые" Корни Психических Проблем и "Личные Повестки"
  • "Все мужчины хотят только секса" или "Мне просто нечего им больше предложить"
  • "Воспитание детей. О связи "ленивой" ментальности и родительского "надо"!
  • О "сильных" и "слабых" или о том, как общаться с "сильным мужчиной"?
  • "ОН", "Persona", "Саgа" или Как выпускники профессии сМАКовали
  • "Здесь и сейчас" - состояние, в котором "живут" наши сила и спокойствие.
  • "Здесь и сейчас" - состояние, в котором "живут" наши сила и спокойствие.
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • Сколько стоит психолог (или как можно за "поболтать" такие деньги "отваливать")?
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • "Суть всех споров или "Мясные люди" vs "Шизотерики"
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • "Я ТЕБЯ ЛЮБЛЮ..." - "КТО ЗДЕСЬ?" Лингвистическая модель любви.
  • Когда мужчина просто "лечится" о Вас - вы чувствуете себя "помойной ямой"
  • "Сколько раз тебе повторять" или "как мне повезло, что ты такой сообразительный"
  • Почему при любом самостоятельном шаге "в плюс", вас сначала унесёт в "минус"?
  • Часть 2. "Ходячие гробики": почему вредно говорить детям "нельзя злиться"
  • "Мы были бы отличной парой, если бы не ТЫ" или "Почему моя жена стала Ведьмой"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь