Продолжение статьи. Начало здесь, здесь, здесь и здесь.
Миф №15: Эриксоновский гипноз - лучше/эффективнее/бережнее/пр., чем классический.
VS.
Развеивание: Как не существует реального разделения магии на черную и белую, так и не существует "плохого" и "хорошего" гипноза. Он - един. Есть только различные подходы к его наведению. А спор это древний, как тестостерон. Из древних, кто сразу приходит на ум, вспоминается, что еще Платон с Аристотелем спорили - "у кого больше".
Миф №16: К лечению гипнозом нет противопоказаний.
Развеивание: Как и у любого эффективно действующего медицинского средства, у гипноза есть противопоказания. Поэтому гипноз должен применяться в лечебных целях только специалистом - врачом или медицинским психологом.
Миф №17: Нужно только надеяться и ждать. Чтобы были изменения, на меня наведут гипноз и все сделают за меня.
Развеивание: Нередко неправильное понимание зон ответственности настраивает клиентов на пассивную позицию в процессе. На самом деле, человек, конечно, передает всю ответственность за технологию специалисту. Но гипнотизируемого тоже ложится часть ответственности. Она в том, чтобы максимально расслабиться, довериться, не контролировать то, что делает терапевт, сконцентрировать все свое внимание и в гипнозе все делать самому, четко следуя за голосом гипнотерапевта. И это большая работа. И только при таком соотношении взаимной ответственности клиента и терапевта возможен успех гипнотерапии.
P.S. Короче, гипноз - абсолютно реальный метод психотерапии со своими плюсами и минусами. А в чем же тогда чудесность этого метода, воспеваемая поэтами и много веков кряду вызывающая суеверный страх и пиетет в простом люде и знати, в художниках и ученых? Ускользну от прямого ответа и расскажу свою фантазию об этом. Фантазию, что гипнотерапевт – это ниндзя, который тихо пробирается в покрытый ночной тьмой замок, изящно обходя караульные посты Сознания. Он очень осторожно, бесшумно ступая, пробирается в тайную комнату замка. Он пробирается туда, чтобы сказать Бессознательному правильные слова. Бессознательное, мощное и безответственное, находится в темной комнате без окон и не может знать, что в замке давно уже есть много серьезных проблем. Проблем от поведения Бессознательного в его комнате или от действий караульных. И эти правильные слова, произнесенные ниндзя, меняют ситуацию в темной комнате. И неизбежно меняют весь замок. Внешне это выглядит вполне нормативно. То есть без салюта и оркестра со слонами, и нашествия чертей с инопланетянами. Но истинные чудеса, сразу или спустя время, начинают происходить с самим замком и его окружением.