Вдумайтесь, пожалуйста, во фразу “у него есть недостатки”. Как же они есть, если это что-то, чего нет? Это даже лингвистически заметно. Если не считать недостатком отсутствие каких-то навыков и знаний, которые можно приобрести обучением, то имеется только лишнее.
Например, вы ленитесь что-то сделать. Значит, вам это просто неинтересно и не нужно, вот организм и защищается от траты сил и времени на не свое дело. Оно в данном случае лишнее.
Или вы гневаетесь с полтычка без всякого, казалось бы, повода. Конечно, ведь у вас там столько уже всего накопилось, что любой пустяк становится последней каплей, и вы реагируете адекватно не этой капле, а всему лопающемуся терпению. Лишним тут оказывается сдерживание и, опять-таки, занятия чем-то таким, что вас бесит.
Или вот такой еще был случай: один крановщик взял да и зачитал во время попойки Бродского наизусть, за что и был бит товарищами, мол, вшивый ты интеллигент. Разве ж это недостаток? Это тоже лишнее, только надо решить, что именно: попойка, коллектив или интеллигентность.
Бывает и так еще: вам кажется, что вы молодец, нравитесь себе, все у вас с собой в порядке. Да и другие довольны, а то и восхищены. Но вот вы влюбляетесь, следуя зову феромонов, и их источник заявляет вам, что все эти ваши достоинства на самом деле - досадное недоразумение и сплошные недостатки. Оратор слишком болтлив, программер, напротив, слишком в себе, актер много выпендривается, а препод поучает всех подряд.
Стало быть, лишнее в данном случае - это источник феромонов, не подходит он вам, как личность, только тельце годится. Или это вам кажется, что у человека не хватает тактичности или, наоборот, прямоты. Так ведь это ж вам не хватает, у вас, стало быть, недостаток. Вообразили себе, как “должно быть”, а сами идете на компромиссы и ожидаете соответствия реальности своим ожиданиям вместо того, чтобы увидеть человека, как есть, и оставить в покое, если не ваше это.
Но чаще всего “недостатки” нам навешаны воспитывающей братией, состоящей из родителей, учителей и прочих тренеров, которым либо в свою очередь чего-то не хватает относительно собственных представлений об изобилии души, либо их работа состоит в том, чтобы всех сделать одинаковыми.
Тогда нам навязываются чувства неполноценности и вины, источник которых не осознается или забывается со временем, а мы вырастаем и живем такие все недостаточные, скромные и самокритичные напоказ или, наоборот, с косметически подрисованными достоинствами. Это теснит и душит, мы боимся себя узнать, боимся пробовать что-то, боимся быть собой. Ведь мы не настолько хороши. Не готовы пока. У нас ведь недостатки, понимаешь. Так и живем, ждем чего-то в лучшем случае, а обычно ничего и не ждем. Кроме, конечно, rigor mortis, как писал великий Эрик Берн.
Вот вам техника, дорогие люди.
Выпишите свои “недостатки” в столбик. Поймите, что на самом деле какая-то часть вас пытается таким образом о вас позаботиться, просто неумело и коряво. Например, “стесняюсь” = “берегусь насмешек”, “ленюсь” = “занимаюсь не своим делом”, “бухаю” = “прячусь от жизни” или “выпускаю своего внутреннего зверя погулять”. Перепишите все именно таким образом, по-новому.
И поживите с этим некоторое время. Очень скоро станет ясно, что, если проработать страх насмешек, то уйдет стеснение. Заняться интересным делом - энтузиазм понесет вас волной к успеху. Узнать настоящее устройство жизни и успокоить внутреннего зверя, выпустив все обиды и запреты в компании психотерапевта, - и бухать уже не надо. Обращайтесь, пожалуйста, и мы поставим все с головы на ноги вместе.
А если чего и вправду не достает, что хочется в себе воспитать, так только лапку протяни, как пела Черепаха Тортилла. Возьми да научись, раз интересно, делов-то! )