.
Однажды я прочитал такие строчки: «….Мне плохо... Очень рано утром я проснулась с ощущением радости и наполненности Светом… Хотелось петь и смеяться. Потом я опять уснула и... Между сном и полуявью, когда невозможно двинуться... сатанинский смех, кружащееся маленькое существо у постели. А на мне, поверх одеяла, как кошка, что-то лежит... Мною овладел ужас… Я еле скинула это Нечто... Такое уже бывало... Встала я разбитая ...».
Первое, что подумалось мне тогда, - это как-то связано с галлюцинациями.
Второе, я понял, что речь идёт … о моей собственной проблеме.
Дело в том, что практически всю свою взрослую жизнь я время от времени испытывал эти состояния – состояния ужаса, когда, просыпаясь или засыпая, ощущал это самое сатанинское присутствие рядом кого-то или чего-то незримого, но абсолютно реального. Выбрав момент Оно наваливалось на меня неимоверной тяжестью, а я ничего не мог с этим поделать, так как в такие моменты не в силах шевельнуть ни рукой, ни ногой, ни пальцем, не в состоянии ни заговорить, ни закричать...
Долгое время, начавшись еще в юности, это угнетало и пугало меня, мешало жить, отравляя жизнь ужасом. Сон мой стал временами настолько чутким, что я просыпался от малейшего шороха, лёгкого скрипа, почти неслышного стука за стенкой в соседней квартире или постороннего шума на улице. Если я лежал на кровати лицом к стенке, то после того, как ветерок захлопывал форточку, я сразу же открывал глаза и резко оборачивался, пытаясь разглядеть в темноте некую сущность или её тень. Потом снова долго засыпал в полумраке комнаты, напряжённо прислушиваясь к тишине, всячески готовясь к тому, что сейчас на меня снова может навалиться Некто из небытия. Разумеется, мой случай не был критическим, потому что иногда проходило несколько месяцев, прежде чем случался очередной приход мистического фантома, которого нельзя было потрогать, но который я реально ощущал.
Время притупляет эмоции, поэтому ужас, испытанный наяву, рано или поздно превращался в обыкновенный страх, а страх легко подавлялся усталостью, которая накапливалась за долгий рабочий день, - словом, я успокаивался. Тем более, что у меня нет патологий, я психически уравновешенный человек и я не отношу себя к религиозным людям, изначально веря науке, а не субъективным мистическим переживаниям.
Анализируя причину своего ужаса, я очень долгое время считал, что все мои страхи родом из детства. Ещё раз особо подчеркну, что ужас, который я испытывал, имел место во сне, когда неведомая сущность придавливала меня к кровати так, что я даже кричать не мог. Наяву же он проявлялся сразу после пробуждения, когда я физически ощущал, как испытанный во сне ужас никуда не исчез, что он ещё здесь, что он беззвучен, но продолжает витать в ночном полумраке.
Почему я думал, что мои страхи из детства, я объяснял следующим.
Моя замечательная бабушка (да будет ей земля пухом!) был женщиной доброй, заботливой, но набожной и тёмной. Её видение и толкование мира всегда состояло из двух ипостасей – Бога и Дьявола с его слугами, а деревенский дом всегда был полон мрачных вещей типа рассказов о нечистом духе и бесах, которые бояться только одного – Бога, молитвы, икон, горящих лампадок и святой воды.
Вся эта церковная – религиозная атрибутика в доме бабушки была, но мой детский ум впитывал больше страхи, а не средства противодействия ему в виде ликов святых и слов молитвы.
А ещё были постоянные разговоры о соседке – колдунье, которая способна наводить порчу, и о домовом, который временами может стать видимым. Если такое у кого-то случится, всегда нужно, как учила бабушка, спросить у домового «К добру или к худу?», и тогда он, перед тем, как исчезнуть, обязательно назовет причину своего появления, трижды сказав «К добру!» или столько же раз - «К худу!».
Один из рассказов бабушки, которая поведала его своей, зашедшей в гости подруге – такой же набожной и тёмной, навсегда остался в моей памяти.
Было мне тогда лет пять или чуть больше. Я сидел на полу и играл в детские кубики. Бабушкин рассказ звучал, как сказка. Только эта сказка была былью!
Повествование было незамысловатым, но для меня, малыша, бесконечно страшным своей правдивой реальностью, потому что бабушка рассказывала подруге не про кого-то, а про себя, про свои чувства, про минувшую ночь; делала она это эмоционально, с выражением и совершенно не обращала на меня никакого внимания! Это не могло быть тогда для меня сказкой, неправдой или просто выдумкой!
- Я лежала головой к двери! Волосы перед сном платком не забрала, они у меня ночью по всей подушке и раскинулись. И вот он в раскрытую дверь позади меня входит, а я его в темноте не вижу, только чувствую. Остановился он у меня в изголовье, дышит тяжело, молчит, а я шевельнуться боюсь, да и не могу – оцепенела вся. Тогда он вдруг берёт меня за волосы двумя руками и тянет на себя, тянет, а я даже крикнуть не могу – меня всю ужас сковал…
До сих пор я отчётливо помню бабушкины нотки в голосе, - в них звучали тревога, беспомощность и обречённость!
Вот с этим рассказом бабушки, а также с собственными ночными и уже взрослыми страхами сплелись в моём сознании упомянутые выше строчки: «…Мне плохо... Очень рано утром я проснулась с ощущением радости и наполненности Светом… Хотелось петь и смеяться. Потом я опять уснула и... Между сном и полуявью, когда невозможно двинуться... сатанинский смех, кружащееся маленькое существо у постели. А на мне, поверх одеяла, как кошка, что-то лежит... Мною овладел ужас… Я еле скинула это Нечто... Такое уже бывало... Встала я разбитая ... »
Я решил рассказать сегодня об этом здесь, потому что совсем недавно на меня снизошла удача – я получил объяснение того, что происходило со мной и с моей покойной бабушкой!
Получил я это объяснение неожиданно, как дар свыше!
Оно стало бесценной наградой мне за моё любопытство и привычку совать своей нос по возможности в очень разные книги.
Такой книгой в этот раз стала книга Митио Каку «Будущее разума».
Речь в ней идёт о близком и не очень близком будущем цивилизации, в котором будут сосуществовать мозг и активно развивающиеся ныне информационные технологии, с помощью которых уже сегодня учёные читают мысли или, например, помогают парализованным людям ходить и даже венчаться в церкви, стоя под венцом.
В огромном массиве всевозможных примеров того, как это уже происходит, я натолкнулся в книге на словосочетание «сонный паралич».
Далее в Викепедии я отыскал следующее.
« Со́нный парали́ч (сонный сту́пор) – это состояние, когда паралич мышц наступает до засыпания, или же пробуждение происходит до его спада. Это переходное состояние между бодрствованием и сном, характеризующееся мышечной атонией (мышечная слабость). Оно часто сопровождается жуткими и необычно сильными галлюцинациями (например, злоумышленником в помещении), на которые человек не способен реагировать из-за паралича и физических переживаний...
Название сонный паралич (как и сонный ступор) отсутствует в Международном классификаторе болезней МКБ-10 и не упоминается в российской справочной литературе, однако встречается в некоторых западных изданиях.
Физиологически состояние близко к естественному параличу, который наступает во время фазы быстрого сна. Биологический смысл паралича во время фазы быстрого сна состоит в том, что он препятствует совершению человеком действий во время сна.
Провоцировать сонный паралич может также интоксикация (в частности алкоголем), гипокалемия, некоторые лекарственные препараты.
Сонный паралич имеет две формы и обычно продолжается от нескольких секунд до 2 минут. Он неприятен, но, по современным представлениям, безвреден.
В первом случае он наступает при засыпании, в момент осознанного мозгом попадания в фазу быстрого сна (при нормальном засыпании мозг прекращает функцию бдительности за несколько секунд до паралича, тем самым человек почти никогда не помнит, как засыпает). Такой паралич сопровождается кататоническими, или, скорее, диссоциативными проявлениями, которые выражаются в полном или частичном осознании схемы тела и моторики (например, ощущение того, что пошевелить пальцем можно, но переход от мысли к движению длится бесконечно долго).
Вторая и наиболее распространённая форма сонного паралича возникает при пробуждении. Она сопровождается такими симптомами как ощущение безрассудного страха (боязнь смерти, впадания в летаргический сон, кошмары и аудитивные галлюцинации чьего-то голоса, присутствия вблизи посторонней, враждебной сущности), удушья и нехватки воздуха, дезориентация в пространстве, ложные движения тела (человеку может казаться, что он переворачивается с одного бока на другой, хотя на самом деле лежит на месте), учащение сердцебиения.
Чаще всего такой паралич наступает при сне на спине (давление на грудную клетку и дыхательные пути) и может быть спровоцирован отёком рук, задранных выше головы. Реже паралич случается при сне на животе, с головой в подушку, когда организм подаёт сигнал о пробуждении в связи с нехваткой воздуха. Сонный паралич во время сна в положении лёжа на боку возникает нечасто.
Вау! Я был нокаутирован этой информацией! Вот уж поистине, век живи – век учись!
Естественно, первым вопросом прозвучало, а как противодействовать страхам?
Далее в Википедии я прочитал следующее.
«Блокировать сонный паралич по собственной воле возможно лишь при полном осознании реальности происходящего, что может быть затруднительно в первые секунды и зависит от множества факторов.
Тем не менее, нашествие приступа можно устранить, ведя правильный режим сна, правильное питание, исключив стресс, злоупотребление наркотическими веществами, также избегая чрезмерной нагрузки на мышечную массу. Некоторым людям помогает полное расслабление перед сном, например, проводя сеанс йоги…»
Есть ли другие способы профилактирования этих состояния?
Конечно, есть! Я уже нашёл много чего интересного и полезного в интернете по этой теме, а главное – пришло понимание, что каждая проблема не должна пускаться на самотёк, а тем более – сводится к некой мистике или объяснениям, которые видятся очевидными!
Теперь самое время спросить себя, связаны ли мои ужасы, возникающие временами у меня как во сне, так и наяву после ночных пробуждений с рассказом моей бабушки о домовом?
Уверен, что да, связан! Но не прямо!
Сознание так устроено, что всегда пытается объяснять происходящее тем, что человеку известно! Вот я и объяснял свои ужасы тем, что знал!
Бабушка же объясняла свои состояния тем, что знала она, а именно - действиями домового.
На выходе же оказалось, что это – физиология!
Вывод: объяснение непонятному, включая причины ужаса во сне и наяву, всегда полезно прежде искать в науке, нежели в мистике.
А главное – не принимать проблему, как нечто неизменное, превращая её в приговор себе только потому, что других объяснений не приходит в голову!