|
Боль или Про плохие эмоции.Автор статьи: Сердюк Алевтина Александровна
О боли, ее значение и искажениях восприятия, связанных с ней. Жизнь не розовое облако. Об этом мы начинаем догадываться еще в детстве, тогда, когда познаем несоответствия мира нашим ожиданиям. Падение – боль, «Я тебя не люблю» - боль, смерть близкого – боль. Так мы познаем БОЛЬ. Боль – это ощущение со знаком минус, т. к. само это ощущение подразумевает нарушение целостности – физической или психологической. Упал, поранился – нарушил целостность кожных покровов и чувствуешь боль. Твои чувства не приняли, ответили нелюбовью и снова где-то там, в области сердца – боль. Есть такое известное выражение «Что не убивает нас, - делает сильнее! Но, верно оно не во всех случаях. Если мы не умерли и интегрировали опыт боли, то обрели сильное ЭГО. Только окрепшее, сильное ЭГО может справиться с болью. Но опыт, когда человек вырос в «идеальной» семье на единицы. Так или иначе, все родители совершают ошибки воспитания, подвергая своих отпрысков депривациям разного рода. В этом смысле, задача «создать крепкое ЭГО» - задача взрослого индивида. Нарушение физических границ может проявляться как порезы, опыт дефлорации, операции и боль изнутри в результате разного рода заболеваний и внешняя, как хирургическое вмешательство. Все виды воздействия остаются в нашем теле, в его памяти, НО! то как, мы воспринимаем эту боль обусловлено психическим опытом проживания физической боли. Представим ситуацию. Ребенок на самокате «улетел» в канаву с крапивой. Мама реагирует на эту ситуацию. В первом случае мама поддерживает, утешает, дает понять, что боль пройдет и неудача сегодня, не значит неудача завтра. Ребенок успокаивается и при поддержке мамы снова садится на велосипед. Второй случай – мама злиться / причитает как наседка, ругая «вредный самокат», предлагая «не будем на нем кататься!». Что получит ребенок, «выросший из первого случая»? Он не будет бояться боли, зная, она проходит, и будет пробовать снова и снова не только с самокатом. Во втором случае мама создает все условия для того, чтобы ее отпрыск во-первых отказался от опыта взаимодействия с «объектами, вызывающими боль», а во-вторых формирует у него внешний локус контроля при котором в дальнейшем «виноват всегда будет кто-то сторонний», в том числе предмет. На месте «виноватого» у детей из страха наказания (боли) также часто оказываются домашние питомцы. - Кто испачкал ботинки? - Шарик. Таким образом, родительская реакция, закрепляясь, формирует установку и связь между действием и болью. Разорвать такую связь не просто. Иногда это не просто страх боли, а леденящий ужас, выражающийся в панических атаках. Человек и сам не рад и не понимает, откуда это, а такая реакция может быть воспоминанием тела на сильнейшую физическую боль, связанной со страхом смерти. Подобные проявления могут носить глубинный характер и выражаться в боязни замкнутого пространства, страхе задохнуться и т. п. Подобные ужасы приходят к нам в том числе из истории нашего внутриутробного развития и процесса рождения, а также тех эмоций, которые испытывала мама, будучи беременной и/или во время родов. Также наши эмоционально-телесные реакции на какую-либо ситуацию выражают детские страхи или страх, который передался ребенку от матери. Например, младенец плачет, мать пытается его успокоить, а не совсем здоровая соседка говорит «Если он у тебя сейчас не замолчит, я его придушу!». В самом легком варианте человек будет испытывать чувство, что «задыхается», ему не хватает слов именно тогда, когда для него важно высказаться или приобретет удушающие приступы астмы. Так бывает, что люди ловят себя на том, что в определенной ситуации «в зобу дыхание сперло», и об истинной причине не догадываются. Вообще вегетативные реакции нашего тела – знак-напоминание о пережитой эмоции. Тремор, сбивчивое дыхание, повышение температуры тела, покраснение кожных покровов – не полный перечень телесных реакций, обусловленных эмоциональной блокировкой. Не все матери способны принять своего ребенка «несовершенным» - больным и часто эмоции младенца, связанные с болью, игнорируют. Скорее всего, такие родительницы сами имели маму, которая не принимала их боль, т. к. не в силах была ее эмоционально переварить. В этом случае возникает амбивалентность – «хороший Я» маме нужен, а «плохой Я» (испытывающий боль) – нет. Формируются ригидные границы. Такой человек или жестко закрывается от мира или оттаяв (став «хорошим») норовит распахнуть миру объятья и снова натыкается на боль. Особенно резко переживают боль как результат столкновения с миром и/или другим люди, у которых физическая боль (как результат болезни или насилия) совпала с моральным насилием – отвержением, унижением, перекладыванием ответственности на ребенка, границы которого еще так хрупки. Иногда ребенок плачет, потому, что больно и задача родителя принять эту эмоцию, хоть она в его понимании со знаком минус. Есть такие неплачущие дети, а потом и взрослые или «сильные» женщины, плачущие по ночам в подушку пока никто не видит! Откуда они? Из детства, в котором мама или папа не приняли «плохие» эмоции или запретили: «мальчики не плачут!», «что ты сопли распустила!», «не реви, все на тебя смотрят!». И слезы высыхают и душат изнутри, превращаясь в болезни. Эмоции – это выражение наших ощущений, наши реакции, в том числе на боль. Не бывает плохих или хороших эмоций! Задача мамы создать контейнер для эмоций, объяснив и возвратив их ребенку, а не закрываться от них, игнорируя или тем более ругая ребенка за них. Это позволяет в дальнейшем переживать боль и идти дальше. Поддержка это принятие, но если ЭГО не окрепло, сложно принять. Пример, когда срабатывает установка вместо поддержки, - мать говорящая своему сыну или дочери, которые узнали о тяжелой болезни "Это не правильно, когда дети переживают своих родителей!". Фактически она отказывает им в поддержке, оставляя один на один с непростым решением - операция или ожидание... Боль не есть эмоция, это ощущение, но если боль не получила эмоционального окраса, выражения, то она остается просто болью, когда БОЛЬНО, НЕ ЗНАЮ ПОЧЕМУ. Когда на вопрос "Что ты чувствуешь?" только один ответ "БОЛЬНО!" Ни гнева, ни раздражения, ни слез... У боли нет лица. Только связанная с эмоцией боль обретает лицо. Боли нужен выход. Если мы испытываем эмоции, значит, еще живы! Принимайте своих детей живыми! Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|