Стадии принятия. 4. Магическое мышление

Автор статьи: Владимир Рыбалко

Магическое мышления - один из самых "упорных" симптомов в психотерапевтической практике. "Упорный" как в плане диагностики, так и прорабатывания. Тем ценнее становится успех, достигаемый в результате решения данного вопроса.

Магическое мышление - один из примитивных видов мышления, являющийся нормальным в детском возрасте. В его основе лежит механизм "Это так, потому что я так хочу". 

Ребёнок, познавая окружающий мир, начинает улавливать связи между предметами и явлениями, хотя суть этих связей ещё непостижима для него. Тем не менее, он учится воспроизводить действия, наблюдая за взрослыми, и получение прогнозируемого результата рождает сильнейшую положительную эмоциональную реакцию.

 Стадии принятия 4 Магическое мышление

Эмоция радости в данном случае необходима для "закрепления" желаемого поведения.

В дальнейшем ребёнок сталкивается с более сложными задачами, требующими вникания в суть происходящего. Имея при этом поддержку со стороны родителей, фрустрация, возникающая при этом, способствует интеллектуальному и эмоциональному взрослению.



Данный тип мышления также очень распространён у первобытных племен. Да, все ритуалы, обряды, и связанная с ними символика основывается на магическом мышлении. Содержание этих ритуалов не случайно: оно подчиняется двум основным принципам. Первый - принцип прикосновения: объекты обмениваются свойствами при контакте. Второй - принцип подобия: схожие предметы и явления обладают схожими свойствами.



У современного человека подобное мышление активируется преимущественно в стрессовых ситуациях. Недаром Э. Кюблер-Росс, пионер в области психологии умирания, описала отдельную стадию реагирования на неизлечимую болезнь в виде "магических" попыток отсрочить неизбежное:

Подобные симптомы нередко наблюдаются и у людей, переживших какое-либо стрессовое событие. Например, после автоаварии нередки мысленные возвращения к уже пережитому, навязчивые мысли по типу "а если бы я сделал вот так, ничего бы не случилось". Подобное реагирование как стадия процесса принятия - закономерна, проблемы возникают тогда, когда человек излишне "застревает" на ней.

Особенно интересной становится данная концепция, если вспомнить, что взросление человека - череда стрессов, сопоставимых по силе аффекта с травматическими событиями: разочарование в собственной уникальности, бессмертии, всемогуществе... Тогда "застревание" на той или иной стадии реагирования становится личностной характеристикой - использованием той или иной копинг-стратегии. В том числе "магического мышления".

Ярче всего данная картина проявляется при работе с пациентами, страдающими обсессивно-компульсивным расстройством. По сути, всё вокруг них становится для них символом внутренних процессов. В таком случае манипуляции с этими предметами необходимы им для изменения внутреннего состояния, хотя окружающим такое поведение кажется нерациональным, необычным, и даже вычурным. Например, пациент может отождествлять левую часть тела с "плохими" эмоциями, а праввую - с "хорошими", и стремиться их уравновесить, делая все движения в равной степени обеими сторонами тела.

 

Другая проблема, при которой также весьма распространено "магическое мышление"  - это созависимость. Один из ключевых её симптомов - постоянная тяга к явно нездоровым, патологическим отношениям. При работе с такими пациентами достаточно быстро выясняется, что сценарий этих отношений (например, выбор агрессивных партнёров) совпадает с тем, что человеку пришлось испытать в детстве. Зачем же во взрослом состоянии он снова вступает в подобные отношения? Тут и вступают в силу законы магического мышления - они говорят о том, что если найти человека такого же, как родитель, и сделать с ним то, что хотелось сделать с родителем (например, несмотря ни на что добиться любви и ласки), то и болезненный опыт детства будет "не считаться".

Как справедливо указывает в данной ситуации Э. Кюблер-Росс, постоянные "торги" с Родительской фигурой указывают на чувство вины. С одной стороны, вина способствует "застреванию" в ситуации, мешая дальнейшему прогрессу. С другой, вина предполагает ответственность, а значит - возможность изменить ситуацию, которая часто кажется безвыходной.

В такой ситуации меня часто спрашивают: и как же отличить реальное мышление от магического? Где проходит грань между ними, а соответственно - между тем, на что человек влиять способен, и тем - на что неспособен? Вот здесь и начинается по-настоящему кропотливая работа по узнаванию себя и выстраивания собственных границ - внутренних и внешних. Это увлекательное путешествие со множеством остановок и панорамным видом на собственную личность.



Просмотров: 476
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Позитивное мышление и аффирмации в чистом виде не "прокатят": "тени" не дадут
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • Термины психологии. Часть 2. "Фрустрация", "мания", "истеричка".
  • "Штопор", "бочка" и "мертвая петля": осторожно, негативные состояния
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • Алкоголик в семье или почему "горькая" становится "сладкой".
  • "Суть всех споров или "Мясные люди" vs "Шизотерики"
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • От "больничной койки" и "луна-парка" до "теннисного корта"
  • "Воспитание детей. О связи "ленивой" ментальности и родительского "надо"!
  • Может ли страдание быть "нормальным" и "патологическим"?
  • Когда "отпускать" ребенка или как не сделать из него "мамсика".
  • Разница между "прилагать усилия" и "заставлять себя"
  • "Я ничего не успеваю", "Кажется я живу не своей жизнью"
  • Принимай то, что можешь (про идею "принятия" и "непринятия" себя и других)
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Поведение людей в критической ситуации: почему не "сама хотела" и "сама виновата"
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • О "сильных" и "слабых" или о том, как общаться с "сильным мужчиной"?
  • "ОН", "Persona", "Саgа" или Как выпускники профессии сМАКовали
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • "Мы были бы отличной парой, если бы не ТЫ" или "Почему моя жена стала Ведьмой"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь