Кто из нас мама: ты или я?

"Кто из нас мама: ты или я?"

Кто из нас мама ты или яНа расстановки обратилась клиентка примерно 23 лет с темой для работы: тяжелые отношения с мамой. "Я злюсь на маму, так как мама порой ведет себя как ребенок. Мне приходится заботиться о ней, и я чувствую себя виноватой в том, что мама по каким-то причинам страдает. И в тоже время мама сильная женщина, она одна меня вырастила, после того как папы не стало.

Я боюсь, что у меня с дочерью тоже могут быть такими отношения, сейчас ей только полгода. Я бы хотела улучшить отношения с мамой. Перестать на нее раздражаться", - рассказала клиентка.

После того как расставили заместителей клиентки и ее мамы, увидели, что дочь не смотрит в сторону матери, а заместительница мамы говорит о том, что хочет, чтобы о ней заботились и ее любили, и просит этого от дочери.

Когда мама жаждет любви и поддержки от своего ребенка - это означает, что ей не хватило любви от своей матери. Клиентка подтвердила мою гипотезу о том, что у мамы и бабушки трудные отношения, бабушка, мол, у нас "железный человек", там не до любви. Вот и перепутались роли - бабушке не хватило любви от своей матери - прабабушки клиентки, ей было не до любви, выжить бы, 13 детей, хозяйство; матери не досталось внимания и поддержки от своей мамы - бабушки клиентки, и тут не до любви, опять выжить бы, война. И мужчин по роду не было рядом с женщинами, рано уходили. А если не хватило любви от родителей, начинаем брать от своих детей. Это вызывает злость в детях, так как ребенок априори ничего не может дать родителям, он ждет от родителя силы, поддержки, а тут наоборот его делают родителем, это для ребенка непосильная ноша. Родители дают, а дети принимают, так как первые - большие, а вторые - маленькие. Это порядок.

Когда же этот порядок нарушается, и ребенок вынужден быть родителем для своего родителя - это называется парентификация (от англ. parents - родители). Так бывает, когда мать остается в силу разных причин одна (развод, потеря мужа), чувствует себя беспомощной перед трудностями жизни и разделяет свое бессилие с дочерью, ищет в ней поддержку и разрешает себе быть рядом с ней слабой. Или когда мать возлагает на сына надежды как на опору, поддержку, единственного мужчину в семье, в связи с тем, что осталась без мужа. Сын вынужден стать ответственным и начать заботиться о благополучии своей семьи раньше, чем созревает для этого. 

Иногда ребенок, видя как матери морально или физически тяжело, сам берет на себя роль «взрослого», желая тем самым облегчить ее участь.


Парентификация имеет место в семьях, где отец, мать или оба родителя употребляют алкоголь и не заботятся о семье, и тогда ребенок (сын или дочь) начинают сами заботиться о братьях или сестрах, и о самих родителях.

Ребенок, желающий улучшить судьбу и жизнь родителей, меняется с ними ролями. И все бы ничего, да только такое нарушение иерархии, приводит к тому, что дети вырастают гиперответственными, живущими в позиции «должен» (должен всем помочь, все задачи выполнить и т.п), считают нужды Других более важными, чем свои, берутся за самые трудные задачи. Такие люди также, будучи взрослыми чрезмерно требовательны к другим, так как гипер требовательны в отношении себя. Им трудно быть довольными собой и результатами своих действий. Им всегда кажется, что я могу, а точнее должен - больше, качественнее, лучше, успешнее, выше-дальше-быстрее. Та точка, в которой можно остановиться и сказать: "Достаточно, я сделал всё, что мог", для них означает сдаться, быть слабым. Соответственно, они могут очень раздражаться на тех, у кого такая точка есть. Считая их недостаточно усердными. Они постоянно напряженны, им трудно расслабиться, нужно свернуть горы, прежде чем разрешить себе отдых, т.е. отдых надо еще заслужить у самого себя. В детстве это был способ «выживания», во взрослой жизни человек сохраняет этот механизм поведения как выживательный, но последний уже не всегда верно служит хозяину. Пребывание в этой позиции изматывает, забирает огромное количество энергии.

Когда же порядок восстанавливается, наступает лад в семье и внутри человека. Для этого нужно восстановить иерархию: "Мама, здесь ты большая, а я маленькая (ий), я только твой ребенок, я не могу тебе давать как ребенок, ты можешь брать у своей мамы". Другой вариант: «Мама, я не могу улучшить твою жизнь и изменить твою судьбу, даже если очень этого буду хотеть, я только ребенок». Или мама может сказать своему ребенку, сыну или дочери: "Жаль, что я возложила на тебя непосильную ношу. Тебе больше не нужно это нести, ты только ребенок, я большая (взрослая), я сама справлюсь", - и тем самым освободить ребенка от этой тяжести, даже если ребенок уже взрослый.

И нужно знать, что мы - дети не должны ничего своим родителям напрямую. А вот не напрямую вернуть долг своим родителям, это значит передать то, что взяли от родителей своим детям. Все, что мы можем сделать для своих родителей - это выразить  им свое признание, как согласие с их судьбами и с тем, что они нам дали. Дали то, что могли и так как умели, в силу своих причин. Даже авторитарность, жестокость и жесткость матери – это был единственный доступный для нее способ любить. Порой вся любовь сводилась к элементарной заботе: сыт, чист, материально обеспечен и это главное, то есть любовь была только в узком «коридоре» ухода за ребенком. Не умела мать поддерживать, не до вопросов ей было в адрес ребенка: как ты?, что ты чувствуешь?

Наша лучшая плата родителям за все, а также способ восстановить баланс «давать-брать» между нами, а баланс заключается в том, что родители дают, а дети берут, в том, чтобы брать от них  все, что для нас было сделано и как это было сделано, принимая по той цене, по которой это досталось, даже если цена была очень высокой.

С уважением, Лариса Загузина.



Просмотров: 168
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • Грудное молоко для взрослого мужчины или о том, как быть, если вы "мама-жена"
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Как сделать так чтобы у нас все было и нам ничего за это не было.
  • Как быть если дети выросли и сказали, что в их жизни больше нет места для тебя, мама
  • Мама, я делаю это для тебя, не смотря на то, что это разрушает мою жизнь.
  • "Я хочу этого или мне это только кажется?" Как услышать голос сердца
  • "С мамой все в порядке. Это со мной что-то не так"
  • Как понять кто я для него: мама, дочка или любимая женщина? Что делать чтобы быть любимой женщиной?
  • Как понять, для чего нам послан этот человек - только для опыта или все же для счастья и любви
  • Все, что тебе нужно - это только любовь
  • "Мама, я тебя не люблю" - говорит вам ваш ребенок. Правда ли это?
  • Еще не встретился "твой" человек. Как понять что это любовь
  • Я могу любить себя, но не знаю, как это сделать, потому что боюсь…боюсь, что не получиться!
  • Как быть, если ребенок не ценит то, что Вы для него делаете
  • "Я для себя" - что это?
  • Как я поняла, что я "достаточно хорошая мама", или трудности новой идентификации.
  • "Мне мама быть красивой не велит". Или что останавливает движение в жизни.
  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • Что мешает матери любить свою дочь и как это изменить?
  • "Хочу, чтобы ребенок меня слышал"- что и как говорить?
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Ребенок для матери или мать для ребенка?
  • "Анализ сновидений" в группе - что это и как это работает?
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • "Я общаюсь только с высокопоставленными людьми" или "Мама, как ты меня достала".
  • Ребенок говорит: мама я тебя не люблю. Как реагировать,что делать
  • 5 признаков того, что вы разбогатеете (даже если это пока не так)
  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь