Всякий раз читая труды современных умнейших нейропсихологов, думаю, как мало еще современные родители в общей массе знают об этапах развития и формирования тех основ детской дошкольной психики, на которых позже строятся мотивация к учебе, успех в школьной деятельности, нормальное общение и взаимодействие со сверстниками, физическое здоровье и многое другое. С чем связаны эти мои мысли и опасения? А с тем, что я наблюдаю вокруг и с чем сталкиваюсь в своей практике. Ошибки акушеров, гаджеты, как ни странно, школы раннего развития и обучения, английский с трех лет... и это только небольшая часть известных нам факторов, мешающих правильному развитию головного мозга дошкольника. Цитирую нейропсихолога А. В.Семенович: "Правильная квалификация и своевременное формирование у ребенка пространственных представлений - одно из важнейших условий повышения его достижений" и перевожу на доступный русский язык. Есть такая основа развития человека - ориентация в пространстве - своего тела, внешнего мира (расстояний, размеров, форм и т.п.), за которое отвечает ПРАВОЕ ПОЛУШАРИЕ головного мозга. То есть, ученая говорит о том, что структуры мозга, отвечающие за развитие пространственных представлений, определяют успешность человека и качественное развитие других (вторичных) функций: зрительной и слуховой памяти, внимания, речи, мышления, короче говоря - интеллекта. И чтобы тот самый интеллект был в норме, или если амбициозные родители хотят - выше нормы, ВАЖНО ЗАЛОЖИТЬ ПРОЧНЫЙ ФУНДАМЕНТ ИЗ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ!
Ребенку до 6 лет особенно важно: - двигаться (прыгать, бегать, изучать мир вокруг в движении); - наблюдать за объемным миром, а не плоским изображением на экране гаджетов; - изучать своими шаловливыми ручками разные предметы, формы, размеры, сравнивая, разбирая и собирая их.
У ребенка дошкольного возраста ведущую нагрузку на себя берет ПРАВОЕ ПОЛУШАРИЕ. И тут самое время развивать пространственное восприятие мира в естественной среде: ДВИГАТЬСЯ!!! По квартире, во дворе, на природе! Длинными морозными вечерами: лепить, конструировать, кромсать бумагу, вырезая разные формы и т.п. А какая реальность у современных детей? Чаще это группа детского сада (благодаря чему в основном сейчас и формируются пространственные представления), дом, двор, в которых воспитатели и родители беспокоятся из-за подвижности детей, иногда даже ограничивая ее; еще - мультики и игры на планшете. После садика в лучшем случае дети идут на танцы, карате, плавание, батут, короче говоря, в спортивную секцию, реже - на прогулку поиграть на свежем воздухе. И хорошо если это секция или прогулка! Но я часто слышу от родителей: нам некогда гулять, у нас же развивашка, подготовка к школе с 4х лет, английский, немецкий... На мой вопрос: в какой форме дети там занимаются и как организованы занятия? Часто слышу ответ: "в игровой... сидят (в кабинете 3 на 3 метра, в лучшем случае на коврах, или стульчиках, в выдающихся - за партами!), немного двигаются. По часу, по два, 2-3 раза в неделю..." Спрашиваю: "И что же вы там делаете?" - "Учим буквы, цифры, читать учимся..." "В школу когда идет?" "Через два года, но уже пора заниматься, а то потом не втянется!" А что я чувствую, когда открываю сайты, типа "Умницы" - развитие по системе Домана (кстати, где чаще пропущен основополагающий доманский этап - движения) с 8 месяцев?! "Каждый день показывайте ребенку карточки со словами и изображениями животных, пород собак и т.п. начиная с 5 показов в день, заканчивая 105ю каждые три часа"... Только купите у нас этот комплект за 7 тысяч и вы - родитель Гения! Это какая нагрузка на правое полушарие? И зачем это вам? Поверьте, если вы просто поползаете вместе, макароны с пола пособираете, толка и веселья для обоих будет куда больше! Думаю, вы уже поняли, что ни один нейропсихолог не поддержит инициативы раннего "обучения". А почему? Потому что, говоря относительно научным языком, то самое ПРАВОЕ ПОЛУШАРИЕ ребенка, вместо пространственно-двигательного развития в свободной среде, нагружается кучей ненужных ему пока образов: букв, цифр, а еще и слов, и не только русскоязычных. В итоге мы имеем детей, которые к школе не только устают от этих занятий (а ведь за результат еще и оценки ставить начинают), но и не имеют пространственной базы, чтобы разобраться в хитростях школьных понятий, правилах и закономерностях. Зато они знают всех птиц и рыб южной америки, зазубрили все неправильные глаголы и умеют считать до тысячи (и иногда когда просишь посчитать в обратном порядке - уже начинаются проблемы). Я искренне призываю родителей: не лишайте детей правильного здорового детства, а себя - перспективы радоваться за его школьные успехи во время учебы в школе. Всему свое время! Просто любите своих детей, говорите с ними, и помогайте им осваивать мир во всех его пространственных проявлениях! Ведь это так просто.
Мария Колташева
Оригинал и первоначальная версия статьи в моей группе: https://vk.com/myfamilycentre?w=wall-85300288_214%2Fall
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.