Нарциссизм и социальность
Еще З.Фрейд в работе «Массовая психология и анализ человеческого Я» провел аналогию между индивидуальной психологией человека и массовой психологией. Уилфред Бион в своем творчестве развивал эту мысль: «кажущееся различие между групповой психологией и индивидуальной психологией есть иллюзия, создаваемая тем фактом, что группа выводит на передний план явления, которые представляются чуждыми наблюдателю, непривычному к использованию групп» (Бион, 1968).
В подходе Биона к работе с группами определяющими представляются две идеи. Во-первых, Бион считал, что разделение между индивидуальной психологией и социальной психологией основывается на иллюзии. Он понимал человека как существо групповое – индивидуальное психическое устройство индивида теснейшим образом связано с другими людьми, и то, что выражает индивидуум отражает конфигурацию всей группы.
Вторая опорная точка подхода Биона к группам связана с пониманием несомненного примата внутренней психической реальности, в силу которого мы начинаем понимать происходящее в группе как зеркало или же как плоскость проекции индивидуального внутреннего мира объектных отношений каждого отдельного участника группы.
Т.е., с одной стороны, Бион признавал индивидуальность в группе, и мало того, считал определяющей роль индивидуальных внутренних процессов индивидуума в общих групповых процессах. С другой стороны, понимал происходящее с отдельным участником как выражение общего напряжения, а то, что выражает отдельный участник в групповом процессе – как отражение конфигурации всей группы.
На первый, поверхностный взгляд, в этом есть противоречие, и не понятно, что же является определяющим – нарциссизм или социальность, что на что влияет и что чему угрожает, порождая характерные для любой группы тревоги. Но если заглянуть глубже вслед за Бионом (а он пытался смотреть в самую сердцевину происходящего), то данные противоречия уже не так остры, и мы начинаем понимать сложную динамику групповых процессов и связанные с ними переживания каждого отдельного участника группы.
Через что же мы можем соприкасаться с общим всей группы, но при этом выражающим внутреннюю реальность каждого индивида? Благодаря каким механизмам происходит именно так? Ведь Бион не использует понятие коллективного бессознательного или группового бессознательного. Нет, об этом речь не идет. Речь идет именно об индивидуальном бессознательном отдельного участника, но воплощаемом в общих для всей группы идеях и конфигурациях.
Как могут соприкасаться и связываться социальное и интимная ткань внутренней жизни индивида, его объектного мира? Почему складывается именно этот причудливый рисунок взаимодействий в каждый отдельный момент жизни группы? Эти вопросы волновали Биона.
Если Вас заинтересовала эта тема, Вы можете прочитать статью полностью:
http://golenevalada.ru/blog/uilfred-bion-gruppa-istochnik-razvitiya-ili-vozmozhnost-izbezhat-razvitiya-/
Голенева Лада - психолог психоаналитик, групп аналитик