Бывают такие люди, которые легко выслушивают критику в свою сторону. Они обычно или совсем не обращают внимания на мнение окружающих, или относятся с юмором к чужому негативному мнению. Но таких людей немного. Чаще всего людям не нравится, когда их критикуют. Как следствие, возникает конфликт. С критикой можно неожиданно столкнуться в домашней обстановке, на работе и на улице при общении с незнакомыми людьми. Существует ли возможность избежать негативной реакции и ответить на критику спокойно? Что для этого необходимо предпринять?
Первая реакция заключается в том, чтобы обидеться и уйти или ответить что-то неприятное. Но, если так поступить, то потом придется переживать не только по поводу критики, но и по поводу своего поступка. Нужно абстрагироваться от настоящего и взглянуть на все беспристрастно. Как в данном конфликте выглядят обе стороны? Возможно, взглянув таким образом вы сразу увидите, стоит ли данная ситуация вашего внимания.
Уже в момент звучания неприятных слов в ваш адрес можно мысленно проанализировать ситуацию. Нужно сделать все, чтобы оставаться спокойным во время назревающего конфликта. Прежде всего, можно подумать о том, правильно ли вы поняли слова собеседника. Может оказаться, что он имел в виду совсем иное. Для того чтобы разобраться в ситуации, нужно переспросить у критикующего, так ли вы его поняли. Возможно, окажется, что смысл изначально был заложен другой, и он не настолько неприятен, как показалось вначале. Если вы правильно поняли собеседника, то необходимо проверить объективность суждений. Например, если бы данная критика была не в ваш адрес, а в адрес вашего хорошего знакомого. Определите, что из сказанного является справедливым.
Иногда люди высказываются негативно, не зная всех обстоятельств дела. Следовательно, и повода обижаться нет. Можно просто не обращать внимания на такую критику. Но если слова основательны, а замечания сделаны справедливо, следует поблагодарить собеседника и принять во внимание их в качестве хорошего совета. Это обескуражит собеседника, и вряд ли он захочет продолжать дальше.
Очень часто, когда критикуют, говорят общими фразами. Это может быть просто обидно, но сути человек так и не понимает, поэтому необходимо сразу конкретизировать, что именно собеседнику не нравится. Возможно, после этого разговор повернет в другое русло. Бывают откровенно несправедливые замечания. Может быть, человек просто не в духе и хочет улучшить свое настроение за счет другого. Не стоит этого позволять. Адекватной реакцией на подобное поведение будет спокойствие. Нужно оградить себя невидимой стеной, чтоб слова собеседника отскакивали от нее, не долетая до вас. Для агрессора становится очевидным, что его слова вас не задевают, и вскоре он сам может остыть и прийти с извинениями. Можно только посочувствовать человеку, который начинает критиковать других только из-за того что он не в настроении. Если позволяет субординация, обратитесь к нему со словами: «Вы не в настроении? Что-то произошло?» Возможно, это отвлечет критика и заставит задуматься о своих проблемах.
Критики часто обобщают и преувеличивают. Не стоит сразу же посыпать голову пеплом и считать себя неудачником. Надо отдавать себе отчет в том, что если вам сказали, что вы всегда опаздываете, то это может означать, что вы опоздали уже второй раз. Просто не допускайте повторения ситуации, и это замечание забудется со временем.
Иногда в коллективе появляется человек, который любит делать замечания. Не стоит этого терпеть. Нужно сразу определить, что у вас другой взгляд на вещи, и вы не хотите слышать дальнейших замечаний. У каждого человека есть свое личное мнение, которое может не совпадать с мнением окружающих. Если даже в чужом мнении есть рациональное зерно, всегда можно проигнорировать слова или принять их к сведению. Все имеют право остаться при своем мнении или под влиянием каких-либо факторов изменить его.
Очень часто критика мотивирует человека к саморазвитию, но определить заранее, как она повлияет на человека, очень непросто. Просто расстраиваться или злиться на другую точку зрения не стоит. Мудрецы общение со всеми людьми считают опытом, а из любого опыта можно сделать свои выводы. Критика, как горькое лекарство, полезна в умеренных дозах. Появляется возможность исправить те недостатки, в которых сам себе не отдавал отчет, до того как на них не указал посторонний. Но все же необходимо помнить, что любая критика может вызвать негатив у человека, и стараться быть тактичным, когда высказываешь свое мнение. Но лучше всего верить в человека и поддерживать его. Это станет гораздо более мощным стимулом по сравнению с критикой. В каждом есть положительные стороны. Необходимо научиться их видеть и концентрироваться на хорошем.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.