|
О чем молчит внутренний Взрослый?Автор статьи: Журавлева Галина Вячеславовна
Часто можно услышать слова родителей, обращенных к одному - двух летнему малышу: «Ты же взрослый…» Если посмотреть на эту ситуацию с точки зрения транзактного анализа, то можно сказать, что именно в этом возрасте закладывается начало взрослого в маленьком ребенке. Примерно с десяти месяцев ребенок начинает накапливать в себе знания будущего Взрослого посредством игры, обучения, общения, своего собственного сознания и мышления, которые растут вместе с ним. Ребенок должен научиться вести себя как взрослый, именно этого все ждут от растущего маленького человека, чтобы он стал взрослым. Причем его внутренний Взрослый, который растет и формируется вместе с ним, тоже должен стать взрослым, но это далеко не всегда происходит.
Так же как и в этом высказывании, вырастая, человек далеко не всегда становится взрослым. Конечно снаружи-то он взрослый, а вот внутри, его внутренний Взрослый, может быть совсем не таким, каким его ожидают видеть. Вот и ходит по земле такой недовзрослый или перевзрослый. В случае незрелости внутреннего Взрослого, его коммуникативные отношения с внешним миром, далеки от совершенства и очень похожи на детские. Недозрелый Взрослый часто находится под влиянием своего маленького внутреннего Ребенка, и тогда в своем арсенале взаимодействия с другими людьми он имеет все оттенки поведения и восприятия Ребенка. У такого Взрослого повышенный уровень эмоциональности, тревожности, обидчивости, перекладывание ответственности за свои чувства на других. Он не умеет отделять пережитые детские эмоции от взрослого отношения к своим и чужим поступкам и действиям. Он слишком «близко к сердцу» принимает многие события, которые были «записаны в его подсознании» как негативные в процессе формирования его внутреннего Взрослого. Перезрелый внутренний Взрослый, очень похож на Родителя внутри себя. Он оценивает, контролирует, следит за тем, чтобы все было правильно, с его точки зрения, учит как надо и как нельзя, карает виновного в несовпадении с его установками и милует тех, кто покаялся. Это не удивительно, ведь внутренний Взрослый формируется под влиянием и Родителя и Ребенка, он как бы заражается их проблемами, каждого в отдельности и вместе взятых. Нашему внутреннему Взрослому приходится нелегко. По-другому и быть не может, ведь каждый из эго-состояний и Ребенок и Взрослый предъявляют ему свою систему ценностей. Не смотря на то, что для Взрослого характерен рационализм, логика и здравый смысл, порой усвоенный от ребенка язык эмоций так же не чужд ему, как и ценности родителя. Родитель внутри нас представляет Взрослому богатейшую коллекцию записей в головном мозге о внешних событиях, их важности, значимости, поведении, особенно в первые пять лет. Даже, если ребенок не воспитывался родителями, или они принимали малое участие в его воспитании, в подсознании регистрируется все. Так же и внутренний Ребенок, оказывает огромное влияние на формирование внутреннего Взрослого. Только Ребенок, в отличие от Родителя, представляет записи внутренних событий, и свое восприятие этих событий, зафиксированных в его мозге. По сути – это эмоции или чувства, которые он испытывал по отношению к внешним событиям. Его записи ведутся от самого рождения, а может и раньше, до пятилетнего возраста. Вот в таком переплете событий и внутренних и внешних, со стороны Родителя и Ребенка, оказывается Взрослый. Довольно сложно в такой позиции сохранять здравый смысл, использовать логику, оставаться на своих позициях. К тому же, довольно сложно различать, кто сейчас в тебе говорит: твой внутренний Ребенок, Родитель или Взрослый. Все эти позиции порой переплетаются, стремительно меняясь местами. Каждый из нас обладает всеми тремя эго-состояниями в своем подсознании. Наша личность, это результат коммуляции жизненного опыта. Хорошо, когда мы знаем о том, какой во мне живет Родитель, какой Ребенок, и как мой Взрослый справляется с проблемами каждого из них. У нас есть возможность приобретать новые навыки, пробовать иные модели поведения, но мы всегда должны быть уверены в том, используем каждую свою субличность так, как этого хотим. Если в момент решения взрослых задач или оценки ситуации, в процесс вторгается внутренний Ребенок, или категоричный Родитель, добиться успеха вряд ли получится. Взрослый должен уметь увидеть это первым, рационально и зрело разрешить ситуацию, как того требует взрослая позиция человека. Взрослый внутри нас обязан научиться отключать неэффективные формы взаимодействия с окружающими и включать эффективные.
Неэффективные формы коммуникаций: Воспитывающий Родитель, транслирующий любую передачу сообщения с отрицательным оттенком, мало способствует укреплению позиции Врослого. Слабо адаптированный Ребенок – постоянно сигнализирует о том, что с ним не все в порядке. Он чрезмерно подстраивается под других людей. Стремится делать все для других. Зависим от чужого мнения. Слишком свободный Ребенок - не чувствует границ другого человека, нарушает их, транслируя свой негатив по типу: «Это с тобой что-то не так», «Это ты…».
Эффективные формы коммуникаций: Положительно воспитывающий Родитель – передает сообщение по типу: « Ты молодец». Он заботится о Ребенке, поддерживает, его позиция жизненно утверждающая. Положительно контролирующий Родитель – передает сообщение по типу: « Ты молодец», «У тебя все хорошо», «У тебя получится». Его критика конструктивна, как форма заботы. Положительно адаптированный Ребенок – передает сообщение по типу: «Я в порядке», « Со мной все хорошо». Это состояние помогает нам узнавать и понимать правила общения с другими людьми. Положительно свободный Ребенок - передает сообщение по типу: «Я в полном порядке». Это творческая форма взаимодействия с миром, жизнерадостная и открытая. Внутренний Взрослый способен оценить реальность здесь и теперь, с учетом всех помогающих и мешающих ему в этой оценке своих внутренних родителей и детей. Как ему это удается, истинный Взрослый никогда не расскажет, потому что он всегда сам решает свои проблемы. Сам разбирается с Ребенком и Родителем, если они вступают в спор или оказывают сопротивление, ведь он хорошо знает их плюсы и минусы, страхи и переживания. В его руках качество жизни человека. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|