Кто же нас тянет из "болота"

Автор статьи: Ольга Тузова

  Несколько лет назад ко мне за консультацией обратилась молодая девушка (назовем ее Маша), ей было около двадцати. Она была решительно настроена на работу и желала приходить на терапию* каждый день. Однако я рекомендовала ограничить наши встречи одним разом в неделю, чтобы было время на "подумать". 

  Основным желанием девушки было "изменить себя". Налицо было явное непринятие себя, низкая самооценка и плохое знание себя в целом. Мы принялись за работу. Раз за разом вскрывались старые травмы.

  Маша долгое время ничего не знала о своем отце кроме того, что он - "козел" как и все мужчины (со слов матери). Ее мама, ни в какую, не хотела обременять себя воспоминаниями и рассказами о мужчине, от которого родила дочь. Но Маша была очень целеустремленной девочкой и, в конце концов, она добилась, чтобы мать показала ей фотографию отца и рассказала историю Машиного появления на свет. Рассказ матери содержал мало радужного, но это была хоть какая - то информация. Машу еще больше стали разрывать противоречивые чувства: с одной стороны - она сочувствовала маме и жалела ее, с другой - она тайком оправдывала своего отца, и обвиняла мать в разрыве отношений. Ее не покидало желание разыскать своего отца и познакомиться с ним поближе. Я очень хорошо понимала, что Маше это было необходимо для построения своей личности, для формирования эго-идентичности.

  Наряду с этим, у девушки были сложности в установлении близких отношений. Она никак не могла найти своего места среди сверстников. Подруги, как она говорила, ее используют, и она устала идти у них на поводу. С мамой тоже были напряженные отношения: постоянный гиперконтроль со стороны матери при отсутствии глубокого интереса к личным потребностям дочери.

  Маша считала себя "серой мышкой", не интересной личностью, не привлекательной внешне. В детстве у нее было "косоглазие". Из-за этого одноклассники дразнили и жестоко издевались над ней. Ходить в школу было мучением. И никто не мог за нее заступиться...

  Каждую встречу, как мне казалось, Маше удавалось и справиться  с негативным самовосприятием, и продвинуться на пути к самопознанию, и сформировать иное отношение к своему прошлому опыту.

  Примерно через два месяца после начала сессий, придя на консультацию, девушка, чуть ли ни с порога, заявила, что вся эта терапия напрасна, ничего не меняется. Она была недовольна и раздражена, хотя и пыталась это скрыть. И уж конечно, ей не хотелось задеть меня. Вначале я напряглась, а потом поняла, что это замечательная тема для работы.

  Я решила уточнить: "Вообще ничего не меняется?"

-Ничего! - решительно заявила Маша. Потом смягчившись добавила: "Меняется, но очень медленно. Я как была в болоте, так и сижу и в нем!"

Эта метафора стала для меня находкой и я спросила: "А когда ты пришла ко мне ты как сидела в болоте?"

-По горло, - сказала девушка, показывая .

-А сейчас ты так же сидишь в болоте по горло? - мне было очень важно это уточнить, чтобы показать клиенту, что он не замечает произошедших изменений  и обесценивает проделанную работу.

-Нет, сейчас по пояс, - сказала Маша и сама удивилась, но тут же: "Все равно же я в болоте!"

-А где ты хочешь быть?

-Я хочу быть на твердой почве.

-Я могу тебе чем-то помочь?

-Я хочу, чтобы ты вытащила меня!!! Я для этого к тебе и хожу! - с вызовом ответила Маша.

-Хорошо, - сказала я и протянула ей руку со всей искренностью намерения помочь ей вылезти из болота.

Она взяла меня за руку, я начала ее тянуть. И что же стала делать Маша? А Маша стала сопротивляться и тянуть меня к себе!

-Ты замечаешь, что ты делаешь? - спросила я.

-Я сопротивляюсь,- с удивлением ответила Маша.

-Сильно сопротивляешься? 

-Чем сильнее ты тянешь, тем сильнее я сопротивляюсь, - Маша (да, и я) никак не ожидали такого поворота.

Я отпустила ее руку и сказала: "Больше я не буду тебя тянуть. Если хочешь, оставайся в болоте. Может быть, в нем нет ничего плохого. В болоте тоже много жизни."

-Нет, я хочу вылезти! Помоги!!! - сказала девушка (я уже писала, Маша была очень целеустремленная девушка)

-Если хочешь, вылезай!

-Но я не знаю как!

-Посмотри вокруг! Далеко ли до берега? Может, есть какой то кустик за который ты сможешь ухватиться, может кочка?

Шаг за шагом используя воображение и всю силу мысли Маше удалось выбраться из болота. Самой удалось! Я, всего лишь, была рядом. И этого, оказалось, необходимо и достаточно.

Этот пример из своей практики я всегда рассказываю студентам-психологам в курсе "Психологическое консультирование" . По-моему, он является прекрасной иллюстрацией ответственности сторон в консультативном (терапевтическом) пространстве.

С благодарностью ко всем моим клиентам Ольга Тузова.

*термин "терапия" я употребляю в значении "забота, уход"



Просмотров: 312
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Маша, ты должна сильно стараться!" Как избавиться от "вредных" установок
  • "Маша, ты должна!" или как избавиться от "вредных" родительских установок
  • "Убегающие дети" или "Маша, я догоню тебя!"
  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • "Я ошибка!", или "Меня не должно было быть!"
  • "Не будь как Маша" или Чему мы учим подростков?
  • Мультсериал "Маша и Медведь" как фактор гендерной социализации детей
  • "Как мой сын мог жениться на "этом"? Она еще и эксплуатирует моего мальчика!"
  • "Хочу чтобы она меня любила"... или основная потребность мужчины
  • "я хочу вернуть то, что у меня было"
  • Где у человека находится "батарейка" энергии жизни и как она "заряжается"
  • Вот так любовь!! Или "Если б не было несчастья, то и счастья тоже не было бы"
  • "Сколько раз тебе повторять" или "как мне повезло, что ты такой сообразительный"
  • Весёлая проза "Маша, шоколадный торт и её путь к успеху"
  • Девушка "номер 1"или "в запасе" , как это понять?
  • Размышления о сказке "Маша и медведь"
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • Мне то "хорошо", то "плохо" с ним. Что делать с обидами и негативом в семье.
  • Мне то "хорошо", то "плохо" с ним. Что делать с обидами и негативом в семье.
  • "Я хочу чтобы меня любили" или "когда я смотрю на небо"
  • "Если бы я была другой, меня бы любили". Терапевтический рассказ.
  • "Замедляться, чтобы чувствовать" или "Что у меня с лицом?"
  • Как мне перестать быть "хорошей" и "удобной" для других?
  • Мультфильм "Маша и медведь"
  • "Работа с МАК". Расклад "Что лучше для меня".
  • "Я по натуре лидер", сказала она с выпученными глазами.
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Чтобы женщина не сказала тебе "Нет!" в тот самый момент...
  • "У меня было два детства: плохое и хорошее..."



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь