|
Подростковый возраст. Взгляд психолога на проблему взросления.Автор статьи: Аппаратова Марина Александровна
Подростковый возраст. Взгляд психолога на проблему взросления. Подростковый возраст как период детства был выделен сравнительно недавно. Раньше были дети и взрослые. Ребенок воспринимался как ущербный недоделанный маленький взрослый и не имел право голоса. Взрослые старались как можно быстрее переделать ребенка по своему образу и подобию и отправить в жизнь. Как только наступал период полового созревания (появления вторичных половых признаков) для ребенка проводился обряд инициации и после этого ребенок считался взрослым, и к нему предъявлялись соответствующие требования. В каждой культуре были свои обряды инициации, свои ритуалы взросления. Суть их общая – сегодня ты ребенок, завтра – ты взрослый, и поступай как взрослый. Ни каких поблажек на молодость и неопытность. Молодому тринадцатилетнему человеку из прошлого, чтобы ощущать себя взрослым нужно всего лишь пройти обряд инициации, усвоить правила семьи и четко следовать семейным традициям. Современные тинэйджеры лишены таких четких ориентиров. Судите сами – паспорт дается в четырнадцать лет, но возможность работать и голосовать подростки с паспортом не получают. В восемнадцать лет появляется право голоса, но некоторые взрослые «удовольствия» доступны с двадцати одного года. Для своей самоидентичности современные подростки выбирают кого угодно, но только не своих родителей, не свою семью. И это тоже реалии нашего времени. Родители часто сами неосознанно транслируют своим детям посыл «Что мы живем неправильно, мы совершили много ошибок. Хочу, чтобы ты жил по-другому, лучше!» Вот и ищут современные девушки и юноши свой путь, пробуют жизнь на вкус, иногда совершая ошибки. Взрослый мир транслирует подросткам с одной стороны снисходительность к проступкам (смягчение наказания, условное наказание), с другой стороны, у подростков нет возможности проявлять самостоятельность и выбор: жесткая структура школьного образования, маленькая вариативность школьных образовательных программ, нет возможности самостоятельно зарабатывать деньги. Вот подростки сами для себя решают с какого возраста считать себя взрослым, да и критерии взрослости сами для себя выбирают. И проверяют их действенность, истинность в референтных группах. Понимание особенностей подросткового возраста, осознание некоторых стереотипов и мифов о подростковом возрасте поможет нам, взрослым, выстраивать теплые и доверительные отношения с взрослеющими детьми. Чем же современные подростки отличаются от нас, взрослых людей? Во-первых, тот известный гормональный бум. Половое созревание сопровождается интенсивной работой эндокринной системы. Подростки становятся очень эмоционально лабильными и в тоже время ригидными. Что это значит? Градус эмоциональности тинэйджера гораздо выше чем у взрослого. Подросток может ощущать себя счастливым в 3 раза чаще чем взрослый, но и несчастным может чувствовать себя в 5 раз чаще. В тоже время при высокой эмоциональности очень слабая переключаемость. Подросток может сильно страдать из-за проблемы, ощущать себя глубоко несчастным, но решиться на изменения ему трудно. Нет на это энергии, сил. В таких ситуациях тинэйджерам нужна помощь другого человека. Другая особенность подростков – личностная незрелость, выражающаяся в так называемом кризисе самоидентичности. Суть кризиса подросткового периода – это прежде всего поиск ответа на вопросы «Кто Я?», «Какой Я?», «Чего Я хочу?», «Куда Я иду?», «Что мне можно, а что – нельзя?» Общий смысл этих вопросов можно выразить словами известного литературного героя: «Кто я, тварь дрожащая или право имею?!» Механизмы проявления этого кризиса нам хорошо знакомы. Это вызов, отрицание общепринятых правил, традиций и проверка границ дозволенного. А так же подражание, уподобление какому-нибудь персонажу, известному медийному лицу, литературному герою, киногерою, соседу дяде Васе и др. И третья особенность подростков – ощущение эмоции страха. Можно сказать, что тинейджеры практически страх не ощущают. Чувство безопасности у них понижено. Они не озабочены проблемами безопасности. Поэтому подростки могут без страха стоять на парапете крыши, заниматься паркуром, «зацепингом», влезать во всевозможные жуткие места, перебегать перед бегущим транспортом. Чем больше запугивать подростка, рассказывать ему про ужасы курения, наркотиков или раннего секса, тем вероятнее можно спровоцировать желание попробовать. Ощущение легкого страха и риска только бодрит и вызывает желание попробовать. Что бы подросток испугался по-настоящему, сильно, он должен увидеть очевидную причинно-следственную связь между поступком и последствиями. Так, среди подростков бытует миф, что «наркотик не может сломить сильную личность». И если подросток не найдет другого способа проверить сильная ли он личность, то он может попробовать и наркотики. Пока курят взрослые, курение среди подростков будет по-прежнему распространяться. Логика мышления курящего подростка очевидна. «Курение вредно для здоровья, но взрослые курят. Значит курить вредно только детям. Я-то не ребенок. Я уже взрослый и могу курить». Подростки курят. Не знаю, что говорит официальная статистика, но пройдите мимо школ и колледжей. Всюду за углом стоят группки курящих подростков. Пятьдесят процентов повзрослев отказываются от этой вредной привычки, пятьдесят процентов продолжают курить. Если вы хотите, чтобы Ваш подросток не курил, демонстрируйте ему отказ от вредных привычек как ценность. Как ваше осознанное решение, в основе которого лежат ваши убеждения, а не страх перед смертью и болезнями. Это одна из ошибок родителей, когда они из тревоги и страхов устанавливают запрещающие правила и границы. Обычно это только вызывает у подростка желание проверить, бросить вызов устойчивым традициям и правилам. Подростку необходимо признание его взрослости, самостоятельности, «крутости». Родителям важно понимать, как и какими способами давать это своим детям-подросткам. Критерии взрослости в каждой семье разные. Хочу сразу сказать, что «хорошо учиться и слушаться маму и папу» для подростков не работает. Это для малышей, для младших школьников. Ищите. Думайте. Экспериментируйте. Осознавайте, что для вас есть взрослеющий ребенок. Как вы понимаете, что степень его свободы надо увеличить, а степень контроля уменьшить. Для родителей подростков главный ресурс – осознанность, доверие, принятие чувств своего ребенка. А если Вам нужна помощь. Звоните, пишите. Лучше пишите в ВКонтакте или WhatsApp +79032914232 Ваш личный психолог Марина Александровна Аппаратова Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|