Зеленоглазое такси, не тормози, не тормози...

Трудно найти человека, который хотя бы раз в жизни не воспользовался услугами такси. И первый, к кому обращаются клиенты – это диспетчер. Трудно недооценить значимость данной позиции для квалифицированной работы всей транспортной службы, направленной на обслуживание пассажиров.

На первый взгляд работа диспетчера такси кажется достаточно простой: поднимай телефонную трубку, принимай заказ и передавай его водителю. Как говориться, работа непыльная: сидишь под крышей, всегда в тепле, часто сама себе хозяйка, т.к. с коллегами общаешься по рации или телефону, удобный график работы 2/2 или 1/3, всегда есть возможность поменяться сменами, что немаловажно, когда у женщины маленький ребенок, специальных знаний и образования не требуется. Не работа, а сказка. Но так может рассуждать только тот, кто не сталкивался с работой диспетчера такси на практике.

В реальности на работу диспетчером подходит не каждый кандидат. И дело не только в том, что надо очень хорошо ориентироваться в районе, в котором предстоит работать. Хотя без этих знаний совсем никуда. Все же в большей степени, чтобы работа ладилась, необходимы такие личные качества, как гибкость мышления, умение быстро переключать свое внимание с одного объекта на другой, удерживать в памяти большое количество деталей и распределять свое внимание между ними. Если диспетчер будет устраивать регулярные "прогоны" или "простои", то  фирма будет нести финансовый ущерб, да и водители объявят байкот и просто перестанут выходить на связь, работая "от бордюра", т.е. обслуживая пассажиров по ходу движения. Закончится ситуация, скорее, увольнением одного диспетчера, чем десяти водителей. Понятно, что и определенные коммуникативные способности, подразумевающие успешное взаимодействие с клиентами и коллегами, так же необходимы диспетчеру. Если в фирме принято передавать заказы, которые по каким-либо причинам нет возможности выполнить самим, ему так же надо уметь общаться с коллегами из конкурирующих фирм. Также хорошего диспетчера отличает высокая стрессоустойчивость, готовность к действию во внештатных ситуациях. Различные происшествия  случаются не только на дороге, но и при общении водителя с пассажиром, который может забыть адрес, по которому собирался ехать, оказаться неплатежеспособным по прибытии на место, просто глубоко уснуть во время следования до указанного пункта и т.д. Диспетчер должен быть готов к решению любой внештатной ситуации.

Роль и место диспетчера в транспортной службе во многом зависит от отношения к этой позиции собственника, генерального руководства, от стратегических целей развития компании. В разных организациях у диспетчера может быть один из четырех уровней ответственности:

первый – включает традиционные обязанности по учету машин на линии, выхода водителей, приему заказов и управлением автоперевозками;

второй – подразумевает дополнительно к традиционным перевозкам привлечение к обслуживанию других фирм, управление сложными автопотоками с использованием центров приема заказов телефонистами;

третий – охватывает всю цепь обслуживания пассажиров и дополнительно учитывает расход ГСМ на каждого водителя в течении смены в зависимости от пройденного километража;

четвертый – интегрирует все вышеуказанные зоны ответственности и при этом предполагает всю организацию службы, включая распределение и учет рабочего времени и вклада в общую прибыль водителей своей смены.

При всей сложности данной должностной позиции, подготовка специалистов в области транспортного обслуживания пассажиров, чаще, проходит ситуативно: либо в самой фирме силами опытных коллег, либо в виде тренингов в обучающих центрах. Основной акцент делается на психологическом и функциональном обучении. Первое включает в себя коммуникативную подготовку диспетчеров, второе – знание местности и умение владеть техническими средствами связи и слежения.

Приходится признать, что в функциональной подготовке проблем практически не возникает. Психологическая подготовка направлена на отработку навыков общения, которые можно развить далеко не у каждого, т.к. они предполагают наличие природных задатков. Первое, на что обращают внимание - разбор типичных ошибок диспетчера:

·        в общении с клиентами

- предполагать, а не задавать уточняющие вопросы;

- преподносить себя, как человека, которого "рвут на части";

- разговаривать подчеркнуто формально или уничижительно-ласкательно, (т.е. с использованием слов "машиночка", "ладненько", "быстренько" и т.п.);

·        в общении с водителями

- говорить, не дожидаясь ответа;

- воспринимать себя, как просителя, а не как помощника;

- разговаривать на отвлеченные темы;

- в обращении, вместо принятого позывного (например, «Пума-11», «Ветер-239»), использовать клички, ласкательные имена и проч.

Вторым этапом - формируется умение слушать. Умение слушать начинается с ответа на вопрос: "Действительно ли Вы слушаете или просто ждете, когда придет Ваша очередь говорить?"  Психологи различают несколько типов слушания:

- активное неслушание – ход разговора постоянно прерывается, т.к. собеседниксистематически отвлекается во время разговора;

- пассивное слушание -  собеседник выслушивает информацию,и, не давая обратной связи, завершает разговор;

-         оценивающие слушание – по ходу переговоров собеседник вставляет в разговор свои оценки, идеи и порой даже критику.

-         активное слушание – собеседник задает уточняющие вопросы, показывая заинтересованность и понимание.

Третьим шагом становится понимание, как правильно задавать уточняющие вопросы. Чтобы получить необходимую информацию без искажений существуют правила: задавать вопросы:

- поочередно, избегая двойных вопросов;

- целенаправленно, уточняя нужные детали, удерживая контроль в разговоре;

- которые помогут клиенту утвердиться в правильности выбранного маршрута, времени возможного ожидания и поездки.

Последним этапом выступает знакомство с приемами бесконфликтного общения. Общение с различными людьми редко проходит исключительно миролюбиво. Конфликтные люди жили во все времена, в любом обществе, вне зависимости от политической власти и исторического времени. Навыки бесконфликтного общения помогут избежать излишнего напряжения и минимизируют стресс. В общении необходимо всегда помнить, чтобы человек не говорил, он всегда говорит о себе. Никогда не надо воспринимать, сказанное другим лично на свой счет. Венгерскими психологами разработано пошаговое поведение в конфликте "Семь шагов к миру":

1 шаг. Дать возможность оппоненту высказать свое раздражение в полной мере.

2 шаг. Присоединиться к оппоненту, поблагодарив его за высказанное мнение.

3 шаг. Сделать паузу, но не оставлять высказывания без ответа.

4 шаг. Избегать слов-раздражителей: обесценивающих и/или унижающих достоинство другого; обесценивающих самого себя; негативных стереотипных выражений.

5  шаг. Держать под контролем эмоции оппонента и свои собственные.

6 шаг. Искать в позициях то, что вас с оппонентом объединяет и фиксируйте внимание на этом.

7 шаг. Закончить диалог позитивно, даже, если общения с оппонентом в будущем не

планируется.

Опыт работы многих транспортных компаний позволяет утверждать, что проведенная кропотливая работа по подготовке диспетчера службы, включающая в себя не только функциональную готовность к должности, но и психологическую компетентность, помогает избежать ошибок в работе и снимает излишнее эмоциональное напряжение у самих специалистов и в коллективе. Чем лучше психологически подкован диспетчер, тем он грамотнее осуществляет деятельность по организации автоперевозок в целом.

Профессиональную подготовленность диспетчера такси можно сравнить с фундаментом дома: на прочном, надежном фундаменте можно построить большое, высокое здание; если фундамент просчитан неверно, очень скоро дом даст осадку, появятся трещины и потребуется серьезный ремонт. Грамотно подготовленный работник поможет упорядочить  и организовать работу службы эффективно, подстроив ее к стратегическим целям и специфике компании.

 

 



Просмотров: 384
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Когда мужчина просто "лечится" о Вас - вы чувствуете себя "помойной ямой"
  • Статья 1. "20 вопросов, которые необходимо задавать себе каждое воскресенье".
  • Правильные отношения? Может "да", а может "нет", у каждого свой взгляд.
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • Работа со страхом: "Что самого страшного может произойти, если..?"
  • "Все мужчины хотят только секса" или "Мне просто нечего им больше предложить"
  • "Воспитание детей. О связи "ленивой" ментальности и родительского "надо"!
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • "Хроники школьного психолога" Техника "Разговор со сменой позиции"
  • Всегда говорю "да" другим и "нет" себе, или, о личных границах.
  • Принимай то, что можешь (про идею "принятия" и "непринятия" себя и других)
  • Упражнения "Безусловная любовь к себе" и "Одно любимое дело для себя"
  • Говорить всегда:"Да"! Даже ценой своей жизни? Метофора.
  • Всем ли приходится постоянно преодолевать себя? Роль "надо" на пути достижения цели.
  • Встать на свое место, потерять свое место или "выйти из себя". Как это бывает в жизни.
  • "Не свое место" и "Запрет на ресурсы". Записки расстановщика.
  • "Только не забудь!" Капсула времени или история одного письма
  • "Я общаюсь только с высокопоставленными людьми" или "Мама, как ты меня достала".
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • "Умение просто быть рядом"
  • "Работа с МАК". Расклад "Сказка моей жизни".
  • "Работа с МАК. Техника "Сколько мне надо денег?"
  • "Работа с МАК. Техника "Познай себя".
  • Должны ли мы не говорить "Должен" и "Надо"?
  • "Работа с МАК. Расклад "Линия времени".
  • "Работа с МАК". Расклад "Диалог с 3-х позиций восприятия".
  • "Уверенность в себе" или "Что мешает чувствовать себя уверенно?"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь