Маленький манипулятор...

Часто можно услышать, как маленького ребенка обвиняют в том, что он манипулирует родителями: через истерику, гнев, требования, хулиганство. Родитель, уверенный в том, что им манипулируют, становится жестче, менее заботливым, более отчужденным.

Убежденность в манипуляциях делает взрослых глухими к чувствам малышей. В таком состоянии они могут пропустить отчаянные сигналы бедствия, которые выдают им их дети. 

И хочется отметить, что со стороны психолога поддерживать эту идею родителей о манипуляциях очень чревато. Ребенок, который благополучен, не будет истерить и хулиганить беспрерывно. Все поведенческие проявления, которые выходят за грани нормы, всегда сообщают о какой-то боли, которая есть внутри ребенка. Это сигнал, что что-то не так. Повесить на такое поведение ярлык "манипуляция" - закрепление и усиление этой проблемы.

Вообще, много раз убеждаюсь в том, какое важное порой воздействие имеют слова специалиста на приеме. И здесь думается о том, что словом и правда порой можно убить.

Психологу, работающему с родителями и детьми, всегда непросто. Это некое уникальное лавирование между двух и более миров, с целью гармонизации их взаимодействия. Если происходит слишком сильное присоединение к родителю, то ребенок не получает нужной поддержки и давление на него растет. Перекос в сторону присоединения к ребенку ведет к неудовлетворенности в поддержке у родителя, возникает ощущение, что здесь его не понимают и не слышат.

Психологу приходится быть особенно осторожным при интерпретации рисунков, результатов лепки и прочих творческих работ ребенка. Очевидно, что интерпретации не должны увеличивать напряженность в отношениях. Например, если мама пришла с сообщением, что ребенок "из нее веревеки вьет", будет опрометчиво усиливать ее опасения замечаниями "О! Да, девочка нарисовала себя выше вас. Она точно верховодит в семье!" 

Вместо этого вполне можно сказать: "Вашей дочке важно чувствовать себя значимой и ценной для семьи. Как думаете, какие ваши действия могли бы помочь ей в этом?"

Или: "Для ребенка очень важно ощущать, что у него есть опора. Как вы можете дать понять, что вы достаточно сильны и надежны, чтобы на вас опираться?"

Я, честно сказать, до сих пор с грустью вспоминаю, как однажды ребенок, делая рисунок семьи, испуганно заметил, что нарисовал "неправильный" рост у себя и родителей, и очень хотел все исправить и нарисовать "правильно". А я потом долго думала, как теперь вернуть доверие этому ребенку, чтобы он мог спокойно рисовать, лепить, строить песочные замки, не одергивая себя посекундно.

У меня есть здесь правило, которое может быть кому-то тоже будет интересным. В работе с детьми, я оговариваю сразу, что уважаю право маленького человека на его тайны. А это значит, что уже с 7-летнего возраста, я обсуждаю, что из нашей индивидуальной работы он готов сообщить родителям, а что нет. И как именно он это будет сообщать. Если дети будут делиться чем-то с психологом, за что потом влетит им от родителя - работы не будет уже никакой. В то же время, родитель, безусловно, должны быть об этом предупрежден, чтобы не было игр в прятки.

Разумеется, сюда не входит информация по особенностям развития, наличию конфликтов, острых переживаний. Однако, эта информация может быть предоставлена по-разному. Необходимо помнить, что у родителя нет психологического образования, и некоторые "очень психологические вещи" могут быть восприняты и поняты совсем не так, как ождается. И здесь, конечно, от любого специалиста опять же требуется много дипломатической тактичности, можно сказать, ювелирного оперирования информацией.

Маленький манипулятор



Просмотров: 483
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • Фантазм "Одна жизнь на двоих" или "Все будет потом!"
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • "Мой 2-х летний ребенок меня бьет". Из цикла "Агрессия ребенка"
  • Быть мальчиком "хорошо" или "плохо"? Первая возможная травма маленького мальчика.
  • "Возрастные кризисы" или "Как наладить контакт родителя и ребенка"?
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • Проблемы молодой семьи после рождения ребенка или "Он+Она=Ребенок"
  • Присутствие или что такое состояние "быть Здесь и Сейчас".
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • Когда "отпускать" ребенка или как не сделать из него "мамсика".
  • Когда вы перестанете быть "удобной" для многих вы сразу станете "стервой"
  • Мой любимый ребенок с СДВГ и почему важно вовремя сказать себе "СТОП"
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • "Когда же, наконец, у тебя будет ребенок?"
  • "Здесь и сейчас" - состояние, в котором "живут" наши сила и спокойствие.
  • "Здесь и сейчас" - состояние, в котором "живут" наши сила и спокойствие.
  • "Я ошибка!", или "Меня не должно было быть!"
  • "Мой ребенок будет таким, как я хочу!"
  • Может ли страдание быть "нормальным" и "патологическим"?
  • Самая сложная задача Родителя, что такое "плохо/хорошо" и как можно докатиться до ПРЛ или НРЛ
  • Магия присутствия: как и для чего быть "здесь и сейчас" гештальт-терапевту
  • "Я ТЕБЯ ЛЮБЛЮ..." - "КТО ЗДЕСЬ?" Лингвистическая модель любви.
  • Принимай то, что можешь (про идею "принятия" и "непринятия" себя и других)
  • Чтобы ваше "потом" не превратилось в "никогда"
  • Как понять ребенка (Упражнение "Почему он так себя ведет?")



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь