Эго структура, интрапсихическое функционирование и защитные механизмы (перевод статьи) часть 1

Эго Структура, Интрапсихическое Функционирование и Защитные механизмы: Комментарий к Оригинальным Теоретическим Концепциям Эрика Берна

(Ego Structure, Intrapsychic Function and Defense Mechanisms: A Commentary o Eric Berne’s Original Theoretical Concepts)

                                        Ричард Г. Эрскин (Richard G. Erskine)

                                                         TAJ 18: 1 October 1988

Перевод - Котляров Дмитрий

Общий обзор.

Наиболее важным вкладом Эрика Берна в психотерапевтическую теорию является его развитие концепции подразделения эго. Большинство современных исследователей уже отошли от берновских описаний эго-состояний. В этой статье даётся определение эго, рассматриваются интрапсихические функции и пересматривается роль защитных механизмов. Даётся объяснение образам, создаваемым эго и описывается их внутреннее влияние. Завершается статья определением понятия здоровья, основанном на интегративной функции Взрослого эго-состояния.

                                                 _______________

Влияние Эрика Берна (1961) на психоаналитическую мысль заключается в том, что он усовершенствовал и дополнил концепцию Пауля Федерна (1953) о подразделении эго. Вклад Эрика Берна в теорию эго-состояний дал возможность существенным изменениям в психотерапевтической практике и предварил несколькими годами большинство современных психоналитических смен парадигм в «психологии самости» (Кохут, 1971, 1977; Кернберг, 1976) и во взглядах на процесс развития, которые сфокусировались на доэдипальных и младенческих фиксациях (Малер, 1968; Малер, Пайн и Бергман, 1975; Мастерсон, 1976, 1981; Миллер, 1981; Стерн, 1985) как причине психологических дисфункций.

Во время популяризации транзактного анализа, которая происходила в последние двадцать лет, большинство оригинальных теоретических концепций Эрика Берна либо неправильно применяли либо представляли в упрощённом виде. Часто примеры и объяснения, которые приводил Берн, использовали для определения эго-состояний или ошибочно объединяли четыре детерминанта эго-состояния – феноменологическое, историческое, поведенческое и социальное – необходимых для полного понимания интрапсихического и транзактного фунционирования эго. В результате эго-состояния были представлены в виде систематики поведения или классификации субъективных переживаний,  то есть недостаточно подчёркивалась роль стадий фиксации, интроекции и механизмов защиты.

Популяризация и упрощение теории эго-состояний привели к тому, что оригинальные коцепции Берна были лишены тщательного изучения и читатели постберновских статей и книг по ТА ощущают недостаток понимания интрапсихических феноменов.

Эго

В книге «Эго-психология и психозы» (1953) Федерн описал эго как реальное, переживаемое состояние, а не просто теоретическую конструкцию. Латинское слово «эго», используемое в английских переводах ранних псиахоаналитических трудов, сменило фрейдовское «Das Ich» - «Я». Эго -  идентифицирующий  и отчуждающий аспект самости; это наше ощущение «Это я» и «Это не я». Эго выделяет и обособляет внутренние ощущения от тех, которые возникают вне организма. Эго это наша идентичность – «Я голодный», «Я психотерапевт» или «Я не водитель автобуса, хотя умею его водить».

Пауль Федерн обратил внимание на то, что сильно взволнованные пациенты проявляют своё текущее эго в виде идентификации с внутренними ощущениями и, одновременно идентифицикации с   внешним стимулом либо  отделением себя от него. Кроме того, данное эго проявляет ощущение идентичности и отклик на окружение, который очень похож на детскую реакцию. (In addition, this ego manifests a feeling of identity and a response to the enviroment which is like that of a young people). Также, Федерн упоминал о постоянном психическом присутствии родительской фигуры у своих психотических пациентов (Вейсс, 1950), хотя он и не зашёл столь далеко, чтобы описать этот феномен как эго-состояние. Точнее, он продолжал определять его как нечто, имеющее отношение к психоаналитической концепции суперэго.

В ходе личного анализа у Федерна, эти теоретические идеи и интерпретации, касающиеся различения состояний эго, произвели глубокое влияние на Эрика Берна. В дальнейшем проходя анализ, сначала у Федерна, а затем у Эрика Эриксона, длившегося пятнадцать лет, Берн проводил эксперименты с интуицией и образами эго (Берн, 1949, 1955, 1957a). Основываясь на своих экспериментах и клинических наблюдениях, Берн воспользовался взглядами Эриксона на процесс развития для того, чтобы разработать теорию Федерна (1953) и в дальнейшем усовершенствовать концепцию эго-состояний (Берн, 1957b; 1961).

Состояния Эго

Берн предполагал, что на протяжении всех его ранних работ (до 1966) читатель хорошо знаком с определением эго, которое он использовал. Берн описывал состояние эго «феноменологически как связную систему ощущений, относящихся к определенному объекту, операционально  как связную систему паттернов поведения или прагматически как систему ощущений и чувствований, которая определяет соответствующую систему паттернов поведения» (Берн, 1961, стр.17).

Позднее Берн использовал разговорное описание эго-состояний (Родитель, Взрослый, Ребёнок), соотнося  их с  феноменологическими проявлениями психических органов (экстеропсихика, неопсихика и археопсихика), чьи функции это обработка внешних и внутренних стимулов. Экстеропсихика, археопсихика и неопсихика относятся к разным аспектам сознания (mind): 1) возникшего под воздействием внешнего влияния; 2) относящегося  к ранней психической деятельности, берущей  начало в предыдущих возрастных периодах; 3) текущей психической деятельности. На протяжении всей книги «Транзактный анализ в психотерапии» (1961) Берн равноценно выражению психический орган использовал термин «эго-состояние» для того, чтобы «обозначать состояния сознания и соответствующие ему паттерны поведения» (стр. 30).

Берн (1961) утверждал «Взрослое эго-состояние это автономная система чувств, установок и паттернов поведения,
соотнесённая с реальной текущей действительностью» (стр.76). В этом определении Берн использовал термин «автономная», что соответствует неопсихическому состоянию эго, функционирующему без интрапсихического контроля интроецированного или архаического эго. Когда Взрослое эго-состояние находится в полном контакте с тем, что происходит вне организма и в нём самом, в соответствии со своим возрастным развитием. Неопсихическая (текущее сознание) функция эго состоит в том, чтобы определять и интегрировать: 1) то что мгновение за мгновением просходит внутри и снаружи; 2) прошлый опыт и его конечный результат; 3) психологическое влияние значимых людей и идентификацию с ними в своей жизни. Взрослое эго-состояние состоит из текущего соответствующего возрасту двигательного поведения; эмоционального, когнитивного и морального состояния; способности к творчеству; доступности полному контакту в значимых отношениях. Берн (1961, стр.195), придавая выразительности этим  аспектам использовал греческие термины Этос и Пафос - к которым данный автор добавляет Логос, способность использовать логику и абстрактное мышление, и Технос, способность к творчеству – для того, чтобы полностью описать неопсихическую способность Взрослого эго-состояния к интегрированию ценностей, обработке информации, реагированию на эмоции и ощущения и способности к творчеству и полному контакту.

Берн противопоставлял данное неопсихическое состояние эго, архаическому эго-состоянию, которое состоит из фиксаций на ранних стадиях развития. Он писал (1961): «Детское эго-состояние это совокупность чувств, установок и моделей поведения, являющихся следами детства индивида» (стр. 77). Детское эго-состояние вопринимает окружающий мир и внутренние потребности и ощущения так как человек это делал на более ранних стадиях развития. Хотя может показаться, что человек находится в контакте с текущей реальностью, в действительности он переживает, то что происходит, опираясь на инттеллектуальные, социальные и эмоциональные возможности ребёнка, находящегося на стадии развития неразрешённой травмы или замешательства (confusion) т.е. фиксации.

Стоит отметить, что использование термина Детское эго-состояние в единственном числе не совсем верно. Развиваясь, ребёнок проходит через множество этапов и стадий (Пиаже, 1936/1952; Эриксон, 1950; Малер, 1968; Малер, Пайн и Бергман, 1975) и сдерживание и фиксация может пройти на любом из них. Под влиянием одних стрессовых факторов мы можем, думать, чувствовать и вести себя также как мы делали это, будучи шести лет от роду; под воздействием других мы можем вопринимать себя и окружающий нас мир так как мы это делали ещё младенцами.

Архаическое состояние эго намного более сложнее того Детского эго-состояния, которое описывали различные писатели, используя простые примеры спонтанности, интуиции, подчиняемости и эмоциональности. Ребёнок или архаическое состояние эго это полноценная личность человека или то каким он был на предыдущих стадиях развития. Сюда входят потребности, желания, стремления и ощущения; защитные мехаизмы; и мыслительные процессы, восприятия, чувства и поведение, соответствующее стадии развития, на которой произошла фиксация.

Архаическое состояние эго это результат ареста развития, которое случилось в момент, когда важнейшие ранние потребности в контакте не были удовлетворены.  Детская защита от чувства дискофорта, возникшего из-за неудовлетворёных потребностей становится эготичной и фиксированной (became egotized-fixated); в данном случае опыт не может быть интегрирован во Взрослое эго-состояние до тех пор пока механизмы защиты не расстворятся.

Берн (1961) также исследовал результаты наблюдения Федерна, касающиеся того, что множество его клиентов ощущают постоянное присутствие родительских фигур, влияющих на их поведение.  Этот феномен есть результат влияния реальных людей, которые годами до этого воздействовали и несли ответственность за данного индивида, когда он был ещё ребёнком. Родительское присутствие является более осязаемым, чем фрейдовская конструкция «суперэго» («Über-Ich»). С помощью исторического исследования вполне возможно проследить, что в действительности было сказано, кем и в какой период детства. Посредством интроекции (неосознаваемой защитной идентификации и интернализации) ребёнок делает родительскую фигуру частью Я т.е. эго.

Берн (1961) пришёл к выводу, что интроецированные родители тоже становятся состоянием эго, которое он определял как «совокупность чувств, установок и паттернов поведений, которые похожи на родительскую фигуру» (стр.75). Однако, фраза «похожи на родительскую фигуру» не совсем верна. Исходя из берновских примеров и описаний в книге «Транзактный анализ в психотерапии» (1961) и из собственных клинических наблюдений очевидно, что Родительское эго-состояние это текущая историческая интернализация личности одного из родителей или значимой родительской фигуры, такой какой она была воспринята ребёнком во время интроекции.

Содержание родительского эго-состояние взято или интроецированно из родительских фигур в раннем детстве  –  в меньшей степени, в более позднем возрасте – и если оно не пересматривается в дальнейшем, то остаётся неассимилированным или неинтегрированным в неофункциональное эго. Поскольку на разных этапах развития детское восприятие родительских реакций, эмоций и мыслей будет различным, так и текущее содержание и интрапсихическая функция Родительского эго-состояния в засимости от периода возниконовения интроекции будет отличаться друг от друга.  Интроекция как защитный механизм часто используется вследствие недостатка полноценного психологического контакта между ребёнком  и значимым взрослым; образующийся в результате конфликт интернализируется для того чтобы по-видимому с ним было легче справляться (Перлз, 1978). Интроецированные элементы могут оставаться в виде чужеродного тела внутри личности, часто недоступные для дальнейшего обучения  или развития, но продолжающие влиять на поведение и восприятие. Они образуют инородный элемент личности, внедрённый в эго и феноменологически переживающийся как принадлежющий человеку, однако на самом деле, они представляют собой взаимствованную личность. Чем дольше интроецированные элементы согласованы или синтоничны  мыслям, чувствам и поведению Взрослого или Детского эго-состояния, тем чаще человек не осознаёт наличие интрапсихического дистресса. Однако, если интроекты не согласуются или дисточничны опыту Взрослого или Детского эго-состояния они могут привести к неприятным переживаниям внутреннего конфликта.



Просмотров: 540
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Тренинг по теории Эрика Берна трансактный анализ, из книги «Игры в которые играют люди».
  • Э. Берн - Родитель, Взрослый, Ребенок. Теория и примеры практического использования.
  • Состояние Височно Нижнечелюстного Сустава - состояние всего тела и психика в целом!!
  • Рецензия: Эрик Берн «Игры, в которые играют люди»
  • Состояние высокой продуктивности. Новый код, или как играючи получать желаемое состояние?
  • Эрик Берн и философия трансактного анализа
  • Как получить состояние покоя, и как войти в состояние война.
  • Ребенок vs Родитель (Э.Берн)
  • На стыке: Эрик Берн
  • Понимание механизмов развития депрессивных состояний - типичных и атипичных, а также панических реакций
  • Типы привязанности у взрослых и Эрик Берн
  • Техника Эрика Берна - травматерапия
  • Влияние полнолуния на психическое состояние личности. Отрыв от реальности.
  • Клод Штайнер Эго-состояние Взрослого; ещё раз о чувствах
  • Влияние молитвы на психологическое состояние человека.
  • Мой муж как ребёнок!..или...Как не путать психологическое состояние жены и матери?
  • Физиологические механизмы развития ди-стрессовых состояний
  • Влияние природных циклов на психологическое состояние человека
  • Семья в кризисе: влияние семейного конфликта на эмоциональное состояние ребёнка
  • Практические упражнения по физической активности, которые улучшат психологическое состояние!
  • Конфликт как состояние. Элементы практикума.
  • Цветотерапия. Влияние цвета на психологическое состояние
  • Влияние цветов на психоэмоциональное и физическое состояние человека.
  • Влияние психотравмирующего опыта первой беременности на психосоматическое состояние во время последующих беременностей
  • Семья в кризисе: влияние семейного конфликта на эмоциональное состояние ребенка
  • Изучение влияния процесса обучения художественной грамоте на функциональное состояние здоровья и психоэмоциональную сферу учащихся
  • Миллионеры назвали главные привычки, которые помогли им сколотить состояние
  • Состояния: пентадная логика развития
  • Депрессия. Пред депрессионное состояние или как включаются механизмы депрессии.
  • Состояние потери себя или кризис идентичности.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь