Техника Эрика Берна - травматерапия

Автор статьи: Татьяна Силаева

Техника Эрика Берна - травматерапия

Техника Эрика Берна  травматерапия

Психотравмы не удалось избежать еще ни одному человеку. Подобных клиентских запросов у психологов - большинство. Поэтому, данная статья предназначена для специалистов, работающих с психотравмами, используя приемы и техники травмотерапии. 

Травматерапия предусматривает 2 этапа:

1. Стабилизация (накачка ресурсов).

2. Воспоминания:

- во время психотерапии психолог все время бегает (ведет клиента), где тяжело: ведет клиента, ставя его в позицию наблюдателя, а затем в ресурсы. И так несколько раз. Техника "2 стула": легко-тяжело, где легко это ресурс, а тяжело это травма;

- если клиент спрашивает (задает вопросы при этих возвратах, то надо возвращать ему вопрос: а как это тебе?

- гештальт надо использовать как ресурс (человек  - сам ресурс, если нет ресурса вовне. Если клиент уже прожил какое-то время с травмой  - то есть ресурс.

Если мы живы, то у нас есть все, чтобы справиться, но мы не видим этого

Техника Берна

Мы говорим клиенту:

- есть в вас 3 сущности: ребенок, взрослый и родитель. Ребенок отвечает за желания (хочу), родитель за нормы (надо) и взрослый - делатель

- проставь стулья как хочешь (можно с карточками делать), можно и в группе и индивидуально

- сядь на каждый из 3 стульев: ребенок-взрослый-родитель...что чувствуешь там? какие  чувства к другим из этой части (родитель, к примеру  к ребенку и взрослому) - какое ощущение в теле? какое отношение к другому стулу (мысли)?

- пересядь на другой стул, какие ощущения здесь в тебе? -отсюда к другим? - какой образ возникает?

- сядь на 3 стул: как тебе там? (клиенту нужно ориентироваться  на свои восприятия в себе и не смотреть на другие стулья), куда ты смотришь? какая твоя часть смотрит в будущее?

- переставить стулья: так лучше? как чувствуешь? (чувствует и психолог и клиент)

- скажи своему Ребенку (часть-роль в клиенте): мне очень жаль, что так получилось. Прости - так получилось  (если, к примеру, клиент смотрел на Ребенка)

- попробуй сказать ему: теперь я вижу тебя...(и пересадить клиента на другой стул). Так лучше? (переставляем стулья)

- двигай энергию по телу где не хватает ( в ребенке...родителе...или взрослом, в любой из частей-ролей) - направь энергию туда.

- пересядь во взрослое (ребенок во взрослое): как ты относишься к родителям? (здесь можно работать  или с прошлым или с гештальтом

- переставляем стул далеко - так легче? - как это влияет на твою жизнь? ты понимаешь? - (работаем с гештальтом)

- итак, твой взрослый готов меняться, а ребенок? Пусть ребенок посмотрит туда (на родителя - переставить стул ближе к клиенту). Как тебе там? сядь как хочешь..

- что чувствуешь к родителям? попробуй сказать: ты нужен(на) мне, мне тебя не хватает. Можно к тебе? Теперь пересядь на родителя: как родитель относится к взрослому?

пересаживаем ребенка в родителя, затем родителя во взрослого, затем ребенка во взрослого по предыдущей схеме, все время спрашивая о динамике чувств

- затем ставим еще стул: представь что это родители твоих родителей, пересядь туда...затем вернись к ребенку..

- попробуй сказать бабушке что ты хочешь...что чувствуешь?

- опять пересядь во взрослого. Как теперь твоему взрослому? Скажи ему -  я тебя вижу и иду к тебе. Я теперь могу делать и поступать как взрослый.

- теперь сядь в ребенка и скажи взрослому и родителю: я принимаю вас обоих, вы оба значимы для меня и вы во мне. А ваши отношения (проблемные зоны в клиенте) я оставляю вам.

- Поставь родителей(либо одного из них) в образе стула впереди себя и скажи  из роли ребенка о проблемной теме, например: ты мой папа а я твоя дочь, так получилось что ты ушел рано из жизни (ты обижал меня...бросил...не любил....предал...) и я прощаю тебя

- поставь сзади себя (ребенка бабушку и скажи: ты моя бабушка и ты во мне,  ты умерла а я живу и мне надо успеть сделать...

говорить ключевые вещи что хочется сделать

- добавить (если работа с горем-потерей при смерти родителей): в светлую память о тебе я сделаю что-нибудь хорошее...я знаю что у тебя не все получилось и ты будешь рад моим успехам.

- сделай шаг к папе и представь как ребенок его обнимает

- представь маму рядом с папой. Скажи: вы мои родители. Так получилось что отношения у нас (у вас) не сложились как я хотела. И я долгие годы обвиняла тебя мама. Но теперь прощаю и ты прости меня просто потому что ты моя мама а я твоя дочка. Ради папы..

сделать глубокий наклон в сторону мамы(родителей) и глубокий выдох.

- что теперь чувствуешь?

скажи папе: теперь я тебя отпускаю...иди с миром (при работе с горем-потерей)

- сделай вдох и отпусти

- отворачиваем клиента в другую сторону. Это в будущее

- ставим стулья в ряд: сядь на каждый и проговори свои чувства теперь

- какой стул более комфортный? чем отличается?

- какая часть развивается теперь?

- предлагаю закончить на этом...

 

Автор статьи       медпсихолог Татьяна Силаева

 

интеренет-курсы

+   Практикум психолога "Формирование института семьи - школьникам/семьям 

1. Начинающему психологу в помощь

2. Спортивным психологам, тренерам! Набор техник... Работа клинического психолога в поликлинике-заключения,

3. Практическая деятельность конфликтолога-медиатора. Кейс 

 



Просмотров: 270
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Работа с МАК. Техника «Я-родитель? Я-взрослый? Я-ребенок?»
  • Родитель, Ребенок, Взрослый - части внутри меня!
  • Я себя слепила для тебя, любимый...а теперь я это поняла.
  • Вот теперь тебя люблю я..!
  • Теперь я буду тебя менять
  • Жизненные роли: Взрослый-Родитель-Ребенок
  • Дешевле обойдется! (Что делать, если ребенок совсем взрослый?) 2 часть
  • "Ты теперь большой!", или в семье родился младший ребенок
  • Мысли о прошлом и планах на будущее в формате "здесь-и-теперь"
  • "Мама, скажи, что я у тебя красавица" (нелюбовь к телу как результат нарушения идентификации)
  • Мама, теперь ты будешь меня любить?
  • Теперь ты будешь любить меня, мама?
  • «Мама, прости, но теперь – моя очередь!» – как и зачем саму себя удочерить?
  • Родитель, Взрослый, Ребенок в сексуальной жизни
  • Скажи мне, кто тебе нравится, и я кажу тебе, кто ты.
  • Взрослый, родитель, ребенок
  • Ребенок, родитель, взрослый.
  • Ребенок, Родитель, Взрослый
  • Мой ребенок. Мой родитель. Мой взрослый.
  • Родитель, Ребенок или Взрослый?
  • Скажи, а у тебя действительно есть друг?
  • Ребенок, Родитель и, наконец-то,...Взрослый.
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • Эмоциональная зрелость или "а теперь я могу и мне можно".
  • Эволюция не по Дарвину: Ребенок-Родитель-Взрослый
  • Скажи мне , что ты танцуешь, и я скажу тебе твою судьбу.
  • Взрослый-Ребенок-Родитель - как эти трое уживаются внутри нас
  • Внутренний драматический треугольник: Родитель, Ребенок, Взрослый.
  • Что мне делать, если взрослый ребенок ни учится, ни работает
  • Скажи мне, как ты относишься к отличным от тебя, и я скажу, кто ты



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь