|
Техника Эрика Берна - травматерапияАвтор статьи: Татьяна Силаева
Техника Эрика Берна - травматерапия Психотравмы не удалось избежать еще ни одному человеку. Подобных клиентских запросов у психологов - большинство. Поэтому, данная статья предназначена для специалистов, работающих с психотравмами, используя приемы и техники травмотерапии. Травматерапия предусматривает 2 этапа: 1. Стабилизация (накачка ресурсов). 2. Воспоминания: - во время психотерапии психолог все время бегает (ведет клиента), где тяжело: ведет клиента, ставя его в позицию наблюдателя, а затем в ресурсы. И так несколько раз. Техника "2 стула": легко-тяжело, где легко это ресурс, а тяжело это травма; - если клиент спрашивает (задает вопросы при этих возвратах, то надо возвращать ему вопрос: а как это тебе? - гештальт надо использовать как ресурс (человек - сам ресурс, если нет ресурса вовне. Если клиент уже прожил какое-то время с травмой - то есть ресурс. Если мы живы, то у нас есть все, чтобы справиться, но мы не видим этого Техника Берна Мы говорим клиенту: - есть в вас 3 сущности: ребенок, взрослый и родитель. Ребенок отвечает за желания (хочу), родитель за нормы (надо) и взрослый - делатель - проставь стулья как хочешь (можно с карточками делать), можно и в группе и индивидуально - сядь на каждый из 3 стульев: ребенок-взрослый-родитель...что чувствуешь там? какие чувства к другим из этой части (родитель, к примеру к ребенку и взрослому) - какое ощущение в теле? какое отношение к другому стулу (мысли)? - пересядь на другой стул, какие ощущения здесь в тебе? -отсюда к другим? - какой образ возникает? - сядь на 3 стул: как тебе там? (клиенту нужно ориентироваться на свои восприятия в себе и не смотреть на другие стулья), куда ты смотришь? какая твоя часть смотрит в будущее? - переставить стулья: так лучше? как чувствуешь? (чувствует и психолог и клиент) - скажи своему Ребенку (часть-роль в клиенте): мне очень жаль, что так получилось. Прости - так получилось (если, к примеру, клиент смотрел на Ребенка) - попробуй сказать ему: теперь я вижу тебя...(и пересадить клиента на другой стул). Так лучше? (переставляем стулья) - двигай энергию по телу где не хватает ( в ребенке...родителе...или взрослом, в любой из частей-ролей) - направь энергию туда. - пересядь во взрослое (ребенок во взрослое): как ты относишься к родителям? (здесь можно работать или с прошлым или с гештальтом - переставляем стул далеко - так легче? - как это влияет на твою жизнь? ты понимаешь? - (работаем с гештальтом) - итак, твой взрослый готов меняться, а ребенок? Пусть ребенок посмотрит туда (на родителя - переставить стул ближе к клиенту). Как тебе там? сядь как хочешь.. - что чувствуешь к родителям? попробуй сказать: ты нужен(на) мне, мне тебя не хватает. Можно к тебе? Теперь пересядь на родителя: как родитель относится к взрослому? пересаживаем ребенка в родителя, затем родителя во взрослого, затем ребенка во взрослого по предыдущей схеме, все время спрашивая о динамике чувств - затем ставим еще стул: представь что это родители твоих родителей, пересядь туда...затем вернись к ребенку.. - попробуй сказать бабушке что ты хочешь...что чувствуешь? - опять пересядь во взрослого. Как теперь твоему взрослому? Скажи ему - я тебя вижу и иду к тебе. Я теперь могу делать и поступать как взрослый. - теперь сядь в ребенка и скажи взрослому и родителю: я принимаю вас обоих, вы оба значимы для меня и вы во мне. А ваши отношения (проблемные зоны в клиенте) я оставляю вам. - Поставь родителей(либо одного из них) в образе стула впереди себя и скажи из роли ребенка о проблемной теме, например: ты мой папа а я твоя дочь, так получилось что ты ушел рано из жизни (ты обижал меня...бросил...не любил....предал...) и я прощаю тебя - поставь сзади себя (ребенка бабушку и скажи: ты моя бабушка и ты во мне, ты умерла а я живу и мне надо успеть сделать... говорить ключевые вещи что хочется сделать - добавить (если работа с горем-потерей при смерти родителей): в светлую память о тебе я сделаю что-нибудь хорошее...я знаю что у тебя не все получилось и ты будешь рад моим успехам. - сделай шаг к папе и представь как ребенок его обнимает - представь маму рядом с папой. Скажи: вы мои родители. Так получилось что отношения у нас (у вас) не сложились как я хотела. И я долгие годы обвиняла тебя мама. Но теперь прощаю и ты прости меня просто потому что ты моя мама а я твоя дочка. Ради папы.. сделать глубокий наклон в сторону мамы(родителей) и глубокий выдох. - что теперь чувствуешь? скажи папе: теперь я тебя отпускаю...иди с миром (при работе с горем-потерей) - сделай вдох и отпусти - отворачиваем клиента в другую сторону. Это в будущее - ставим стулья в ряд: сядь на каждый и проговори свои чувства теперь - какой стул более комфортный? чем отличается? - какая часть развивается теперь? - предлагаю закончить на этом...
Автор статьи медпсихолог Татьяна Силаева
интеренет-курсы + Практикум психолога "Формирование института семьи - школьникам/семьям 1. Начинающему психологу в помощь 2. Спортивным психологам, тренерам! Набор техник... Работа клинического психолога в поликлинике-заключения, 3. Практическая деятельность конфликтолога-медиатора. Кейс
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|